Конспект сюжетно-ролевой игры для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Наша армия. Призыв юных моряков»
материал (старшая группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Цель: Создание условий для активной, творческой игровой деятельности детей с ОНР старшего дошкольного возраста, совершенствования их умений соблюдать заранее принятые правила, объединять несколько сюжетов одним содержанием.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Продолжать формировать представления детей об армии, о видах войск РФ, особенностях военной службы на море.

2. Расширять представления о требованиях, предъявляемым к призывникам, о взаимодействии различных служб при подготовке призывников к службе в армии; об особенностях службы на флоте и морских обитателях

Развивающие задачи:

1.Формировать умения детей отражать в игре впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью: призыв и служба в армии, события на корабле, жизнь моряков, организация деятельности люде разных профессий (почтальон, врач, парикмахер, швея, повар, официант, уборщица)

2.Развивать коммуникативные навыки, совместно играть, согласовывая свой замысел с версиями сверстников и педагога, договариваться между собой, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом.

3.Способствовать построению игры на основе сюжетосложения, совершенствованию умения выполнять действия в соответствии с принятой на себя ролью, менять роль, соответствующие действия и диалоги по ней

4.Содействовать развитию сообразительности, смекалки, логического мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве, ловкости

5.Активизировать словарный запас: названия профессий и их действий, частей корабля, морских обитателей

Коррекционные задачи:

1. Стимулировать речевую активность и самостоятельность, речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь

2. Поддержание формирования терпеливости, способности преодолевать застенчивость, боязнь ошибиться или неправильно произнести слова и выражения

3.Содействовать становлению осознанного понимания зависимости общей игры от действий каждого участника

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к военнослужащим, чувство гордости за свою армию, чувство патриотизма

2.Способствовать возникновению желания быть похожими на сильных, смелых российских воинов и готовить себя к службе в армии РФ.

3.Воспитывать у детей культуру поведения, взаимовыручку, доброжелательное отношения друг к другу, чувство ответственности за выбранную роль.

Предварительная работа:

=НОД, совместная деятельность с интеграцией ОО

=Просмотр слайдов

=Рассматривание иллюстраций, энциклопедий

=Беседы о транспорте и службе в армии; о труде людей разных профессий, об обитателях морей

=Чтение художественной литературы

=Обсуждение пословиц и поговорок

=Просмотр фотографий родителей, дедушек, бабушек, служивших в армии

=Сюжетно-ролевые игры

Оборудование и материалы:

1)Ноутбук, интерактивный экран, презентация, записи военного марша, звуки моря, чаек, склянки, голоса дельфинов

2)Атрибуты для игры: =Для педагога: элементы костюма венкома и капитана

                                     =Для детей: вещмешки призывников, элементы формы моряков, врача, парикмахера, швеи, повара, официанта, уборщицы

3) «Корабль»-постройка из деталей крупного деревянного строителя, штурвал, бинокль, подзорная труба, флажки, спасательный круг, якорь, набор для уборки

4) Оборудование и материалы для действиям по профессиям: «Военкомат», «Почта», «Медицинский кабинет», «Парикмахерская», «Склад военной формы», «Кафе»
5) Картинный материал для жеребьевки с изображение людей разных профессий –участников игры


Связь с другими сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Поликлиника», «Почта», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Моряки»

Игровые роли детей: призывники (новобранцы), матросы (юнги), мамы, почтальон, врач, парикмахер, швея, повар, официант, уборщица

Игровые роли педагога: военком, капитан.

Примерная продолжительность 40 минут

 

СЛАЙД 1 Титульный

Ход игры:

Звучит марш

Педагог приглашает детей: Ребята, что вы слышите?

Дети: Музыку…Играет марш…

 

Педагог: Как вы догадались, что это марш?

Дети: Музыка ритмичная… Можно маршировать… Под нее солдаты идут…

 

Педагог: Как вы думаете, почему сегодня у нас в группе звучит марш? Какой скоро праздник? СЛАЙД 2

Ответы детей

Педагог: Давайте вместе повторим точное название : «День защитника Отечества» Ребята, кто такой защитник? Кто может быть защитником? Защитник Отечества каким должен быть? А как таким стать?

Ответы детей
 

Педагог: Вы хотите служить в Армии? А в каких войсках? 

                                        СЛАЙД 3 Виды войск армии РФ

Смотрите, что у меня есть (надеваю китель, фуражку).

Ответы детей


Педагог: Я надела китель и фуражку. Догадайтесь, кем я стала?

Ответы детей

 

Педагог: Я-военный комиссар, военком. Я предлагаю вам сейчас на один день оказаться в будущем и поиграть в игру «Наша армия». Согласны?

Сегодня утром мне позвонил капитан корабля «Отважный» и сообщил, что им требуется пополнение. Значит, кто им нужен?

Дети: Моряки. Юнги

 

Педагог: Вы хотите стать настоящими моряками и служить на корабле «Отважный»? Как вы думаете, кто еще может участвовать в этой игре?

Дети: Призывники. Военные. Повар и врач…


Педагог: Ребята, нам нужно выбрать почтальона, который доставит повестки домой призывникам. Призывников провожают родители. Чтобы взяли в армию, нужно пройти медкомиссию, проверить здоровье, нам нужны врач. Солдаты должны быть опрятными, ухоженными. Надо подстричь призывников в парикмахерской и помочь выбрать форму.

Дети добавляют… Значит, нам нужно распределить роли…Предлагаю это сделать с помощью жеребьевки…

С помощью игры – выбора с картинками-символами дети распределяют роли

 

Педагог: И вот, когда все роли распределены, закройте глаза… Откройте и вы уже взрослые, вам пора готовиться. Вам сейчас не шесть и семь, а вы уже взрослые.18 лет - это тот возраст, когда молодые люди призываются служить в Армию.

Дети занимают места в соответствии с выбором по распределению ролей

 

Военком (звонит по телефону на почту): Здравствуйте. Вас беспокоят из военкомата.

 По электронной почте мы отправили вам повестки призывникам. Их нужно срочно вручить адресатам.

Почтальон: Ваше почтовое отправление получено. Повестки будут доставлены призывникам.

 

Почтальон печатает повестки на компьютере, собирает их и ведомость, кладет

в сумку, идет по адресам. Мамы с сыновьями дома. Стучится почтальон в дверь

 

Почтальон: Здравствуйте. Я - почтальон, принёс вам повестку. Кто Смелов Захар?

Вы призваны на службу в Российскую армию. (вручает повестку) Вам необходимо прибыть в военкомат. (предлагает расписаться в ведомости)

 

Почтальон возвращается в почтовое отделение связи и звонит военкому:

 Добрый день. Вас беспокоят с почты. Повестки призывникам доставлены. Ведомость отправляем по электронной почте.

Военком: Спасибо за помощь и сотрудничество.

 

Почтальон прибирает все вещи, закрывает почту и в соответствии с жребием идет в порт, где становится судовым механиком, который проверяет судно перед отплытием

Призывники берут вещевой мешок, складывают в рюкзак необходимые предметы (выбирают из множества ненужных), надевают рюкзаки, с повестками идут в военкомат.                        Надпись «Призывной пункт» СЛАЙД 4

Мальчики приходят с «повесткой» в руках. Стоят в ряд. Военком объясняет, что прежде чем попасть в армию он должен пройти медкомиссию, сделать соответствующую прическу и подобрать форму. Вручает каждому мальчику обходной лист. Мальчики снимают рюкзаки, берут направления и готовятся.

 

Девочки: врач, парикмахер, швея

= «Врач-терапевт» объясняет, что будут обследовать. По очереди обследуют здоровье: слушают сердце, меряют давление, проверяют зрение, слух, смотрят горло… ставит отметку «здоров».

= «Парикмахер» моет голову, постригает.

= «Швея» подбирает форму со склада. Если нужно, подшивает

 

«Военком» после заключения комиссии встречает, командует строиться:

Дорогие призывники! Вам предстоит пройти службу в Вооруженных Силах,

вы отправляетесь на ВМФ. Это не только гражданский долг каждого молодого человека, его почетная обязанность, но и серьезная школа жизни. Желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, успехов в службе на благо Отечества! Призывник Степанов Ярослав.

Ярослав: Я, Степанов Ярослав

 

Военком: Назначаю вас командиром группы призывников. Вам необходимо прибыть

в порт и построится на причале у военного корабля «Отважный».

Ярослав: Есть прибыть в порт и построится на причале у военного корабля «Отважный».

 

Ярослав командуем и ведет призывников в порт. Военком меняет элементы костюма на морские и встречает отделение призывников в порту.

 

Ярослав: Отделение стой! На право! Товарищ капитан, отделение призывников, прибыло

в ваше распоряжение! СЛАЙД 5 Море, чайки

Капитан: Здравия желаю, товарищи призывники! Поздравляю вас с успешным призывом на военную службу. Сегодня вы первый раз отправитесь в поход на военном корабле «Отважный». Но прежде, чем вы подниметесь на борт корабля, давайте проверим ваши знания о кораблях.

 

Игра Морской словарь. Читает определение морских терминов, а дети отгадывают

1 Задняя часть корабля (корма)         

2 Передняя часть корабля (нос)

3 Бок корабля (борт)                       

4 Пол на корабле (палуба)

5 Окно на корабле (иллюминатор)

6 Рулевое колесо корабля (штурвал)

7 Доска для спуска с корабля, лестница на корабле (трап)

8 Помещение для капитана или пассажиров (каюта)

9 Кухня на корабле (камбуз)

10повар на судне (кок)

11 главное лицо на корабле (капитан).

12 неопытный моряк, впервые попавший на судно (юнга)

 

«Родители» (девочки) провожают сыновей на корабль, машут друг другу рукой.

Девочки возвращаются, убирают все на места, идут «в кафе» и готовятся к встрече моряков из похода

На корабле за штурвалом «штурман». Ребята – юнги снимают рюкзаки, занимают свои места.

 

Капитан: Отдать швартовый! Поднять якорь!

Штурман: Поднять якорь!

Юнга: Есть поднять якорь!

 

Капитан: От винта. Лево руля. Полный вперед!

Штурман повторяет команды командира: От винта. Лево руля. Полный вперед!

 

Матросы выполняют команду и «корабль отплывает» …СЛАЙД 6 Море

По ходу в море капитан дает разные поручения:

= проверка умений правильно показать шифровку флажками

=упражнения по забрасыванию спасательного круга

=уборка на палубе

Юнги выполняют

     

Педагог: Внимание! Команде собраться в учебной каюте. Наш акустик услышал какие-то звуки. Кто поможет их опознать? СЛАЙД 6 Море. Голоса дельфинов

Дети отгадывают звуки голосов дельфинов

 

Конкурс загадок «Что я вижу».

Как рыба в воде, машет сильным хвостом,

Но кормит детишек своим молоком,

Он с радостью в море корабль встречает,

Людей, не умеющих плавать, спасает.  (дельфин)  СЛАЙД 7 Море. Дельфины

 

Педагог: Давайте с вами подумаем и отгадаем, какие еще обитатели моря нам могут встретится на пути?

Дети отгадывают загадки:                                          

                                                                                              В синеве морских пучин

                                                                                              Бродит он по дну один,

                                                                                              Все в присосках восемь ног,

                                                                                              Кто же это? (осьминог)

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу,

Знают все прекрасно -

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь. (акула)                         Через море-океан

                                                                                Плывет чудо-великан. (кит)

Ловко мусор собирает,

Дно морское очищает. (краб)          Он очень похож на простого коня,

                                                           Но в иглах все тело, на теле броня,

                                                         И держится там, где поросшее дно,

                                                         Плыть вверх или вниз для него все равно. (морской конек)

Купол, как зонтик, прозрачный имеет,

Плыть, если надо, неплохо умеет,

Движется купол и плыть помогает,

Щупальце, словно крапива кусает.(медуза)        В море, на дне тихо дремлет она,

                                                                               Лучше не трогай ее никогда,

                                                                           На каждом луче у нее зоркий глаз,

                                                                     Она уползет, нет ей дела до нас (морская звезда)

СЛАЙД 8 Море

Капитан обращается к штурману: Взять курс в родной порт «Право руля!

Штурман: Есть право руля!

 

Штурман: Товарищ капитан на горизонте появился порт

 

Капитан: Стоп машина! Сбросить якорь!

Юнга: Есть сбросить якорь! СЛАЙД 9 Море, закат

 

Капитан: Наш корабль прибыл в порт. Команде спуститься и построиться на причале. Юные моряки, поздравляю вас с успешных морским походом и возвращением в родной порт. Вы проявили свои знания, умения и сейчас мы узнаем, смогли ли вы стать настоящими моряками.

 

Игра «Четвёртое лишнее»

Матросам надо быстро назвать слово, которое не имеет никакого отношения к флоту и объяснить, почему

Тельняшка, мольберт, причал, акваланг

Трос, кок, якорь, коньки

Олимпиада, трюм, штурман, склянки

Капитан: Вы все достойны служить в Российской армии. А кто достоин, тот даёт присягу и получает удостоверение. Но, это уже другая история…А вы сегодня награждаетесь отпуском и посещением кафе. Отряд, на право! За старшиной строем в кафе шагом марш!

Девочки встречают моряков в кафе.

 

Рефлексия

Педагог (заходит в кафе):

=Ребята, интересная получилась у нас игра?
=Кто лучше всех справился с ролью? Почему вы так думаете?
=Мы дружно играли?

=А в чем вы затруднялись? Что было особенно сложно?

 

А теперь нам пора возвращаться в настоящее время, закройте глаза. Вот мы снова в детском саду.

=Ребята, а вы хотели бы снова поиграть в такую игру? 

=Какие роли вы бы выбрали для себя?

=Что бы вам хотелось изменить, добавить?



 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области физическая культура (бассейн) для детей старшего дошкольного возраста по теме «Приключение юных моряков»

Конспект образовательной деятельностипо образовательной области физическая культура (бассейн)для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Приключение юных моряков»(интеграция образовательных област...

Сценарий спортивно-игрового праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия сильна»

Мероприятие проводится в преддверии 75-тия Победы в Великой Отечественной войне. Создание условий для патриотического воспитания в условиях ФГОС ДО. Воспитание чувства патриотизма, гражданственно...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия родная»

Реализация проекта направлена на расширение и углубление представления детей о Советской, Российской армии, как защитника и оплота нашей страны; развитие познавательного интереса к истории России...

Сценарий спортивно-игрового мероприятия, посвящённого празднику Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия сильна»

Сценарий спортивно-игрового мероприятия,посвящённого  празднику Дню защитника Отечества,для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия сильна»...

Сценарий спортивно-игрового праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия сильная»..

         Сценарий спортивно-игрового праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста «Наша Армия сильная»....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Наша армия"

Данная беседа предназначена для педагогов и родителей детей старшего дошкольногог возраста....