Сюжетно-ролевая игра дошкольников неоправданность педагогических ожиданий. Педагогическая поддержка, сопровождение или руководство.
консультация по психологии

Абдурахимова Алина Радиковна

Сюжетно-ролевая игра дошкольников: неоправданность педагогических ожиданий.

Педагогическая поддержка, сопровождение или руководство.

Рассмотрим  подробнее педагогические ожидания от  сюжетно-ролевой игры. Они сводятся к трем моментам:

 1) сюжетная игра - это непременно разыгрывание по ролям, то есть сюжетная игра, понимается как синоним ролевой игры;

2) сюжетная игра - это спектакль на определенную тему;

3) сюжетная игра - это реализация некоего законченного четкого плана, который уже присутствует в голове играющего до того, как игра развернулась (аналогично спектаклю по заранее подготовленному сценарию)

 Для многих педагогов , решающим признаком сюжетной игры дошкольника является  наличие четко очерченных ролей - ролевое разыгрывания сюжета на определенную тему, воссоздающего логику какого-либо жизненного эпизода (игра в стройку, магазин, сбербанк и т. п.)
Но, может быть, отсутствие упорядоченной деятельности у детей - лишь свидетельство того, что сюжетная игра по сути своей предполагает иной "порядок"?
Действительно, говоря о свободной сюжетной игре, мы должны иметь в виду не только свободу от регламентации взрослым, но и самую ее суть . А суть сюжетной игры как культурного феномена в свободном движении в воображаемой ситуации, в отсутствии заранее подготовленного законченного плана ее развертывания, ибо этот план перечеркивал бы свободу движения, задавал бы ограничительную цель.

Итак, таким образом, мы можем сделать вывод о неоправданности сложившихся педагогических ожиданий относительно сюжетной игры: не стоит нам ждать от детей разыгранного по ролям завершенного спектакля и представлять это как высший уровень игры дошкольников, а тем более стремиться в педагогическом действии "подмять" под него всю сюжетную игру.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей.
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или - что еще хуже для игры — «обучающей». Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.


Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности , добровольности, игровом равенстве) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике.

 Игровая позиция воспитателя включает в себя:

  • ярко выраженный интерес педагога к играм детей
  • инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающимии
  • эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
  • креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени  инфантилизации - способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

И здесь у воспитателя детского сада вновь возникает опасение: «Как же так! Если я стану играть как ребенок, разве дети будут меня уважать и слушаться?» Будут! Будут, так как дети прекрасно отличают мир игры и его законы от законов реального мира. Поэтому по окончании игры они легко переходят к привычной форме общения с воспитателем и, нужно заметить, еще больше уважают взрослого, потому что он замечательный игрок.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно-ролевая игра дошкольников: неоправданность педагогических ожиданий

Слайд 2

Педагогические ожидания от сюжетно-ролевой игры сюжетная игра - это непременно разыгрывание по ролям, то есть сюжетная игра, понимается как синоним ролевой игры; сюжетная игра - это спектакль на определенную тему; сюжетная игра - это реализация некоего законченного четкого плана, который уже присутствует в голове играющего до того, как игра развернулась (аналогично спектаклю по заранее подготовленному сценарию)

Слайд 3

Дать свободу от регламентации взрослым

Слайд 4

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей

Слайд 5

Игровая позиция воспитателя включает в себя: ярко выраженный интерес педагога к играм детей; инфантилизацию - как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию - как способность чувствовать игровые состояния других людей; Креативность-как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Слайд 6

Инфантилизация - способность на время превратиться в ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

В картотеке содержаться основные сюжетно-ролевые игры для дошкольников с описанием задач, ролей, игровые действия, игровой материал....

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...