Статья "Понятие педагогической поддержки"
статья (младшая группа)

Дацко Людмила Ивановна

Понятие педагогической поддержки. Тактики педагогической поддержки. Педагогическая поддержка детей как условие развития мелкой моторики.

Современный исследователь Г.Б. Корнетов, рассматривая парадигму педагогики поддержки, устанавливает ее генезис в истории российского образования. Он отмечает, что необходимо создать такие условия, «чтобы оба его участника превратились в подлинно равноправных сотворцов учебно-воспитательного процесса, а не просто оставались сотрудничающими участниками, которые при явном или неявном руководстве воспитателя совместно движутся к достижению педагогических целей, поставленных наставником». Педагогика поддержки связана с идеями свободного воспитания в истории российского и мирового образования (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, Э. Кей, Л. Гурлитт, К.Н. Вентцель, А. Нил). В целостную концепцию педагогика поддержки оформилась ко второй половине ХХ в., в работах отечественных исследователей – оформилась к середине 90-х годов О.С. Газманоми группой его сотрудников: Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина и др. Общим и значимым является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду деятельности взрослого, направленной на преодоление ребенком определенных специфических препятствий, проблем.

Цель педагогической поддержки – становление в сознании обучающегося представления о том, что для обретения независимости, необходимо решать собственные проблемы и понимать почему они происходят (то есть занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению). Назначение педагогической поддержки намного шире, чем назначение просто «скорой помощи», т. к. жизненно важные ситуации могут и не носить проблемного характера. Назначение педагогической поддержки в том, чтобы содействовать активности ребенка, его усилиям во имя построения его же собственной жизни. В зависимости от конкретной решаемой задачи педагогическая поддержка подразумевает обращение педагога к различным способам взаимодействия с ребёнком. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_pedagogicheskoy_podderzhki.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие педагогической поддержки. Тактики педагогической поддержки. Педагогическая поддержка детей как условие развития мелкой моторики.

Современный исследователь Г.Б. Корнетов, рассматривая парадигму педагогики поддержки, устанавливает ее генезис в истории российского образования. Он отмечает, что необходимо создать такие условия, «чтобы оба его участника превратились в подлинно равноправных сотворцов учебно-воспитательного процесса, а не просто оставались сотрудничающими участниками, которые при явном или неявном руководстве воспитателя совместно движутся к достижению педагогических целей, поставленных наставником». Педагогика поддержки связана с идеями свободного воспитания в истории российского и мирового образования (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, Э. Кей, Л. Гурлитт, К.Н. Вентцель, А. Нил). В целостную концепцию педагогика поддержки оформилась ко второй половине ХХ в., в работах отечественных исследователей – оформилась к середине 90-х годов О.С. Газманоми группой его сотрудников: Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина и др. Общим и значимым является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду деятельности взрослого, направленной на преодоление ребенком определенных специфических препятствий, проблем.

К основным принципам педагогической поддержки относятся следующие идеи, сформулированные группой О.С. Газмана:

- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

- самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

- защищая ребенка, учи его защищаться.

В рамках дальнейшей работы мы будем использовать следующее определение педагогической поддержки: педагогическая поддержка — это профессиональная деятельность педагога по защите интересов личности ребенка, по оказанию ему превентивной и оперативной помощи в преодолении определенных проблем, в установлении взаимодействия с другими людьми, в содействии в обучении воспитании, в проявлении «самости», в том числе самоопределения, самоорганизации, самореализации.  

Цель педагогической поддержки – становление в сознании обучающегося представления о том, что для обретения независимости, необходимо решать собственные проблемы и понимать почему они происходят (то есть занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению). Назначение педагогической поддержки намного шире, чем назначение просто «скорой помощи», т. к. жизненно важные ситуации могут и не носить проблемного характера. Назначение педагогической поддержки в том, чтобы содействовать активности ребенка, его усилиям во имя построения его же собственной жизни. В зависимости от конкретной решаемой задачи педагогическая поддержка подразумевает обращение педагога к различным способам взаимодействия с ребёнком. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Таким образом, мы понимаем педагогическую поддержку как совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий и решение проблем, мешающих ему достигать позитивных результатов в самовоспитании, общении, определенном образе жизни.

На сегодняшний день в отечественной литературе выделяют три основных типа педагогической поддержки.  Во-первых, физиолого-педагогическая поддержка, которая направлена на обеспечение физического здоровья, безопасности жизни и развития организма. Во-вторых, психолого-педагогическая поддержка как совокупность методов и мер, направленных на оказание помощи в психологической стабилизации личности, на поддержание положительных эмоций, на развитие психологической устойчивости, творческой активности личности, способности к самопознанию и самореализации. В-третьих, социально-педагогическая поддержка как система средств, мероприятий, которая способствует предотвращению межличностных конфликтов, формирует позитивные отношения между людьми, способствует развитию способностей и интересов личности, защите ее прав, формирует и развивает личностные качества индивидов, необходимые для позитивной жизнедеятельности.

Реализация всех трех типов педагогической поддержки проходит через использование тактик педагогической поддержки. Существующие тактики педагогической поддержки представлены в определениях самого понятия: помощь, взаимодействие, содействие, защита.

Тактика «защиты»: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребенком, где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.

Тактика «помощи»: ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога.

Тактика «содействия»: ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации – вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.

Тактика «взаимодействия»: ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора. Педагог через процедуры, связанные с договором, создает условия овладения ребёнком логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности.

Итак, педагогическая поддержка необходима, когда в процессе обучения решаются творческие задачи, вводятся элементы самостоятельных исследований учащихся, тем самым развиваются их познавательные силы. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте ребенок особенно нуждается в педагогической поддержке. Повышается его активность, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Одним из условий развития мелкой моторики дошкольника является применения комплекса мер педагогической поддержки.

Для определения содержания комплекса мер педагогической поддержки в процессе развития мелкой моторики ребенка необходимо провести диагностику, то есть фиксацию самого факта необходимости развития мелкой моторики. На начальном этапе педагогической поддержки нужно установить контакт с ребенком, вербализировать (проговорить с ребенком) основную задачу («поможем пальчикам стать ловкими и умелыми», «научим ручки рисовать» и т.п.).

Следующий этап педагогической поддержки по развитию мелкой моторики у младших дошкольников содержит организацию совместно с ребенком поиска трудностей, которые нужно преодолеть, обозначение шагов, которые необходимо совершить. На данном этапе, согласно формату субъект-субъектных отношений педагога и ребенка, происходит формирование взгляда на ситуацию со стороны, «глазами ребенка». В процессе выполнения упражнений, рисования или лепки для развития мелкой моторики педагог, используя тактики педагогической поддержки, совместно с ребенком выявляет причины возникновения трудностей.

Важным элементом педагогической поддержки является совместное проектирование действий педагога и ребенка. На третьем этапе педагогической поддержки (договорный этап) происходит разделение функций и ответственности по решению определившихся задач. Заключенные договоренности (определившийся порядок действий) воплощаются на новом этапе педагогической поддержки – деятельностном. С одной стороны, действует сам ребенок. В данном случае со стороны педагога необходимы одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы. С другой стороны, действует педагог как координатор общих действий, в том числе и действий родителей.

Последний этап педагогической поддержки (рефлексия) заключается в совместном с ребенком обсуждении успехов и неудач, подведение итогов деятельности.

Таким образом, грамотно организованная педагогическая поддержка является одним из главных условий развития мелкой моторики ребенка младшего дошкольного возраста. Использование основных тактик педагогической поддержки позволяет создать для ребенка условия, максимально подходящие к развитию его познавательного интереса, восприятия, в том числе к развитию его сенсорных процессов, напрямую связанных с мелкой моторикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование традиций группы - эффективная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данном материале представлен опыт работы с детьми в нашей группе...

Опыт работы стажировочной площадки по теме "Педагогическая поддержка развития способностей детей с учетом одаренности"

«Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности» данная тема выбрана не случайно, ведь на современном этапе работа с одаренными детьми очень актуальна. ...

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...

«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»

Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния....