Консультации
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Развитие математических способностей детей в подготовительной группе 6-7 лет».
Воспитатели:
Скрыпникова Л. Н.
Повестка дня:
1.Вступительное слово.
2. Содержание программы образовательной деятельности
3.Сказка – как средство обучения математике
4. Памятка для родителей
1. -Здравствуйте, Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Приятно, что Вы нашли своё время. Значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка. Сегодня мы уделим внимание обучению математике детей дошкольного возраста.
Сказка
Начинаем наш рассказ:
Жил-был гномик – это раз,
Два: у гнома был сундук,
Три: в нем кто-то жил – тук-тук!
А четыре: этот кто-то
Ночью бегал на болото!
Пять: он лешего дразнил,
Шесть: наш гном его ловил!
Семь: на ветре гном летал,
Восемь: филин хохотал!
Девять: кто-то испугался,
Десять: сам в сундук забрался!
Гном домой сундук забрал,
До утра спокойно спал!
Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Но с этими словами можно и не согласиться. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
2. Для начала ознакомимся с содержанием программы образовательной деятельности по математике на год.
- Количество и счет.
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
- Величина.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
- Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Ориентировка в пространстве.
Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Ориентировка во времени.
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
3. Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать художественные произведения, в частности сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».
Но просто читать сказки – этого мало. Можно в старших группах попробовать сочинять математические сказки самим. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений предлагается детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.
Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку можно не только повторить и закрепить пройденный материал, но и знакомить детей с новым, научить их самостоятельно.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием, способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ».
Таким образом, использование элементов сказки поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д.
Пример:
1. Задание
Маша шла по лесной дорожке и увидела полянку с цветами на которой росли синие и красные цветочки. Маша решила собрать букет. В букете было 5 красных цветов и 2 синих.
Каких цветов в букете было больше? На сколько больше?
Сколько цветов было в букете?
2. задание
На своем пути Маша встретила домик. Он был большой с крылечком и трубой.
Постройте домик из геометрических фигур.
3. задание
Маша зашла в дом и увидела три стула разной высоты.
Постройте стулья разной высоты из счетных палочек.
4. задание
На столе Маша заметила в правом вернем углу стола стояла большая чашка (круг), в середине стояла чашка с кашей (квадрат), в левом нижнем углу лежала ложка (треугольник), в левом верхнем углу стояла маленькая чашка (прямоугольник), в правом нижнем углу лежала большая ложка (ромб).
5. задание
В домике была еще одна комната. Маша решила заглянуть туда. В комнате стояли три кровати. Высокая и широкая, Пониже и поуже, самая низкая, самая узкая.
Соберите кровати из геометрических форм.
Маша очень устала поэтому легла спать на самую низкую кровать.
Она не знала, что в домике жили три медведя. Они как раз в это время вернулись с прогулки. Медведи увидели незваную гостью и разбудили. Маша очень испугалась, выскочила в окно и убежала домой.
В таких заданиях закрепляется счет и сравнение, решаются задачи, закрепляются знания геометрических фигур и форм, выполняются логические задания, складываются предметы в порядке возрастания и убывания.
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. В процессе обучения у детей развивается:
♣способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир,
♣выделять признаки предметов и явлений,
♣раскрывать их связи,
♣замечать свойства,
♣интерпретировать наблюдаемое;
♣формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности,
♣создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения. Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития. Известно, что математика-это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе -это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
ТРЕНИРОВКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление -это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в
том, из чего складывается логическое мышление.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СРАВНИВАТЬ?
Сравнение–это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков час-то носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта. В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:
♣Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество.
♣Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен на
учиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.
♣Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты.
♣Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.
Можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий» признак и «существенный» признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что «общий» признак не всегда является «существенным», но «существенный» – всегда «общим». Например: покажите ребенку два предмета,
♣где «общим», но «несущественным» признаком у них является цвет,
♣а «общим» и «существенным»– форма.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.
ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания:
♣концентрированность,
♣устойчивость,
♣объем внимания,
♣распределяемость,
♣переключаемость внимания.
Концентрированность–это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Устойчивость–это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче. Объем внимания–это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной деализацией воспринимать одновременно до 3 предметов. Распределяемость
–это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения. Переключаемость внимания–это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.
СТРЕМИТЕСЬ ЛИ ВЫ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ СВОЕГО РЕБЕНКА
Интеллект–это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека. Он определяется способностью:
♣сосредоточиваться на познавательном задании,
♣умением гибко переключаться, сравнивать,
♣быстро устанавливать причинно-следственные связи,
♣делать умозаключения и т.д.
Развитие интеллекта, психологический комфорт, в процессе умственной деятельности, и чувство счастья у ребенка очень тесно связаны между собой.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по ФЭМП.
Счёт
· Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).
· Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)
· Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)
· Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
· Счёт цепочкой (поочерёдно).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
· Отложи столько же предметов (счёт на слух)
Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»
Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»
· Отсчитай столько же
Перед ребёнком большое количество предметов ( палочки, круги, пуговицы и тд.
Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10), или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).
Цифры
· Какой цифры не стало
Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.
· Наведи порядок
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.
· Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
· Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
· Назови цифру.
Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.
· Назови, какие цифры пропущены 1 3 4 6 8 ?
· Какая цифра должна стоять вместо ? 1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или
1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и др.
Ориентировка в пространстве
· Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
· Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?
· Игровые задания детям
— Топни правой ногой 3 раза.
-Дотронься левой рукой до левого уха.
-Подними вверх правую (левую) руку.
-Поставь на носок правую (левую) ногу.
-Поставь на пояс правую (левую) руку.
-Дотронься левой рукой до правого колена.
-Повернись на право (на лево).
-Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд.
Фигуры
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.
· Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:
(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)
(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)
(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д)
(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д)
· Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.
Ориентировка во времени
Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и тд.
Название текущего месяца года
Дни недели
Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т.д)
Дни недели
- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?
– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
– Четверг – какой день по счету?
– Какой день недели будет после вторника?
-Какой день между четвергом и вторником?
- Сколько всего дней в неделе?
Учитывая важную роль родителей в воспитании и развитии детей необходимо направить усилия на решение следующей задачи:
- читать ежедневно с ребенком детские книги;
- обсуждать с ним прочитанное;
- помогать детям решать задачи и задания на основе сказок, придумывать математические сказки;
- в каждой семье найти время для организации семейного математического досуга.
МКДОУ « Воробьевский детский сад № 1»
Консультация для родителей
Тема: «Знакомим детей 6-7 лет со временем».
Воспитатели:
Скрыпникова Л. Н.
Время – довольно сложное понятие и довольно субъективное, ведь на интересном и увлекательном уроке время летит незаметно, а вот на скучном – мучительно долго. Но понимать, что такое время, хотя бы в общих чертах и понятиях малышу необходимо, поэтому придумано много приемов, помогающих ребенку сформировать основу, которая позволит ему определять время в будущем. Сначала малыш понимает, что одно событие предваряет другое, он довольно рано постигает основные временные понятия, такие, как «позже», «утром», «вечером». Это помогает ему предвкушать и планировать, учиться организованности и последовательности. Затем он уже понимает, что в году четыре времени года, двенадцать месяцев, в неделе семь дней, а день состоит из утра, дня, вечера и ночи. Подождите, когда малыш научится ориентироваться в этих понятиях. И только потом ребенок готов к изучению темы «Который час?».
Первый шаг
Наилучший способ сделать обучение доступным пониманию – разговаривать о событиях каждого дня по мере того, как они происходят. Объясняйте ребенку и показывайте, что все явления в природе происходят по порядку. В конце дня сделайте обзор этих событий, фиксируя внимание на том, когда они происходили, почаще употребляйте слова, характеризующие конкретный период: «Вчера мы ходили в цирк» или «Через минуту мы будем купаться»… Так ваш ребенок начнет понемногу осваиваться во времени, структурировать прошлое, настоящее и будущее.
Наверное, вы не раз встречали вашего малыша, задумчиво сидящего у порога в одном ботинке и без штанов. Решить эту проблему можно, подсказывая ему последовательность действий, с которыми он еще справляется тяжело. Вместо фразы: «Одевайся, пойдем гулять!» можно сказать, например: «Сейчас мы идем на улицу, надень сначала шапку, затем шубу. А потом я помогу тебе обуться». Малышу будет проще, потому что он будет знать, что за чем следует. Так же можно ориентировать малыша и в других повседневных делах. Допустим, фразу «Я почитаю тебе попозже» можно заменить, более подробной информацией: «Сначала мы с тобой пообедаем, затем умоемся, и после этого я почитаю тебе книжку». Тогда ребенок уже понимает, что перед чтением ему предстоит сделать два действия. К 4 годам ребенок уже имеет основные временные понятия и начинает активно использовать их в своей речи. Помогайте ему правильно применять эти определения, исправляя неправильное применение отдельных слов. Обычно ребенок внутренне понимает, что такое прошлое и будущее, но в речи часто путает «вчера» и «завтра». Спрашивайте малыша о планах, интересуйтесь впечатлениями минувшего дня и следите за тем, насколько успешно ребенок продвигается в понимании времени.
Второй шаг - обучение через игру
Понять последовательность событий – значит сделать важный шаг в развитии логики. Намного легче знакомиться со временем, когда оно наглядно и осязаемо. Время становится реальнее, когда перед глазами находятся различные картинки, знакомящие малыша с уже известными явлениями. Создайте игру «режим дня». Вырежьте нужные картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, утренний туалет, завтрак и т. д. Из картона смастерите красивый циферблат с яркими стрелками. Затем вместе с малышом распределите картинки в правильном порядке. Расположите часы на видном месте и, передвигая стрелки на нужное время, поощряйте ребенка к действию, соответствующему обозначенной картинке. Другая игра сможет научить малыша лучше определять время дня. Поделите циферблат на две (день и ночь) части и раскрасьте нужными цветами, поместив на одну сторону луну и звезды, а на другую солнышко. Подберите подходящие картинки и попросите малыша разложить их на «дневную» и «ночную» стороны, исходя из действий, изображенных на них. К 3,5–4 годам можно давать ребенку задания расположить по порядку, например, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Когда малыш сможет хорошо распределять простые действия в нужной последовательности, задачу можно усложнять большим количеством карточек или более сложным материалом. Вместо карточек вам могут помочь семейные фотографии, которые можно разглядывать и раскладывать в правильной последовательности. Чтение книг, игры, в которых имеются временные понятия, изучение тематических стихов вам помогут в обучении.
Третий шаг - дни недели и месяцы
Обсуждая с дошкольником планы на следующую неделю, используйте как можно чаще название дней. Сначала ребенку трудно будет понять, что у каждого дня есть свое «имя». Но постепенно, познакомившись с этими названиями, он сможет запомнить их. Найдите какие-нибудь песенки или стишки, где упоминаются дни недели, и применяйте их в обучении. Некоторые названия дней недели соответствуют таким понятиям, как второй, середина, четвертый и т. д. Такие ассоциации позволят малышу лучше ориентироваться и быстрее запомнить последовательность и «имена» дней. Разместите на стене большое расписание. Расчертите лист на семь колонок, разбив каждую колонку на две части – первая и вторая половина дня. Поговорите с малышом о тех событиях, которые происходят ежедневно: каждый понедельник у него бассейн в детском саду, каждую среду он ходит на музыку, а каждую субботу он гостит у бабушки. Картинки-помощники займут нужные места в каждой секции.Чтобы помочь ребенку ориентироваться в долгих промежутках времени, можно сделать самостоятельный семейный календарь на год. В нем можно отметить дни рождения всех членов семьи, каникулы, отпуск и праздники. Сделайте несколько карточек из картона. На них изобразите времена года, их признаки (листопад, деревья, цветы) и людей, по-разному одетых. Все это ребенок выучит, регулярно раскладывая картинки по сезонам.
Помогите малышу
- Обсуждайте с малышом последовательность событий, происходящих в течение дня, смастерите расписание, обозначив на нем ключевые моменты.
- Выучите с ребенком дни недели.
- Обсудите разницу между ночью и днем.
- Помогите крохе запомнить времена года, как они сменяют друг друга.
- Помогайте ребенку пополнять словарный запас, такими понятиями, как позже, сегодня, вчера, завтра, конец недели, час, минута, день и ночь.
- Со временем начните знакомить малыша с циферблатом. Сначала достаточно говорить только о часах, а когда ребенок освоится, можно упоминать минуты и получасы.
- Понаблюдайте за солнцем и луной, как они сменяют друг друга, как растет луна в течение месяца и как греет и светит солнце в летний и зимний сезон, что происходит с деревьями.
- Почаще листайте фотоальбом, рассказывая малышу о прошлых событиях. Покажите ему свои детские фотографии, различные ключевые события.
- Повесьте в спальне, в коридоре, на кухне самодельные плакаты, где будет нарисована последовательность действий. Например, на первом плакате: маечка, колготки, затем брюки и свитер; на втором – ботинки, рукавички, затем шапка и шуба; на третьем – тарелка с первым, тарелка со вторым, затем блюдце с десертом и стакан с компотом.
Час за часом
И, наконец, нельзя говорить о полном овладении понятием времени без знания часов. Здесь необходимо запастись терпением, потому что дети редко овладевают этим знанием раньше семи лет. Помогите ребенку понять роль «маленькой» и «большой» стрелок. Вначале можно объяснить, что у длинной стрелочки больше шаг, так же как у папы больше шаг, чем у малыша. Поэтому длинная стрелочка двигается намного быстрее. А маленькая двигается медленно, но без нее труднее определить время дня. Она показывает часы. Учите ребенка считать, знакомьте его с написанием цифр. Когда он будет способен находить и узнавать цифры в тексте, начинайте приобщать малыша к понятию «сколько времени». Постоянно обращайте внимание ребенка на часы. Установите у него в комнате часы в форме избушки или штурвала, купите малышу циферблат с яркими подвижными стрелками, пусть он двигает их, устанавливая стрелки так же, как на ваших настенных часах. Такие помощники станут хорошим стимулом в умении различать время.
МКДОУ « Воробьевский детский сад № 1»
Консультация для родителей
Тема: «Азбука дорожного движения».
Воспитатели:
Скрыпникова Л. Н.
Жизнь и здоровье детей самое ценное что есть у родителей. В наше время, когда средство передвижения есть практически в каждой семье, движение на улицах городов очень плотное. Огромное количество машин, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Дети в силу своего возраста, отсутствия опыта к сожалению часто попадают в ДТП. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, с младшей группы детского сада, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Правила безопасного поведения на улице
На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, дидактические игры по возрасту вашего ребенка, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
ПОМНИТЕ!
Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Дорожное движение едино для детей и взрослых. И Правила дорожного движения едины для всех, но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей.
Поэтому задача взрослых доступно объяснить детям ПДД. Часто в стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил некоторые взрослые обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже маленьким, надо нормальным языком, без «сюсюканья». По той же причине детские картинки в стиле весёлых и смешных комиксов, так же не приемлемы в качестве иллюстраций по обучению детей правилам дорожного движения. Такие картинки развлекают детей и отвлекают от главной задачи – увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать её. Конечно, это не значит, что детей нужно запугивать опасностями на дороге. Нет, необходимо доступно объяснять их.
Вот некоторые ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей правилам дорожного движения:
Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины - посмотри направо.
Это правило устарело и создаёт опасную ситуацию.
Необходимо учить!
Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
Учат: красный – стоп, жёлтый – приготовиться, зелёный – идти.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зелёному сигналу.
А ведь это совсем не так. Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зелёный для пешеходов, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зелёный для машин. Жёлтый – не только приготовиться, но и предупреждение о смене сигналов светофора. Зелёный – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились.
Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах тоже есть дороги, по которым ездят автомобили.
Необходимо учить!
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
Учат: знакомят детей с большим количеством дорожных знаков.
Следует помнить, что дорожные знаки, в основном, предназначены для водителей. Детям необходимо знать значение знаков, предназначенных для безопасности пешеходов: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети» и т.д.
МКДОУ « Воробьевский детский сад № 1»
Консультация для родителей
Тема: « Безопасность ребенка дома».
Воспитатели:
Скрыпникова Л. Н.
Детская безопасность. Как редко мы об этом задумываемся, особенно когда ребенок еще мал…
Статистика несчастных случаев и даже трагедий, которые происходят с детьми, заставляет родителей быть более внимательными. Заботливым родителям важно знать правила безопасности для малыша дома!
Дом или квартира — это первая “среда обитания”, в которой ребенок начинает свои самостоятельные передвижения, живет своим “детским миром”, а затем, становясь подростком, сосуществует вместе со взрослыми в семье. Пока маленький человек под присмотром, есть гарантия, что здравый смысл, внимательность и забота уберегут его от серьезных опасностей. Как только ребенок начинает ходить, возникает риск того, что он может сам создать себе неприятности.
Опасный домашний быт.
Несмотря на то, что слово “опасность” чаще всего ассоциируется с криминалом, стихийными бедствиями и катаклизмами, в быту для ребенка существуют серьезные угрозы его здоровью и даже жизни. Что же грозит малышу в своем доме? И как избежать неприятностей?
Как только ребёнок начал передвигаться по дому, у него появилась возможность не только исследовать окружающий мир, но и что-то на себя опрокинуть, перевернуть, порезаться об острые предметы, с разбегу налететь на выступающие углы мебели, ради развлечения включить газ или воду…
Мебель: как обеспечить безопасность детей.
Очень опасны незакрепленные к стене стеллажи (или шкафы) с книгами, сувенирами и посудой. Играя, ребенок может схватиться за полку и свалить на себя все, что располагается на стеллаже. Острые края тяжелых книг, упавших с высоты, могут серьезно поранить малыша, не говоря уже о том, что хрустальная ваза или статуэтка из металла может и вовсе привести к тяжелой травме. Внимание! Все шкафы и стеллажи в доме должны быть прикреплены к стене специальными кронштейнами, чтобы их невозможно было опрокинуть или раскачать! Когда в доме маленький ребенок, лучше убрать с верхних полок шкафов тяжелые предметы, даже если они закреплены. Все бывает в жизни, никто не может гарантировать, что увесистый сувенир или ваза не упадут с верхней полки именно в тот момент, когда ребенок будет находиться рядом. Это может случиться, если малыш, бегая по дому или играя, либо случайно заденет стеллаж, либо “заедет” детским мячом в стену и свалит тяжелый предмет на себя. Не забудьте и об острых углах мебели. Запретить бегать и играть вашему непоседе невозможно. Поэтому опасность пораниться реально существует. Особенно опасны углы кухонных столов, журнальных столиков, выполненных из стекла.
Внимание! Острые углы столов и другой мебели нужно закрыть мягкими накладками из резины, поролона и любого другого мягкого материала, который не позволит ребенку сильно пораниться. Существуют также специальные накладки для углов мебели. Как видите, и эта проблема решается несложно. И пока ребенок маленький, вы убережете его от травм.
Окна и балкон.
Для ребёнка, который уже научился ходить и залезать на стулья, опасными становятся открытые окна и незастекленные балконы. Возможность забраться на подоконник при открытом окне порой оборачивается трагедией. К сожалению, подобное происходит часто. На незастекленные балконы детей пускать запрещено. Слишком велик риск!
Внимание! Когда в доме малыш, окна и незастекленные балконы должны быть закрыты. Окна следует оборудовать цепочками или специальными устройствами безопасности, благодаря которым ребёнок не сможет самостоятельно распахнуть окно. От стеклопакетов можно попросту открутить ручку и спрятать её. Это делается очень просто – достаточно открутить два болта. При необходимости ручку можно в любой момент вставить на место, чтобы приоткрыть окно и проветрить комнату.
Электричество. Как обезопасить детей дошкольного возраста.
Эта опасность давно всем известна, но с печальной регулярностью дети добираются до розеток и получают удары током. Потому на розетки ставятся специальные заглушки, чтобы малыши не могли засунуть туда пальцы.
Провода от электроприборов желательно размещать за мебелью вдоль стен, чтобы ребенок не мог до них добраться. Одна из типичных ситуаций: малыш игрушечными ножницами (или еще хуже — настоящими) пытается перерезать провод. Очевидно, что опасность поражения током при этом огромна.
Телеэкраны, дисплеи компьютера — также источник проблем. Запрещайте крохе подходить близко к экрану работающего телевизора и играть в непосредственной близости от него. Вообще от любых электроприборов маленького ребенка желательно держать подальше. Дети любят играть с выключателями, проводами, разбирать и откручивать всевозможные гайки, ручки и т. д. Если электроприбор включен в сеть, то тут недалеко до беды.
Внимание! Берегите малышей от поражения током. Закрывайте розетки заглушками, размещайте электропровода за мебелью. Следите, чтобы дети не играли рядом с экраном включенного телевизора и компьютера.
Бытовой газ и вода.
В тех квартирах или домах, где используется бытовой газ, всегда есть вероятность, что ребенок может включить вентиль и произойдет утечка газа. Этого не случится, если вентили будут размещены так, что малышам до них невозможно будет добраться. Безопасные места их расположения подскажет специалист из службы по ремонту газового оборудования.
Кроме этого, важно учитывать, что если ребенку не добраться до общего вентиля, открывающего поток бытового газа в плиту, то до ручек, управляющих конфорками, доступ есть всегда. Поэтому когда взрослых нет на кухне, и плита не используется, нужно обязательно перекрывать газ общим вентилем для того, чтобы малыш не смог включить одну из конфорок.
Что касается воды, то опасность представляет сама возможность для ребенка открыть краны и затопить квартиру.
Отдельное беспокойство — горячая вода. Ясно, что за этим важно следить взрослым. Пока ребенок еще мал, нужно закрывать ванную комнату на защелку.
Внимание! Размещайте вентили газового оборудования в недоступном для детей месте.
Игры с огнем дома
Предупреждения о том, что в детских руках огонь опасен, слышали все. Тем не менее взрослые часто об этом забывают и оставляют в доме без присмотра спички, зажигалки и пиротехнику, приготовленную для праздников. Требовать от крохи осторожное обращение с огнем сложно. Ребенок есть ребенок — он играет со всем, что под рукой. Единственный ВЫХОД: нельзя допустить того, чтобы дети смогли воспользоваться спичками, зажигалками или пиротехникой.
Внимание! Все предметы, с помощью которых можно зажечь огонь, необходимо хранить в недоступном для детей месте.
Опасные для детей предметы на кухне.
Чаще всего трагические происшествия случаются на кухне. В первую очередь опасность представляют острые и режущие предметы: кухонные ножи, вилки. Один из родителей готовит еду, а рядом крутится ребенок. Взрослый только положил нож на стол, а малыш, схватив его, — наутек в коридор. Пока он бежит, а родитель догоняет, ребенок падает и натыкается на нож. Согласитесь, страшно? Опасность представляют также иголки, бритвы, инструменты (отвертки, шила) и даже деревянные зубочистки. Кстати, предмет не обязательно может быть острым. Любые мелкие предметы, которые ребенок способен взять в рот и проглотить, потенциально опасны. Лекарства, оставленные в пределах досягаемости крохи, представляют серьезную угрозу. Малыш видит, как взрослые принимают лекарства, и для него это — сродни употреблению конфет, только не детских, а взрослых. Мало того, многие лекарства имеют форму драже, которая привлекает детей. В итоге малыш без страха может наесться таблеток.
Опасность для детей представляет и кухонная плита. Во-первых, дети способны включить газ. Во-вторых, они могут перевернуть на себя кастрюли с кипящим или горячим содержимым. Чтобы обезопасить ребёнка дошкольного возраста, следует приобрести плиту с газ-контролем, либо каждый раз закрывать газовый вентиль после окончания готовки. Также нужно оборудовать плиту защитным экраном, либо стараться готовить пищу только на дальних конфорках – у стены, куда ребёнок не дотянется.
Внимание! Убирайте все опасные острые и режущие предметы подальше и следите за ребенком, когда готовите на кухне или делаете мелкий ремонт, пользуясь инструментами. Убирайте все, без исключения, лекарства в недоступное для ребенка место и старайтесь не принимать их у него на глазах.Лучше беду предупредить, чем потом горевать о ее последствиях. Здоровье, а порой и жизнь ваших детей зависят от вас. Будьте внимательны!
МКДОУ « Воробьевский детский сад № 1»
Консультация для родителей
Тема: « Как дошкольнику подружиться с часами ».
Воспитатели:
Скрыпникова Л. Н.
Консультация для родителей
«Как дошкольнику подружиться с часами»
Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с 1 класса.
Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.
Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения. В школе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, управлять своими действиями во времени. Первоклассники должны научиться: не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать. А для этого необходимо уметь определять время по часам.
Но ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтому овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.
Итак, с чего начать?
- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.
- Устройте вечер загадок про часы и время,например:
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (часы)
- Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах,авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», например, стихотворение Н.Уманской:
А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали.
Видно - ноженьки устали!
- Рассмотрите с ребенком книги про часы.
- Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).
- Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12.
- Сделайте с ребенком самодельные часы.
- Предложите ребенку нарисовать разные виды часов.
- Предложите ребенку сконструировать часики из бумаги.
- Научите ребенка узнавать, сколько времени (с точностью до часа, до получаса, до четверти часа)с помощью дидактических игр: «Что показывают часы?», «Какие часы правильные?», «Часы и минуты»; «Каждой цифре свое место».
- Закрепите полученные знания ребенка с помощью игр «Учим часики» и «Мои первые часы».
- Научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут).
Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.
- Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.
- Научите ребенка контролировать время по песочным часам; определять время без песочных часов (учите планировать объем работы на минутный, двухминутный, трехминутный интервалы времени).
Например, Вы предлагаете ребенку:
- Нарисуй палочки высотой «одна клетка» с интервалом в одну клетку. Как только ты почувствуешь, что минута заканчивается, закончи задание (переворачиваете одноминутные песочные часы так, чтобы ребенок их не видел).
Благодаря проведенным методам и приемам Ваш ребенок научится:
- понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, до получаса, до четверти часа);
- принимать решение и использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.
МКДОУ « Воробьевский детский сад № 1»
Консультация для родителей
Тема: « Как развивать память у детей ».
Воспитатели:
Скрыпникова Л. Н.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами он запоминает, не желая того. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психологической активности. Они уже умеют рассматривать предметы, могут вести целенаправленное наблюдение и появляются элементы произвольной памяти. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д. Известны примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях.
Ребенку надо помогать запоминать его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Итак, Уважаемые родители, развивайте память своего малыша.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их. Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей. Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 4. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем. Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Способ 5. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 6. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 7. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 8. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Способ 9. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти. Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
жирную рыбу, бананы, грецкие орехи, морковь, шпинат, брокколи.
В 6-9 лет:
•Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
• Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
• Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
• Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.
Выводы
Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.
Успехов вам, уважаемые родители,
в воспитании и развитии вашего ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....