«Зимующие птицы» Занятие с применением технологии инегрированного обучения
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Занятие может применяться с детьми старшей группы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimuyushchie_ptitsy.docx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Теремок»
НОД
«Зимующие птицы»
Занятие с применением здоровьесберегающей технологии
«Гимнастика для глаз»
Ямолкина Зоя Николаевна,
воспитатель старшей группы
квалификационная категория: первая
стаж: 27 лет
МДОУ д/с №4 «Теремок»
г. Козьмодемьянск
г. Козьмодемьянск,
2022
Цель:
- Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Обучающие:
- Закреплять знания о зимующих птицах;
- Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
- Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
- Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
- Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
- Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
- Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
2. Развивающие:
- Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
- воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.
Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Методы и приёмы:
наглядный (рассматривание картинок с изображением зимующих птиц; задания с разрезанными картинками с изображением зимующих птиц);
словесный (загадки, беседа, вопросы, объяснение, прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц, чтение стихотворений.);
практический ( дидактические игры, физкультминутка « Снегири», глазная гимнастика « Сорока»).
Материал и оборудование:
Магнитофон и диск с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Угощу птиц», карандаши; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в парах»; картинки птиц на магнитах для игры « На кормушке».
Структура занятия:
Вводная часть:
- Психогимнастика «Встанем дружно вместе в круг».
- Письмо от сороки.
- Дидактическая игра «Сложи птицу».
Основная часть:
- Отгадывание загадок о птицах и рассказ о них.
- Физкультминутка « Снегири».
- Дидактическая игра на внимание «Какой птицы не стало».
- Игра « Прилетели птицы».
- Гимнастика для глаз «Сорока».
- Игра «Найди предмет».
- Дидактическая игра «Угощу птиц».
- Игра - стихотворение « На кормушке».
- Дидактическая игра «Назови правила подкормки птиц».
- Дидактическая игра «Не зевай на вопросы отвечай».
Заключительная часть
- Вторая часть письма от Сороки.
- Подведение итогов, рефлексия.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель:
- Ребята, встанем дружно вместе в круг
(дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг.
(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся
(дети берутся за руки)
И друг – другу улыбнемся.
(улыбаются друг - другу)
От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.
Воспитатель: Ребята, когда я пришла в группу сегодня утром, я обнаружила конверт, на котором было написано: детский сад «Теремок», ребятам группы «Вишенка». Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте отгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо.
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Белобока, а зовут её …
Дети: Сорока.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! Сейчас откроем конверт и узнаем, что все - таки в нем написано.
(открывает конверт, достаёт письмо и читает)
Воспитатель: «Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? С приглашением Сорока».
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки. Обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их.
(проводится дидактическая игра «Сложи птицу!»)
(на столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу)
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Птицы.
Воспитатель: А почему вы думаете, что это птицы?
Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки.
Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются?
Дети: размером, цветом, формой
Воспитатель: Правильно, птицы отличаются друг от друг, размером, окраской, формой частей тела. Молодцы! С первым заданием справились.
Воспитатель: А как одним словом можно назвать птиц, которые у вас получились??
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.
Основная часть:
Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.)
Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
Слышите голоса? Это голоса птиц. Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем отгадывать загадки, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Вначале мы с вами вспомним птиц, «наших соседихей». Как зовут нашего первого гостя?
Отгадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится,
Собирает крошки, а потом на ветку – прыг
И чирикнет: «Чик-чирик»
(Воробей)
(Дети отгадывают загадки, вешается на доску цветной силуэт птицы)
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей?
Дети: Чик-чирик.
Воспитатель: Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. Послушайте, какой звук издает воробей
(Включает запись голоса воробья)
Воспитатель: Встречайте второго гостя:
Выносливая птичка
Усердно ищет корм
И крошки подбирает
Воркует под окном.
Дети: Голубь.
(Вешает на доску картинку с изображением голубя)
Воспитатель: Голубь - это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.
Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками. Послушайте, воркуют голуби.
(Включает запись голоса голуби)
Воспитатель. Следующая наша гостья:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
Дети: Сорока.
(Вешает картинку с изображением сороки)
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока.
(Включает запись голоса сороки)
Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее …
Дети: Ворона
(Вешает картинку с изображением вороны)
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает.
(Включает запись голоса вороны)
Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.
Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу.
О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
Дети: Дятел
(Вешает картинку с изображением дятла)
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел.
(Включает запись голоса вороны)
Воспитатель: Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый.
Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? Они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.
Воспитатель. Встречайте следующего гостью:
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: (Синица)
(Вешает картинку с изображением синицы)
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.
(Включает запись голоса вороны)
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:
Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам
В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны
Распушили перышки - частое потряхивание руками
Греются на солнышке - хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
Дети: Свиристели
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей - свиристель.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть». Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели.
Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
(Показывает птицу, а дети называют её)
Воспитатель: Сорока задала нам еще одно задание.
(Проводит дидактическую игру на внимание «Какой птички не стало?)
На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»
Воспитатель: А вот еще одно задание от сороки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему?
Дети: Мухи - это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)
Что неправильно и почему? –
Дети: Макароны - это продукты.
Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)
Что неправильно и почему?
Дети: Куницы - это животные.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)
Что неправильно и почему?
Дети: Комары - это насекомые.
Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).
Гимнастика для глаз «Сорока»
Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
По лесу летает
Вести собирает.
Вправо- влево, вправо-влево
Все летает то и дело.
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись.
Затрещит и застрекочет,
Будто кто ее щекочет.
Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза.
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай.
(Проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;
движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
движение глазами вверх вниз 6-8 раз
проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
поморгать и зажмурить глаз
Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно?
Дети: Да.
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.
Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно?
Дети: Нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.
Воспитатель: Сейчас выполним ещё одно задание Сороки «Найти предмет!». Сделайте четыре шага вперёд, пять шагов налево, три шага направо.
(Дети выполняют задание Сороки, находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом.)
Воспитатель: Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Угощу птиц».
(Называет птицу, а дети проговаривают, чем будем птицу угощать)
Воспитатель: Воробей.
Дети: Воробья угощу хлебными крошками.
Воспитатель: Голубь.
Дети: Голубя угощу хлебными крошками.
Воспитатель: Снегирь.
Дети: Снегиря угощу рябиной.
Воспитатель: Дятел.
Дети: Дятла угощу шишками.
Воспитатель: Ворона.
Дети: Ворону угощу крупой.
Воспитатель: Свиристель:
Дети: Свиристеля угощу ягодой
Воспитатель: Синичка.
Дети: Синичку угощу салом.
Воспитатель: Сорока.
Дети: Сороку угощу зерном.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к столу и возьмите любую понравившуюся птицу. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
(Проводится игра - стихотворение «На кормушке на кормушке», дети сажают птицу на доску - кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке?
Дети: синицы, воробьи, снегири, вороны, голуби, сороки
Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Ребята, ещё одно задание от Сороки «Назови правила подкормки птиц!».
(Дети называют правила)
- кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках;
- наполняют их каждый день, а во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше;
- кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега;
- никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом;
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты.
Заключительная часть.
Воспитатель: Настало время выполнить последнее, восьмое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:
Как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
Дети: Легче найти пищу.
Воспитатель: Какая птица выводит птенцов зимой?
Дети: Клест.
Воспитатель: Кого называют «доктором лесного царства»?
Дети: Дятла.
Воспитатель: Почему зимой нужно подкармливать птиц?
Дети: Зимой корма птицам не хватает.
Воспитатель: Про какую птицу говорят, что она воркует?
Дети: Голубь.
Воспитатель: У какой птицы снежное имя?
Дети: У снегиря.
Понравилось вам путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, Сорока прислала вам сразу два письма. Сейчас прочитаю вам второе письмо.
(Читает вторую часть письма Сороки).
Воспитатель: «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».
(Раздаёт детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы»)
Воспитатель: Ребята, выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок.
Дети: Да.
Воспитатель: В трудные минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
Источник:
1. Максимова Н. М. Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы. [Электронный ресурс]. - Точка доступа: /https://www.teacherjournal.ru/categories/22/articles/1512
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии исследовательского обучения для детей старшего дошкольного возраста.
Практикум предназначен воспитателям, владеющим теорией метода исследовательского обучения дошкольников, но испытывающих затруднения в применении этой технологии на практике....
Применение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Из опыта работы Фёдоровой Н.И., воспитателя 2 младшей группыПрименение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками Процесс реорганизации всей системы об...
Разработка НОД с применением технологии проблемного обучения.
Применение современных образовательных технологий в работе....
мастер - класс «Выпускаем книгу о хлебе» (применение технологии проблемного обучения в ходе реализации самостоятельной совместной деятельности детей)
Подробно рассматриваем технологию проблемного обучения в процессе изготовления книги....
«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».
Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...
Конспект открытого занятия с применением технологии проблемного обучения Тема: «Барыня-тыква» Возрастная группа: средняя группа
Цель: создание условий для повышения интереса детей к здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезным овощем – тыквой....
Конспект занятия с применением технологии «смешанное обучение» на тему «По страницам произведений К.Д.Ушинского»
Цель: расширять интерес к творчеству К.Д.Ушинского средствами художественной литературы. Развивать интерес к поучительным произведениям К.Д. Ушинского; развивать коммуникативные навыки, воображе...