01/03/23 наполнение предметной среды по познавательному развитию в группах раннего возраста
статья (младшая группа)
Наполнение предметно-развивающй среды группы раннего возраста:дидактические пособия,игры, и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.03.23_napolnenie_predmetnoy_sredy_gruppy_po_pznavatelnomu_razvitiyu.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Наполнение предметной развивающей среды группы по познавательному развитию в группах раннего возраста.
Центр сенсорного развития
Размещение материалов в группе для детей раннего возраста.
Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети знакомятся с цветом, формой, величиной. Ориентирование в величине предметов – раскладывают на две группы игрушки, ознакомление детей с простейшими приёмами для определения тождества и различия однородных предметов по величине и понимание слов
«такой», «не такой», «большой», «маленький». Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).
- доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки;
- сортеры;
- рамки-вкладыши с цветными монолитными и
- составными формами, разными по величине (4 цветов);
- набор плоскостных геометрических форм;
- набор для забивания: молоточек с втулками
- рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы и т. д.);
- чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм;
- красочное панно (коврик) из тканей различной фактуры;
- игрушки-головоломки (из 2 – 3 элементов);
- игрушки – забавы;
- набор шумовых баночек.
Центр сенсорного развития (вторая младшая группа)
Дети знакомятся с цветами спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, идёт освоение 2-4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
- Пирамидки, окрашенные в основные цвета;
- стержни для нанизывания с цветными кольцами,
- объемные вкладыши, матрешки;
- рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы;
- набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);
- рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»);
- чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов;
- мозаика;
- бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты и др.;
- звучащие инструменты;
- панно-игрушки из тканей различной фактуры.
Центр математического развития
Центр математического развития (вторая младшая группа).
Освоение умения пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как
крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого - либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по
свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов
(3-5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.
- Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
- Геометрический пароврозик
- набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);
- игры на количество и счёт: «Весёлое путешествие», «Найди свой домик», «Ступеньки», и др.;
- игры на развитие представлений о длине (длинный, короткий): «Ленточки для котят», «Найди домик», «Длинное – короткое;
- игры с геометрическими фигурами: «Подбери фигуры», «Соберём бусы» и др.;
- набор цветных палочек (Палочки Кюизенера);
- мозаика;
- пирамидки;
- блоки Дьенеша.
Центр экспериментирования (ранний возраст) - это центр песок-вода.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. В центре «Песок-вода» круглогодично находятся камни, вода, песок. Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщенны разными эмоциями: радостью, волнением, удивлением, восторгом. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то плохо произносит звуки, кто-то мало говорит, кто-то вообще не говорит. Ребята изучают свойства песка, воды, камней, играют с предметами, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, закапывают в него различные предметы и откапывают их др., проводят эксперименты.
Оборудование для игр с песком:
- совки;
- разнообразные формочки;
- игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров);
- палочки, грабельки.
Оборудование для игр с водой:
- набор резиновых и пластиковых игрушек;
- сачок, черпачок;
- разноцветные пластиковые шарики;
- набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет);
- набор камешков, ракушек.
- Игры с песком и снегом: «Лепим колобки», «Делаем фигурки»;
- игры с водой и мыльной пеной: «Мыльные пузыри», «Веселые кораблики»;
- игры с тенью: дети по своему желанию экспериментируют с
тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов;
- игры с крупами «Ищем секрет»;
- шумовые бутылочки с различными наполнителями.
Центр экспериментирования (вторая младшая группа)
Много возможностей развития детей заложено в игре-экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).
Игры-экспериментирования с песком и снегом
- «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок),
- «Делаем дорожки и узоры из песка»;
- «Цветной снег»;
- «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу),
Игры с водой и мыльной пеной
- «Веселые путешественники»,
- «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в ручеек разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки);
- «Нырки»;
- «Ловкие пальчики» (дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой).
- «Бульбочки»;
Игры с бумагой
- «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и
бросаются ими);
- «Блестящие комочки»;
Игры с тенью
Дети по своему желанию экспериментируют с тенями, с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.
Центр природы (ранний возраст)
Центр природы –знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей,
учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место. В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки из полиэтилена для аппликации с водой.
- комнатные растения 3-4 видов: герань, бегония,бальзамин, фуксия;
- коллекция камней, ракушек, природного материала;
- садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами для игры с маленькими куклами);
- материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива растений);
- иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, цветов;
- иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, птиц, насекомых;
- растения, характерные для времён года (ветки вербы – весной, букет жёлтых листьев осенью и т. д.);
- серия тематических картин «Животные и их детёныши», «Обитатели леса».
Центр природы (вторая младшая группа)
Ребенок открывает мир природы. Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения - лист, цветок.
Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища,
влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).
Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе
(осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.).
- Комнатные растения: фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, традесканция, драцена, гортензия;
- искусственные растения – «двойники» реальных растений;
- сезонные растительные обьекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов);
- яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты;
- садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами);
- семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель);
- предметы ухода за растениями: лейки, пульверизатор и т. д.;
- дидактическая игра «Найди пару» (подобрать похожие по звучанию коробочки, «Найди одинаковые»;
- простейший календарь природы;
- коллекционные материалы (разнообразные причудливые семена, камешки, коллекции осенних листьев и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста «Едем в гости к бабушке»
Занятие по познавательному развитию, в программные задачи которого входит: развитие способности детей понимать речь, отмечать характерные особенности животных (имеют хвост, лапы, глаза и т...
Конспект по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Дикие животные и их детеныши»
Занятие по позновательному развитию, направлено на формирование умения у детей, знать и различать диких животных и их детенышей.Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, и...
Конспект по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: "Фрукты"
Занятие по позновательному развитию, направлено на формирование умения у детей, знать и различать фрукты.Способствовать развитию связной речи,воспитывать интерес к познанию окружающего мира...
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста_У нас в гостях Снегурочка
Занятие призвано дать детям начальное представление о том, кто такая Снегурочка, ввести детей в мир новогодней сказки. В ходе занятия дети прослушивают отрывок из сказки "Снегурка", рассматривают иллю...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Знакомство с конструктором» (с использованием познавательной технологии, технол
Знакомство детей со строительным конструктором...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: &l...