«Зимующие птицы» Занятие с применением технологии инегрированного обучения
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Ямолкина Зоя Николаевна

Занятие может применяться с детьми старшей группы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy.docx44.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Теремок»

НОД

«Зимующие птицы»

Занятие с применением здоровьесберегающей технологии

«Гимнастика для глаз»

                                                                                   

Ямолкина Зоя Николаевна,

воспитатель старшей   группы

квалификационная категория: первая

стаж: 27 лет

МДОУ д/с №4 «Теремок»

г. Козьмодемьянск

г. Козьмодемьянск,

2022

Цель:

  • Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
  • Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
  • Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
  • Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
  • Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.

2. Развивающие:

  • Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
  • воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.

Методы и приёмы:

наглядный (рассматривание картинок с изображением зимующих птиц; задания с разрезанными картинками с изображением зимующих птиц); 

словесный (загадки, беседа, вопросы, объяснение, прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц, чтение стихотворений.);

практический ( дидактические игры, физкультминутка « Снегири», глазная гимнастика « Сорока»).

Материал и оборудование:

Магнитофон и диск с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Угощу птиц», карандаши; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в парах»; картинки птиц на магнитах для игры « На кормушке».

Структура занятия:

Вводная часть:

  1. Психогимнастика «Встанем дружно вместе в круг».
  2. Письмо от сороки.
  3. Дидактическая игра «Сложи птицу».

Основная часть:

  1. Отгадывание загадок о птицах и рассказ о них.
  2. Физкультминутка « Снегири».
  1. Дидактическая игра на внимание «Какой птицы не стало».
  2. Игра « Прилетели птицы».
  3. Гимнастика для глаз «Сорока».
  4. Игра «Найди предмет».
  5. Дидактическая игра «Угощу птиц».
  6. Игра - стихотворение « На кормушке».
  7. Дидактическая игра «Назови правила подкормки птиц».
  8. Дидактическая игра «Не зевай на вопросы отвечай».

Заключительная часть

  1. Вторая часть письма от Сороки.
  2. Подведение итогов, рефлексия.
     

Ход занятия:

 

Вводная часть:

Воспитатель:

- Ребята, встанем дружно вместе в круг

(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг.

(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).

Дружно за руки возьмёмся

(дети берутся за руки)

И друг – другу улыбнемся.

(улыбаются друг - другу)

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

Воспитатель: Ребята, когда я пришла в группу сегодня утром, я обнаружила конверт, на котором было написано: детский сад «Теремок», ребятам группы «Вишенка». Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте отгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо.

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Белобока, а зовут её …

Дети: Сорока.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! Сейчас откроем конверт и узнаем, что все - таки в нем написано.

(открывает конверт, достаёт письмо и читает)

Воспитатель: «Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? С приглашением Сорока».

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки. Обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их.

(проводится  дидактическая  игра «Сложи птицу!»)

(на столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу)

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Птицы.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это птицы?

Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки.

Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? 

Дети: размером, цветом, формой

Воспитатель: Правильно, птицы отличаются друг от друг, размером, окраской, формой частей тела. Молодцы! С первым заданием справились.

Воспитатель: А как одним словом можно назвать  птиц, которые у вас получились??

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.

Основная часть:

Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.)

Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Слышите голоса? Это голоса птиц.  Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем отгадывать загадки, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Вначале мы с вами вспомним птиц,  «наших соседихей». Как зовут нашего первого гостя?

Отгадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится,

Собирает крошки, а потом на ветку – прыг

И чирикнет: «Чик-чирик»

(Воробей)

(Дети отгадывают загадки, вешается на доску цветной силуэт птицы)

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей?

Дети: Чик-чирик.

Воспитатель: Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. Послушайте, какой звук издает воробей

(Включает запись голоса воробья)

Воспитатель: Встречайте второго гостя:

Выносливая птичка

Усердно ищет корм

И крошки подбирает

Воркует под окном. 

Дети: Голубь.

(Вешает на доску картинку с изображением голубя)

Воспитатель: Голубь - это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.

Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками. Послушайте, воркуют голуби.

(Включает запись голоса голуби)

Воспитатель. Следующая наша гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

Дети:  Сорока.

(Вешает картинку с изображением сороки)

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока.

(Включает запись голоса сороки)

Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее …

Дети: Ворона

(Вешает картинку с изображением вороны)

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает.

(Включает запись голоса вороны)

Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.

Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу.

О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Дети: Дятел

(Вешает картинку с изображением дятла)

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел.

(Включает запись голоса вороны)

Воспитатель: Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый.

Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? Они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель. Встречайте следующего гостью:

Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: (Синица)

(Вешает картинку с изображением синицы)

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.

 (Включает запись голоса вороны)

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:

Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны

Распушили перышки - частое потряхивание руками

Греются на солнышке - хлопки по бокам

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

Дети: Свиристели

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей - свиристель.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать«свистеть»Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели.

Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

(Показывает птицу, а дети называют её)

Воспитатель: Сорока задала нам еще одно задание.

(Проводит дидактическую игру на внимание «Какой птички не стало?)

 На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»

Воспитатель: А вот еще одно задание от сороки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:

     Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему?

Дети: Мухи - это насекомые.

Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны         (дети хлопают)

Что неправильно и почему? –

Дети: Макароны - это продукты.

      Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему?

Дети:  Куницы - это животные.

      Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему?

Дети:  Комары - это насекомые.

Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).

Гимнастика для глаз  «Сорока»

Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
По лесу летает
Вести собирает.
Вправо- влево, вправо-влево
Все летает то и дело.
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись.
Затрещит и застрекочет,
Будто кто ее щекочет.
Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза.
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай.

(Проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;

движение глаз вправо-влево 6-8 раз;

движение глазами вверх вниз 6-8 раз
проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;

поморгать и зажмурить глаз

Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно?

Дети: Да.

Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.

Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? 

Дети: Нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.

Воспитатель: Сейчас выполним ещё одно задание Сороки «Найти предмет!». Сделайте четыре шага вперёд, пять шагов налево, три  шага направо.

(Дети выполняют задание Сороки, находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом.)

Воспитатель:  Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. 

 Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Угощу птиц».

(Называет  птицу, а дети проговаривают, чем будем птицу угощать)

Воспитатель: Воробей.

     Дети: Воробья угощу хлебными крошками.

     Воспитатель: Голубь.

     Дети: Голубя угощу хлебными крошками.

     Воспитатель: Снегирь.

     Дети: Снегиря угощу рябиной.

     Воспитатель: Дятел.

     Дети: Дятла угощу шишками.

     Воспитатель: Ворона.

     Дети: Ворону угощу крупой.

     Воспитатель: Свиристель:

     Дети: Свиристеля угощу ягодой

     Воспитатель: Синичка.

     Дети: Синичку угощу салом.

     Воспитатель:  Сорока.

     Дети: Сороку угощу зерном.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к столу и возьмите любую понравившуюся птицу. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». 

(Проводится игра - стихотворение «На кормушке на кормушке», дети сажают птицу на доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? 

Дети: синицы, воробьи, снегири, вороны, голуби, сороки

Воспитатель: А как их можно назвать одним словом? 

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Ребята, ещё одно задание от Сороки «Назови правила подкормки птиц!».

(Дети называют правила)

- кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках;

- наполняют их каждый день, а во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше;

- кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега;

- никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом;

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты.

Заключительная часть.

Воспитатель: Настало время выполнить последнее, восьмое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:

Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? 

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? 

Дети: Легче найти пищу.

Воспитатель: Какая птица выводит птенцов зимой? 

Дети: Клест.

Воспитатель: Кого называют «доктором лесного царства»? 

Дети: Дятла.

Воспитатель: Почему зимой нужно подкармливать птиц?

 Дети: Зимой корма птицам не хватает.

Воспитатель: Про какую птицу говорят, что она воркует? 

Дети: Голубь.

Воспитатель: У какой птицы снежное имя?

Дети: У снегиря.

Понравилось вам путешествие? 

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, Сорока прислала вам сразу два письма. Сейчас прочитаю вам второе письмо.

(Читает вторую часть письма Сороки).

Воспитатель: «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

(Раздаёт детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы»)

Воспитатель: Ребята, выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок.

Дети: Да.

Воспитатель: В трудные минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.

Источник:

1. Максимова Н. М. Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы. [Электронный ресурс]. - Точка доступа:                  /https://www.teacherjournal.ru/categories/22/articles/1512


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии исследовательского обучения для детей старшего дошкольного возраста.

Практикум предназначен воспитателям, владеющим теорией метода исследовательского обучения дошкольников, но испытывающих затруднения в применении этой технологии на практике....

Применение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Из опыта работы Фёдоровой Н.И., воспитателя 2 младшей группыПрименение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками Процесс реорганизации всей системы об...

Разработка НОД с применением технологии проблемного обучения.

Применение современных образовательных технологий в работе....

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...

Конспект открытого занятия с применением технологии проблемного обучения Тема: «Барыня-тыква» Возрастная группа: средняя группа

Цель: создание условий для повышения интереса  детей к  здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезным овощем – тыквой....

Конспект занятия с применением технологии «смешанное обучение» на тему «По страницам произведений К.Д.Ушинского»

Цель: расширять интерес к творчеству К.Д.Ушинского  средствами художественной литературы. Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского; развивать коммуникативные навыки, воображе...