Игротренинг для педагогов "Я все смогу"
консультация
В работе представлены игры и тесты для профилактики эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrotrenning.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» г.Пикалево
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИГРОТРЕНИНГ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
НА СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ
«Я ВСЕ СМОГУ»
Подготовила и провела:
Ерошенкова О.Ф
Цель
- профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- информировать воспитателей о понятии «эмоциональное выгорание»;
- поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания;
- способствовать развитию самопознания у воспитателей;
- обучить способам снятия напряжения;
- создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Таким образом, эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно вас спасать.
Для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Упражнение «Здравствуйте»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Педагоги по сигналу (звучит музыка) начинают хаотично двигаться по залу и с остановкой музыки здороваются с тем, кто встречается на их пути определенным способом:
-тыльной стороной ладони;
-пятками;
-спинами;
-локтями;
- носами;
-попами;
- коленями;
- обнимашки.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Ха»
Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
1. Часто ли у Вас появляется чувство усталости?
2.Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?
3 Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?
4 Есть ли у Вас склонность к бессоннице?
5 Часто ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?
6 Бывают ли у Вас сильные головные боли?
7 Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?
8 Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?
9 Скучаете ли Вы на работе?
10. Легко ли Вас вывести из себя?
11.Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?
12.Часто ли Вам хочется выпить?
13.Часто ли Вы курите?
14.Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?
15.Часто ли Вы перестаете себе нравиться?
16. Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?
17. Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?
Обработка результатов
Подсчитайте набранное Вами количество баллов:
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов
Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.
0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны.
11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.
26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь.
Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).
Инструкция: послушайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет. Отвечаем да или нет.
1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях, конкурсах.
6. Коллегам я придумала обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.
За каждый ответ «да» начислите 1 балл.
Результаты:
0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
Всем нам известно, что человек в социуме выполняет много различных социальных ролей. Дома мамы, жены, дочери, на работе воспитатели. И у каждой роли есть свои требования, обязанности, очень важно уметь переключаться из одной роли на другую и не смешивать их, т.е. необходим баланс. И сейчас я вам предлагаю распределить по важности именно для вас данный перечень. А потом обсудим получившиеся результаты.
Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
• дети
• работа
• муж
• Я
• друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Самое главная ценность в жизни самого человека это он сам.
Изначально как должна создаваться семья? Мужчина и женщина любят друг друга и женятся, чтобы вместе растить детей. А не как это бывает появляется ребенок и женщина полностью погружается в ребенка, забыв о том, что она не только мама, но и жена. Сначала вы - супруги, затем - родители. Счастливые дети растут только у счастливых родителей. Индийская пословица Ребенок- гость в твоем доме. Накорми, воспитай и отпусти.
Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь на работу.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься домашними делами.
3.…, когда думаешь о близких.
4.…, когда ты приходишь домой.
5.…, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.
Существуют естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе. Поэтому нас больше интересуют способы саморегуляции и самовоздействия, которыми мы можем воспользоваться здесь и сейчас.
Самопрограммирование.
Упражнение «Формула на сегодня» (Д. Карнеги)
Педагоги по очереди достают из шляпы высказывания, записанные на листах бумаги, и зачитывают их.
1. Именно сегодня!
У меня все получится!
2. Именно сегодня!
Я позабочусь о своём организме.
3. Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня!
Я ко всему доброжелательно настроена!
5. Именно сегодня!
Я намечу программу своих дел!
6. Именно сегодня!
Я спокойна и выдержанна!
7. Именно сегодня!
Я позитивна и уверенна в себе!
8. Именно сегодня!
Я сделаю то, что долго откладывала!
9. Именно сегодня!
Я займусь самообразованием!
10. Именно сегодня!
Я поставлю перед собой новую цель!
Итак, ваш лучший день - сегодня!
Самоприказы.
Это короткое распоряжение, сделанное самому себе. «Разговаривать спокойно! », «Молчать, молчать! », «Не поддаваться на провокацию! » — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз.
Самоодобрение (самопоощрение) .
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! », «Умница! », «Здорово получилось! ». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3—5 раз.
Напоследок я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Шляпа счастья». У Андерсена есть сказка с названием "Калоши счастья". В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Но у нас будет "Шляпа счастья".
Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами человека-оптимиста (тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты).
Карточки с ситуациями для упражнения «Шляпа счастья»:
Заведующий отчитала вас за плохо выполненную работу.
• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.
• Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
• Это хорошая возможность освоить новые методы работы.
На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
• Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших воспитанников показали слабые результаты мониторинга.
• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
• Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вы попали под сокращение.
• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
• Новый коллектив, новые перспективы.
Советы психолога по преодолению стресса.
1. Выясните, что именно вас беспокоит и задевает за живое. Расскажите о том, что вас беспокоит, близкому человеку. Это особый психологический прием: проанализировав свою проблему вслух, вы доберетесь до корня своих проблем и найдете выход из ситуации.
2. Спланируйте свой день. Ученые заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому, время ускоряет свой бег. Поэтому он испытывает непомерную загруженность и нехватку времени.
3. Научитесь управлять своими эмоциями. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают отдыхать.
4. Улыбайтесь, даже если вам не очень хочется. Смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т-лимфоциты крови. В ответ на вашу улыбку, организм будет производить желаемые гормоны радости. Определите негативные факторы, приводящие к возникновению у Вас стресса. Старайтесь избегать их или с помощью позитивного мышления измените свое отношение к ним.
5. Отдыхайте вместе с семьей.
6. Физические упражнения снимают нервное напряжение.
7. Музыка - это тоже психотерапия. Слушайте спокойную музыку.
8. Чаще бывайте на воздухе, гуляйте, бегайте.
9. Чтобы предотвратить разочарование, неудачи, не надо браться за непосильные задачи.
10. Постоянно концентрируйтесь на светлых сторонах жизни и событиях - это сохранит здоровье и будет способствовать успеху.
11. Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.
12. Ешьте мороженое - там есть компонент, который улучшает настроение. И банан - в нем есть серотонин, гормон счастья.
13. Употребляйте витамин Е. Он повышает иммунитет и устойчивость к стрессу. Кстати, этот витамин содержится в картофеле, сое, кукурузе, моркови, ежевике, грецких орехах.
14. Есть много различных систем аутотренинга. К сожалению, на то, чтобы овладеть ими, у нас часто не хватает терпения и времени. А вот усвоить несколько формул самоуспокоения совсем не трудно.
Формулы для самоуспокоения
- Все будет хорошо.
- Проблема решится.
- Это не стоит волнения.
- Я абсолютно спокойна.
- Как я могла волноваться по пустякам.
- Мысли расчетливы. Спокойно обдумываю свои дальнейшие действия.
Заставьте стресс работать на Вас, а не против Вас, овладейте главным умением - превращайте негативные события в позитивные.
На первый взгляд, все это может показаться примитивным. Но почему бы не попробовать потренироваться. Взять себя в руки - значит владеть ситуацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
"Я все смогу!" (продолжение)
продолжение программы "Я все смогу!"...
Как Ох спортсменом стать смог
Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
Психопрофилактическая программа "Я все смогу!"
Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на...
Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...
Коррекционно-развивающая программа по развитию ЭВС и снижению тревожности Я – все смогу! (для детей с ОПФР)
Пояснительная запискаНастоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Данная программа направлена на снижение тревож...
Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"
данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...