Мастер-класс для педагогов Тема: «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка

Абакарова Нюрсият Дагировна

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учрежденийдемонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.

Задачи:

·                     познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в работе с детьми раннего возраста;

·                     Дать определение песочной терапии;

·                     Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учрежденийдемонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.

Задачи:

                     познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в работе с детьми раннего возраста;

                     Дать определение песочной терапии;

                     Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;

Материал: песочница, кварцевый песок, кинетический песок, цветной песок, индивидуальные подносы для рисования песком, салфетки.

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»

Перенос традиционных педагогических и психологических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувственность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Этот метод можно использовать в работе с детьми любого возраста со следующим спектром проблемы:

                   Различные формы нарушений поведения;

                   Сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;

                   Психические заболевания;

                   Тревожность, страхи;

                   Сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка и т.д.) и социальной ситуации (детский сад, школа);

                   Неврозы.

Как показали исследования, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали – уходили в песок.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из Вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, Вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны. Игра с песком может выступать в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и психологических нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.. Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического и развивающего средства.

Бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Что же такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Песочные игры бывают трёх видов:

                     Обучающие игры:

*моделирование игр-сказок,

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

                     Познавательные игры.

*игры на знакомство с окружающим миром.

*географические игры.

*фантастические игры.

*исторические игры.

*игры-экскурсии по городу.

                     Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

 В нашем детском саду имеются условия для игр с песком:

на участке - песочница, в группах – песочные световые столы. А также интерактивная песочница, к которой имеется доступ у воспитателей.

2. Практичесая часть

1)                Игры с песком

Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.

 Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Приглашаю Вас, уважаемые коллеги, для проведения практической части подойти к песочнице и исполнить роль детей.

- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с Вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная, песочная.  Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

- Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

Помощников веселых.

А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Мы начинаем с Вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро Вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Тактильная разминка. Упражнение «здравствуй, песок!»

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок! Послушайте… Он с Вами здоровается. Вы слышите?... Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом.

А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? (фонограмма смеха)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер.

В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.

Игра-упражнение «Песочные прятки».

Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте с Вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей. (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей).

Кого Вы нашли?

Песочные жители очень Вам благодарны! Они Вам улыбаются, и Вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Победитель злости»

Ну что ж, сейчас настала пора, нам с Вами навсегда прогнать злого волшебника из Песочной страны. Давайте его нарисуем. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, не хороший). Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот. Это «круг-злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».

Звучит музыка. Участники разрушают песочный круг ладонями.

Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я Вас поздравляю, мы победили злость!

Посмотрите на нашу Песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (украсить Песочную страну)

Упражнение «Картина загадок»

Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее беда –

Она их главная еда. (трава)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Пришла пора прощаться с нашими друзьями и возвращаться обратно в детский сад.

Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с Песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся.

Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

До следующей встречи в Песочной стране.

Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки)

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением Вы вернулись из Песочной страны?

Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных упражнений.

Сегодня мы с вами пообщаемся с песком.

2)                Рисование песком

Говоря об играх с песком нельзя не вспомнить о рисовании на песке и песком.

Сегодня мы будем с вами рисовать песком. Это одна из форм работы с детьми.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно. Рисование цветным песком позволяет увидеть в себе скрытые ресурсы, ибо, создавая песочные картины, каждый может ощутить себя творцом. Это дает возможность пережить полярную гамму чувств: от неуверенности до осознания собственной великой созидательной силы

.Причины, чтобы научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка:

1. 
Простота. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы.
Заниматься рисованием на песке или песком могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

2. Красота. Получаются очень красивые работы.

3. Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.

Практическая работа.

Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачок и рассыпаем равномерным тонким слоем по столу. Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце). Солнечные лучи нежно ласкали его спину. Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению.

Посмотрите, как здорово у вас получилось!Настоящие песочные художники.

Итог мастер-класса

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Действительно, данная методика несет в себе:

1.                 Инновационность, оригинальность, простоту

2.                 Способствует развитию психических процессов.

А мне остается только поблагодарить Вас за внимание и работу. Вы прекрасно потрудились. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста».

              Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занят...

консультация на тему: «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

laquo;Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»...

Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов,работающих с детьми, возможность узнать л...

Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»...

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д. Ушинский писал:   «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».                          ...

Мастер-класс для педагогов "Логопедическое ассорти" Использование песочной терапии в работе с детьми"

Мастер-класс для педагогов "Логопедическое ассорти" Использование песочной терапии в работе с детьми"...