Диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
методическая разработка (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki.docx | 536.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
Карасукского района Новосибирской области
Разработала: Таран В.В
Диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход в отслеживании результатов индивидуальных особенностей дошкольников в деятельности дошкольных образовательных организаций.
На сегодняшний день, чтобы выявить педагогу индивидуальные особенности дошкольников ему нужно вести наблюдение за детьми, по результатам наблюдения провести необходимые диагностики и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, в результате чего выстраивается образовательная деятельность. Для того чтобы воспитателю узнать уровень развития индивидуальных особенностей дошкольников ему необходимо воспользоваться педагогическими диагностиками.
В нашем случае речь пойдет о диагностировании социально-коммуникативного развития, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
- У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал,… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
- Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила,… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
- Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила,… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
- Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил,… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.
Низкий - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
Средний - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Высокий - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость – лживость.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Стимулирующий материал приложение №1
Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.
Низкий(2балла) - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний (3 балла) - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий (4 балла) - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.
«Диагностика развития общения со сверстниками » (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.
Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.
Возрастной диапазон: 2-4 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:
- параметры общения со сверстниками;
- шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Показателями данного параметра являются:
Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);
Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Обработка результатов:
Интерес к сверстнику:
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл - ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
2 балла - ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла - ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл - ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла - ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла - ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов - ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл - ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла - ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла - ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Про социальные действия:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл - ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла - ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
3 балла - ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл - ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла - ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь
0 баллов - ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл - лепет;
2 балла - автономная речь;
3 балла - отдельные слова;
4 балла - фразы.
Протокол регистрации параметров общения со сверстником
Ф.И. ребёнка _______________ Возраст ___________________
Интерес | ||||||||
Непосредственное общение | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Общение с участием взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Совместная деятельность с предметами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Один предмет на двоих | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Инициативность | ||||||||
Непосредственное общение | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Общение с участием взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Совместная деятельность с предметами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Один предмет на двоих | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Чувствительность | ||||||||
Непосредственное общение | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Общение с участием взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Совместная деятельность с предметами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Один предмет на двоих | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Просоциальные действия | ||||||||
Непосредственное общение» не фиксируется | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Общение с участием взрослого» не фиксируется | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Совместная деятельность с предметами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Один предмет на двоих | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
Средства общения: | ||||||||
экспрессивно-мимические | ||||||||
Непосредственное общение | 0 | 1 | 2 | |||||
Общение с участием взрослого | 0 | 1 | 2 | |||||
Совместная деятельность с предметами | 0 | 1 | 2 | |||||
Один предмет на двоих | 0 | 1 | 2 | |||||
активная речь | ||||||||
Непосредственное общение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Общение с участием взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Совместная деятельность с предметами | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Один предмет на двоих | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.
Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).
Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и про социальные действия.
Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)
Цель: определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми.
Диагностические показатели: взаимодействие с взрослыми.
Возрастной диапазон: 3-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Материал: игрушки, книги.
Инструкция: Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов: Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению с взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми
№ | Показатели поведения | Баллы |
I | Порядок выбора ситуаций: Игры, занятия Чтение книги Беседа на личные темы | 12 3 0 |
II | Основной объект внимания в первые минуты опыта: | |
Игрушки, книги Взрослый | 12 3 | |
III | Характер активности по отношению к объекту внимания: | |
Не смотрит Беглый взгляд Приближение Прикосновение Речевые высказывания | 0 1 2 3 4 | |
IV | Уровень комфортности во время эксперимента | |
Напряжен, скован Озабочен Смущен Спокоен Раскован весел | 0 1 2 3 4 5 | |
V | Анализ речевых высказываний детей: | |
По форме: Ситуативные Внеситуативные По теме: Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.) Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители) По функции: Просьба о помощи Вопросы Высказывания По содержанию: Констатирующие высказывания Высказывания о принадлежности Оценка мнения | 1 2 1 2 1 2 3 1 2 3 | |
VI | Продолжительность деятельности: | |
Минимальная: до 3 минут Средняя: до 5 минут Максимальная: до 10 минут | 1 2 3 |
«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)
Цель: выявление уровня популярности ребёнка в группе.
Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Экспериментатор заранее рисует на горизонтально расположенном листе два дома: слева — ровный красный дом, а справа — неровный черный дом со съехавшей крышей. При этом каждый дом должен состоять как минимум из пяти этажей и трех-четырех квартир — ячеек на каждом этаже.
Психолог дает ребенку инструкцию: «Посмотри, перед тобой два дома (Приложение №2). Видишь (экспериментатор указывает на красный дом), этот дом построен специально для тебя. Посмотри, какой он красивый. В нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». После того как ребенок укажет место, где он будет жить, психолог записывает его имя в эту клетку. «А кого ты хочешь взять с собой в домик? — спрашивает экспериментатор. — Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом. Где будет находиться жилец?» Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и интересуется, кто он.
Когда испытуемый поселит всех, кого хочет, в красный дом, экспериментатор указывает на черный дом: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому-то жить. А кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный», «плохой», или как-либо иначе его характеризовать, запрещено. Поскольку методика носит проективный характер, предполагается, что изображение выступает в роли символа, и ребенок самостоятельно увидит, какой домик «хороший», а какой «плохой». Далее проводится аналогичная процедура со вторым домом.
Обработка результатов: Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, — отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше). Не менее важным показателем является порядок называния персонажей — те, кого ребенок назвал первыми, более значимы для него.
Кроме того, важно проанализировать, где ребенок разместил персонажей. Встречаются рисунки, на которых и ребенок, и родители находятся в одной ячейке; или рисунки, на которых ребенок находится на самом верхнем этаже, а родители — на самом нижнем. Можно предположить, что наиболее значимые персонажи и в пространственном плане (аналогично рисунку семьи) будут располагаться ближе к испытуемому.
Особое внимание необходимо обратить на те случаи, когда ребенок забывает, пропускает кого-либо из членов семьи. Только после того, как дошкольник «поселит» всех жителей в оба дома, экспериментатор может указать на пропущенного члена семьи и сказать: «Ой, а (имя пропущенного персонажа) мы забыли! Где же он (она) будет жить?» Этот вопрос необходимо задать дошкольнику, поскольку иногда, обозначая себя, он как бы подразумевает, что он находится там, например, с мамой. Кроме того, методика позволяет ввести дополнительных персонажей (например, педагога), если необходимо исследовать отношение к ним ребенка.
«Капитан корабля» (П. Экблад)
Цель: диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.
Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают следующие вопросы:
Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу?
Обработка результатов: Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 20 детей, можно судить по следующим баллам:
- От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);
- От -9-0 баллов – игнорирование (не замечаемые);
- От 1-10 баллов – дружба (лидеры);
- 11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).
Выстраивается социоматрица
Методика «Картинки» (А. Жиль)
Цель: выявление уровня социального интеллекта.
Диагностические показатели: социальный интеллект.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: ребенок.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
Девочка сломала у другой девочки её куклу.
Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.
Обработка результатов: Степень решения проблемы оценивается по четырёх балльной шкале:
- 0 баллов - отсутствие ответа;
- 1 балл - агрессивное решение проблемы;
- 2 балла - обращение за помощью к кому-либо;
- 3 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребёнка к сверстнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошко...
Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста
Комплекс дидактических игр по развитию речи для диагностики детей младшего дошкольного возраста...
Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.
Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....
Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста.
В данном материале размещены диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста....
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
Название методики, автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) Методика «Изучение осознания нравственных норм&r...
Пакет диагностических методик для изучения социально-коммуникативного развития дошкольников
Материал содержит систематизированные по отдельным направлениям методики для изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста...