Картотека дидактических игр
картотека (средняя группа)

Кукушкина Ирина Константиновна

Картотека дидактических игр по народному творчеству.

1. « Узнай по описанию».

Цель: Закрепление знаний детей о народных игрушках. Формирование навыков узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.

Количество играющих 1 – 3 ребенка.

Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной игрушки, которую описывает воспитатель или о которой рассказывает стихотворением.

Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен узнать какую игрушку описывает ребенок.

2. « Раз матрешка, два матрешка».

Цель: Закрепление знаний детей о матрешках.

Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.

Количество играющих 4 – 8 человек.

Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного размера выложить наряд, подобрав правильно размер деталей и цвет. Можно предложить детям выложить семеновскую матрешку или выложить матрешку по образцу воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№8 «Русалочка»

__________________________________________________

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31

Картотека дидактических игр по народному творчеству.

Воспитатель:

Кукушкина Ирина Константиновна

Картотека дидактических игр по народному творчеству.

1. « Узнай по описанию».

Цель: Закрепление знаний детей о народных игрушках. Формирование навыков узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.

Количество играющих 1 – 3 ребенка.

Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной игрушки, которую описывает воспитатель или о которой рассказывает стихотворением.

Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен узнать какую игрушку описывает ребенок.

2. « Раз матрешка, два матрешка».

Цель: Закрепление знаний детей о матрешках.

Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.

Количество играющих 4 – 8 человек.

Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного размера выложить наряд, подобрав правильно размер деталей и цвет. Можно предложить детям выложить семеновскую матрешку или выложить матрешку по образцу воспитателя.

3. « Филимоновская роспись».

Цель: Закрепление знаний детей о филимоновской народной игрушке: её героях, деталях и цвете росписи.

Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности филимоновской росписи.

Количество играющих 4 - 5 человек.

Описание: На шаблонах филимоновских игрушек детям предлагается выложить узор, используя полосочки зеленого, красного, желтого цветов.

4. « Подбери узор к платью барыни».

Цель: Закрепление знаний детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Совершенствовать умение детей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенности той или иной народной росписи.

Количество играющих 4 – 5 человек.

Описание: На шаблонах барыней детям предлагается выложить узор, используя детали для того или иного вида росписи.

5. « Укрась дымковскую игрушку».

Цель: Закрепление знаний детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи.

Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.

Количество играющих 4 – 5 человек.

Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается выложить узор, используя кружочки синего, красного, желтого цветов.

Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.

6. «Подбери наряд кукле» Цель: Знакомство с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родномукраю.

Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»

Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.

7.«Собери узор» Цель: Знакомство детей с народными промыслами.

Прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.


8. «Костюмы народов мира»

Цель: Знакомство детей с костюмами народов мира.

Прививать интерес к национальной культуре. Формировать словарный запас, расширить знания об окружающем мире.

Материал: карточки с изображением костюмов разных стран, подписанные; бумажные куклы: мальчик и девочка; бумажная одежда разных стран.

 Ход игры:
1.    Дети одевают куклу в национальную одежду. 
2.    Можно загадывать ребенку различные национальные костюмы: опишите ему наряд словами, чтобы он догадался, о чем идет речь. Пусть и сам малыш на время превратится в преподавателя и загадает несколько карточек вам. 
3.    Еще отличный вариант игры – выложите в ряд несколько карточек, пусть ребенок внимательно посмотрит на них и запомнит, как они лежат. Затем попросите его отвернуться и поменяйте что-то в этом ряду. Задача малыша – восстановить прежнюю последовательность. 
4.    Головные уборы. Кто надел неправильные головные уборы? Назови народы, которым они на самом деле принадлежат. 

9. «Один - много» - Цель: Образование существительных мн. числа.

Матрешка – матрешки, барышня – барышни, игрушка – игрушки,

индюк – индюки, утка – уточки, кавалер – кавалеры и т.д.

10.«Продолжи пословицу» Цель : Продолжение знакомства с устным народным словотворчеством. Развивать речь, память , логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

11. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: Продолжение знакомства детей с народными промыслами, профессиями и природой родного края.

Прививать интерес к окружающему миру, побуждать узнавать и отличать различные промыслы, местную флору и фауну.

Материал: Планшет с тематическими картинками.

Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на планшете карты. Дети узнают лишнего и мотивируют свой выбор.

12. Дидактическая игра «Страны и народы»

Цель: Расширение представления детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

 Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира . Рассказывает о них


13.«Русские матрёшки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Русская матрёшка - чудный сувенир
Прославила Россию и покорила мир.
Красой твоей любуемся,
Мы взор не отводя.
Матрёшка-чудо-куколка

Все любим мы тебя!

14. «Здравствуйте, матрешки!»

Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.

Материал: пять картинок с изображением матрешек (от большой до самой маленькой), «дорожка» (полоска бумаги). Усложнение 4-5 матрешек.

Ход игры:

Воспитатель. К нам в гости пришли сестрички-матрешки. Здравствуйте, матрешки!

Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрешка (воспитатель кладет картинку), вот сестричка-матрешка поменьше, а вот самая маленькая сестричка-матрешка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку».

-Кто пришел к нам в гости? (Матрешка).

- Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрешка?

- Какая это матрешка? (Самая большая).

- А эта? (Поменьше)

- А эта? (Самая маленькая)

Затем воспитатель перемешивает картинки.

- Хочешь поздороваться с матрешками? Поставь их на дорожку: сначала самую

большую (ребенок выполняет), поменьше (ребенок выполняет), самую маленькую.

Поздороваемся с матрешками: «Здравствуйте, матрешки!»

15.«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети отвечают, что за вид народных промыслов изображен и почему они так думают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...