Опыт работы
материал (старшая группа)

Фризен Фарзана Иштимировна

 Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания  познавать и узнавать.  Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_frizen.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад № 4»

ТЕМА «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного развития дошкольников»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Фризен Ф.И.

С.Октябрьское, 2022г.

Актуальность проблемы.

 Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания  познавать и узнавать.  Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка.
Развитие  познавательной деятельности дошкольника зависит от его заинтересованности. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно, необходимо помочь ему в этом. Учитывая актуальность данной работы, была выбрана тема самообразования «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного развития дошкольников»

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовые оформления служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т.п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям дошкольного возраста  выделять главное, находить взаимосвязи.

Цель работы

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для развития познавательного интереса дошкольников  послужит эффективным средством для развития внутренних психических процессов и расширение представления детей об окружающем мире.

Задачи

1.Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

2.Увеличить объем памяти детей через введение элементов схем, символов  и усвоение детьми способов запоминания (кодирования) информации.

3.Развить ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

4. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

5.Развивать самостоятельность детей, учить их сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Цель опорных схем — «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти, облегчил запоминание. Опорные схемы — это как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.

Мнемотехника помогает решать ряд коррекционных задач, направленные на развитие: 

· ассоциативного мышления

· зрительной и слуховой памяти

· зрительного и слухового внимания

· воображения

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1. Введение элементов схем, символов. Например обозначения: 

· Цвета

· Формы

· Величины

· Действия

· Звука

· Запаха и т.д.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.

У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3. Введение отрицаний.

· Не большой

· Не круглый

· Не съедобный и т.д.

4. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи ( ответ должен быть полным).

6.Творческое создание детьми опорных схем.

( По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

Опорные схемы, мнемотаблицы, символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет их очень широко использовать.

Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой.

1) При формировании понятия «рыбы», «насекомые», «растения», «звери», «птицы» используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных:

· Рыбы

· Звери

· Насекомые

· Растения

· Птицы

2) Для запоминания детьми частей суток и их последовательности применяем

модель «Бабочку« и цветовую схему  где каждый цвет соответствует определенной части суток.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В работе с дошкольниками мною создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Игрушки», «Огород» , «Штанишки для мишки», «Зайка», «Кораблик» и др.

Опорные схемы используются и в разгадывании загадок. 

Например. Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Без рук без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

В работе по ознакомлению и пересказу сказок для детей младшего  дошкольного возраста, я использовала «сказочные круги»  и мнемотаблицы, на которых изображены последовательные действия сказки. Для детей старшего возраста, персонажей сказки, некоторых действий можно изображать схематически. Например в сказке «Лиса и козел», лиса — оранжевый круг, козел серый треугольник, старик — прямоугольник и т.д. 

На занятиях по развитию речи  с использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов по сюжетной картине. Например, «Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать».

В работе по формированию связной речи и представлений об окружающем мире используем такие схемы, как «Осень» , «Зима» , «Опиши предмет» , «Фрукты»  и т.д.

Использование опорных схем и символов использовала и в бытовой деятельности, игре. Это обозначения последовательности трудовых действий, схемы построек, атрибуты к сюжетно ролевым играм  «Парикмахерская», «Больница», «Повар».

Этапы работы по  развитию  познавательной деятельности детей дошкольного возраста

этап

задачи

содержание

1 этап

Подготовительный

-изучить методики, технологии по познавательной деятельности;

изучение методической литературы:  

Знакомство с  литературой.

Картотека.

Конспекты занятий.

2этап

Основной.

- систематизировать и обогащать знания дошкольников новыми  символами, мнемотаблицами, схемами;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

-формировать умение самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

-продолжать формировать  умение запоминать,

развивать познавательную и речевую активность на познавательных занятиях;

Дидактические игры «Не зевай, нужную картинку поднимай»

«Распутать два события»

«Найти лишнюю картинку»

«Запомни и назови»

«Ассоциации»

«На что это похоже»

«Посмотри и назови»

«Что таким бывает»

3этап.

Заключительный

Подведение итогов

Презентация опыта работы.

Список литературы

1.Венгер Л.А.. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 — № 3.

2.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3.Большева Т.В.. Учимся по сказке. СПб.: «Детство- пресс»,2001.

4.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СП.б.: «Детство- пресс»,2009.

Алгоритм  использования мнемотаблиц, схем:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ информации (сказки, рассказа, стихотворения загадки, трудового действия) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Воспроизведение ребёнком информации с опорой на мнемотаблицу, выполненную им самостоятельно.

Использование мнемотаблиц, опорных схем, символов в течение с2012 года по 2016ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

с помощью условных обозначений на схемах и мнемотаблицах

В настоящее время с помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь следующих результатов:

- увеличился объем памяти детей ( из 22 детей в группе- 14 детей запоминают 9-10 слов из 10);

-развились психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);

- у детей появилось желание  и умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

-значительно развились у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- повысился познавательный интерес и активность детей;

- расширился круг знаний о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;

- активизировался словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость, научились высказывать свои мысли и мнение.

 Важно помнить, что работа с опорными схемами, символами, мнемотаблицами  — это наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами, которые  повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание  познавать, запоминать, экспериментировать, исследовать, логически мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...