Опыт работы по реализации программы "Социокультурные истоки"
консультация (подготовительная группа)
Распространение накопппленногго опыта по истока с коллегами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty._istoki.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по реализации программы
«Социокультурные истоки»
Воспитатель:
2022г.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает ещё до того, как научится говорить. Прогресс человека зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. К шести годам у дошкольников в социальном познании прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».
В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка и игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Дети учатся человеческой способности к сотрудничеству через игру, основная цель которой помочь детям спокойно, безболезненно войти в современный мир.
Педагогические технологии социально-коммуникативного развития детей осуществляю поэтапно:
- Начинаю свою работу со сбора информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;
- Составляю перспективное планирование работы с детьми и родителями;
- Осуществляю коррекцию имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно со специалистами;
- Подвожу итоги посредством мониторинга.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, в которой дети умеют и любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельны в выборе деятельности и партнёров.
У детей старшего дошкольного возраста наибольшей эмоциональный отклик находят такие ситуации как:
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.
2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Роль сюжетно-ролевых игр, таких как «Экскурсовод», «Фоторепортёр», «Супермаркет», «Моя семья», «Салон красоты», «В гостях», и другие способствуют, знакомству детей с историей создания предметов, с правилами и нормами поведения в обществе. Дети учатся применять полученные знания на практике по средствам этих игр. Так, например игра «Детский сад» способствует расширению сферы социальной активности ребёнка и его представления о жизни детского сада, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых (воспитателя, медсестры, врача, заведующего, помощника воспитателя, плотника и других сотрудников детского сада).
Наборы мелких игрушек для режиссерских игр по различным тематикам: «Бабушкин двор», «Кукольная комната», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и другие способствуют умению воспринимать и понимать отношения между людьми, их действия и поступки. Так же широко использую всевозможные хороводные и народные игры. Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться: «Как у бабушки Ларисы», «Каравай», «У дедушки Трифона», «Хоровод в лесу».
В работе по развитию навыков общения использую словесные игры на основе русских народных сказок: «Как найти дорожку», «Расскажи о героях сказки», дидактические игры «Азбука настроения», «Ребята с нашего двора», пальчиковая игра «Семья», «Эй, кузнец-молодец».
В случаях возникновения конфликтов, учу детей быть доброжелательными, проговаривать свои желания словами, понимать слова собеседника и ориентироваться на них. Всегда обращаю внимание на неконтактных детей. Сначала организую взаимодействие ребёнка с взрослым, хвалю и поддерживаю его за инициативу, затем побуждаю его вступить в игру со сверстниками, помогаю проявить себя. Успешность взаимодействия детей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. С багажом знаний, полученным в результате проведённой деятельности, у ребёнка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно зашагает по жизни.
3. В нашей группе с детьми были проведены мероприятия:
По теме «Добрые дела», «Добрые слова».
Проводились беседы о добре, что такое «добро»? Кто такой добрый человек? , Что такое вежливые слова? Что такое добрые слова?
Игровое путешествие в заколдованную страну «Добрые дела», где дети, выполняя задания Бабы Яги, помогли расколдовать страну.
После того как ребята выполнили все задания Бабы Яги, страна «Добрые дела» была расколдована. Ребята сделали пирамиду «Добрых дел» из ладошек и подарили большое сердце доброты жителям страны, чтобы Баба Яга больше никогда не могла заколдовать страну. Игра – занятие, «Дружба начинается с улыбки», где говорили о дружбе, о сказке «Белоснежка и семь гномов» как они дружно играют и не ссорятся.
Ребята и родители играли в различные игры, рассказывали пословицы о дружбе, родителям было дано задание, нарисовать «Цветок добрых слов», который потом выносили на обсуждение.
4. Проводятся беседы, игры, разные виды деятельности (поём, пляшем, рисуем, сочиняем, играем и т. д.)
В беседе «Что такое согласие», рассуждали над выражением «Жить в мире и согласии». Проводились игры «Хорошо – плохо», «Назови доброе слово», «Назови ласково», «Комплимент». Учили пословицы и поговорки о доброте и согласии. В беседе дети размышляли над понятиями, таких категорий как «надежда», «вера», «согласие».
5. Очень увлекают детей ситуации типа «Богатыри земли русской»
Мероприятие проходило в виде квест-игры совместно с родителями. Игра позволила ребятам представить себя не только богатырями, но и спортсменами, путешественниками, сказочными героями.
Дети помогали богатырям искать доспехи, оружие. Им нужно было выбрать дорогу с помощью горюч-камня, далее отгадывали загадки Бабы – Яги (за отгаданную загадку дети получали богатырские доспехи, которые они сами рисовали в течение всей недели), встречались с Кощеем. Проходить испытания ребятам помогал сказочный персонаж Емеля.
После того как дети прошли все испытания им на память вручили грамоты. Ведущую роль в данном мероприятии играли родители.
6. Следующее мероприятие игра-занятие «Что такое хорошо, а что такое плохо». Дети рассказали родителям, что такое послушание, какие послушания и непослушания встречаются в сказках и к чему это приводит.
Совместно с родителями выделили для себя правила поведения в группе, а так же был сделан коллаж под названием «Плоды послушания и непослушания», родители нарисовали деревья, а дети развешивали плоды. Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный.
7.Прочитав «Предание о первой Рождественской ёлке», дети узнали, почему ёлочка является символом Рождества и Нового года. Узнали, как украшали ёлочку, что единственным украшением на ёлке были звездочки.
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-коммуникативном развитии детей является семья. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. Ценность всех проводимых мероприятий ещё и в том, что совместная деятельность родителей и детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие у ребёнка духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Так развивается идея активного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного воспитания.
Таким образом, реализация задач раздела «Социально-коммуникативное развитие» играет значительную роль в развитии личности дошкольников и готовит его для перехода в школу.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время вопрос о нравственном воспитании дошкольников остается актуальным.
Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.
Используемая литература:
1. Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.
2. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание, №4/2006.
3. Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
Представление опыта работы по программе "Истоки"...
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОУ С МИКРО- И МАКРО СОЦИУМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Реализация модели социального партнерства ДОУ...
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
Стратегической целью развития дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь ра...
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».
Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
Участие в городском методическом объединении по распространению опыта работы по реализации программы "Истоки"...
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
ГМО "Истоки"...