Технология Логоритмика
учебно-методический материал
Образовательная технология "Логоритмика. Учим ребенка говорить" По технологии Л.Н. Засориной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 359.49 КБ |
![]() | 47.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дедовская средняя общеобразовательная школа №3
Дошкольное отделение
Корпус №3 «Снегирёк»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета Зам. директора МОУ
Дедовская СОШ №3
Корпус №3 «Снегирёк»
от «_06__» ___09__ 2021г. ___________ /Кирикова Т.О.
Протокол № __1___ «06» сентября 2021г.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Логоритмика: учим ребенка говорить. По технологии Л.Н. Засориной»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 3 – 6 года
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Асанова Татьяна Федоровна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Снегири 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность программы: Современные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием,коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям, чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую способствуют укреплению здоровья человека на всех структурных макро- и микроуровнях, вплоть до клеточного.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Ритмические движения способствуют активизации различных аналитических систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Цель: Создание насыщенного оздоравливающего гармоничного образовательного пространства, полноценного для развития детей, их духовного, нравственного, физического здоровья и всесторонней подготовки к успешному обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать двигательные умения и навыки;
- Знакомить детей с ритмикой.
Развивающие:
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие пространственных представлений.
Воспитывающие:
- Воспитывать и развивать чувство ритма.
Направленность: социально- педагогическая;
Отличительные особенности программы: Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию речевой деятельности. Успешный опыт реализации программ «Устремление» и «Гармоничное развитие» позволят предложить проверенные технологии биоинформационной направленности, способствующие формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) детей и их готовности к обучению в школе. К таковым относятся:
- технология голосоведения;
- технология двигательной активности «Бегущее кольцо»;
- технология письма и начала письма;
- технология знакомства с азбукой;
- технология обучения счету;
- технология развивающего чтения.
Все перечисленные образовательные технологии включают в себя и комплексные квалиметрические диагностики реальных умений и навыков, позволяющие выявить как уровень подготовки детей в конкретный момент времени, так и динамику развитии.
Возрастные особенности: В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Объем и срок освоения программы: 18 занятий в год по 15 минут;
Форма обучения: очная, групповая;
Особенности организации образовательного процесса: младшая группа;
Планируемые результаты освоения программы: При реализации программы воспитанники должны овладеть следующими навыками:
- - ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- правильно выполнять артикуляции звуков;
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, петь протяжно, подвижно, передавая характер музыки;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.
Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также будет сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание.
Форма аттестации: итоговое мероприятие;
Материально-техническое обеспечение:
- Аудиомагнитофон;
- Обручи;
- Кубики;
- Гимнастические палки;
- Ленточки.
Учебный план.
Год | группа | Название тематических блоков | Темы блоков |
1 год | Младшая группа | «Земля – наш общий дом» |
|
2 год | Средняя группа | «Копилка здоровья» |
|
3 год | Старшая группа | «Дом и его здоровье» |
|
Младшая группа (3 – 4 года).
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Осенней календарь. | 9 | 9 | |
2. | Зимний календарь. | 9 | 9 | |
3. | Утро года. Весенний календарь | 9 | 9 | |
4. | Летний календарь | 9 | 9 | |
ИТОГО: | 36 часов | 36 часов |
Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 15 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц.
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Осенний календарь
Тема 1.1. Солнышко и дождик;
Тема 1.2. Тучка;
Тема 1.3. Тучки по небу гуляют;
Тема 1.4. Грибной дождик;
Тема 1.5. Под грибом;
Тема 1.6. Осенние листья;
Тема 1.7. Осень в лесу;
Тема 1.8. Веселый огород;
Тема 1.9. Репка.
Раздел 2. Зимний календарь
Тема 2.1. Осенние подарки;
Тема 2.2. До свиданья, птицы!
Тема 2.3. Холодно;
Тема 2.4. Зима в лесу;
Тема 2.5. Дед Мороз спешит на елку;
Тема 2.6. Украшаем елочку;
Тема 2.7. Наступает Новый год;
Тема 2.8. Новогодний праздник в лесу;
Тема 2.9. Рукавичка.
Раздел 3. Утро года. Весенний календарь.
Тема 3.1. Снеговик;
Тема 3.2. Кошка и котята;
Тема 3.3. Котята и щенок;
Тема 3.4. У бабушки в гостях;
Тема 3.5. Как снеговики солнце искали;
Тема 3.6. Армейская карусель;
Тема 3.7. Как цыплята солнце будили;
Тема 3.8. Новая столовая;
Тема 3.9. В гости к нам пришли матрешки.
Раздел 4. Летний календарь.
Тема 4.1. Весеннее солнышко;
Тема 4.2. Весенняя капель;
Тема 4.3. Прилетайте, птицы!
Тема 4.4. Весенний ручеек;
Тема 4.5. Кораблик;
Тема 4.6. Утренние лучи;
Тема 4.7. Петушок и его семья;
Тема 4.8. Колечко;
Тема 4.9. Бобовый пруд.
Средняя группа (4 – 5 лет)
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье | 9 | 9 | |
2. | Движение – это жизнь | 9 | 9 | |
3. | Культура питания – культура здоровья | 9 | 9 | |
4. | Закаливание: солнце, ветер и вода | 9 | 9 | |
ИТОГО: | 36 часов | 36 часов |
Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 15 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц.
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье
Тема 1.1. Цыпленок и его семья;
Тема 1.2. История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали;
Тема 1.3. Белая козочка;
Тема 1.4. У Кошки день рождения;
Тема 1.5. Лестные звезды;
Тема 1.6. Зайка – огородник;
Тема 1.7. Любимое кушанье;
Тема 1.8. Дорога на мельницу;
Тема 1.9. Верные друзья;
Раздел 2. Движение – это жизнь
Тема 2.1. Сказка про зайцев;
Тема 2.2. Круглый год;
Тема 2.3. Времена года;
Тема 2.4. Про Мурочку – Мурысоньку;
Тема 2.5. Мурка в город собирается;
Тема 2.6. Как Мурочка Деда Мороза будила;
Тема 2.7. Дед Мороз;
Тема 2.8. Снегурочка на новогодней елочке в лесу;
Тема 2.9. Волчья песня.
Раздел 3. Культура питания – культура здоровья
Тема 3.1. Петушок;
Тема 3.2. Лисичка со скалочкой;
Тема 3.3. Петух да Собака;
Тема 3.4. Бременские музыканты;
Тема 3.5. Возьми меня с собой;
Тема 3.6. А что у Вас?
Тема 3.7. Вот так мастера;
Тема 3.8. Как стать большим;
Тема 3.9. Даша и Маша;
Раздел 4. Закаливание: солнце, ветер и вода
Тема 4.1. Горшочек каши;
Тема 4.2. Как Мышонок стал трудолюбивым;
Тема 4.3. Сказка про Бурого Мишку и Мышку – вертушку;
Тема 4.4. Чьи это ушки?
Тема 4.5. История о том, как мышата помогали Зайчонку свой дом найти;
Тема 4.6. Красный фонарик;
Тема 4.7. Колесо;
Тема 4.8. Бычок – смоляной бочок;
Тема 4.9. Коза – обманщица.
Старшая группа (5 – 6 лет)
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Дом – жилище для семьи | 9 | 9 | |
2. | Праздники в доме | 9 | 9 | |
3. | Семейный досуг | 9 | 9 | |
4. | Семейный отдых за городом | 9 | 9 | |
ИТОГО: | 36 часов | 36 часов |
Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 15 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц.
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Дом – жилище для семьи
Тема 1.1. Спор грибов и ягод;
Тема 1.2. Путешествие язычка;
Тема 1.3. В гостях у лесного гнома;
Тема 1.4. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева;
Тема 1.5. «Пых» по мотивам белорусской народной сказки;
Тема 1.6. Спор овощей;
Тема 1.7. «Колосок» по мотивам украинской народной сказки;
Тема 1.8. Приключения дождика
Тема 1.9. Краски осени.
Раздел 2. Праздники в доме.
Тема 2.1. «Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева;
Тема 2.2. «Как коза в лесу избу построила» по мотивам русской народной сказки;
Тема 2.3. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки;
Тема 2.4. Теремок – холодок;
Тема 2.5. Дед Мороз построил дом;
Тема 2.6. «Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки;
Тема 2.7. «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева;
Тема 2.8. Снеговик на елке;
Тема 2.9. Морозята;
Раздел 3. Семейный досуг
Тема 3.1. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского.
Тема 3.2. Приключение снежинки;
Тема 3.3. «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки;
Тема 3.4. «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки;
Тема 3.5. «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова;
Тема 3.6. «Гуси - лебеди» по мотивам русской народной сказки;
Тема 3.7. «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской;
Тема 3.8. Кем быть?
Тема 3.9. «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга;
Раздел 4. Семейный отдых за городом
Тема 4.1. «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга;
Тема 4.2. «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга;
Тема 4.3. Космическое путешествие;
Тема 4.4. Лекарство от зевоты;
Тема 4.5. Пасха;
Тема 4.6. Колобок;
Тема 4.7. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки;
Тема 4.8. Как муравьишка дом солнышка искал;
Тема 4.9. История о том, как гном построил дом.
Материальное обеспечение программы: Построение логоритмических занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы, которые подбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития ребенка, его физическое состояния.
Так, при обучении движению используются:
- Наглядно – зрительные приемы;
- Приемы для обеспечения тактильно – мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей; кубиков; гимнастических палочек; скакалок и т.д.
- Наглядно – слуховые приемы.
- Словесные методы.
Формы организации образовательного процесса: групповая;
Формы организации учебного занятия - беседа, игра, практическое занятие;
Педагогические технологии - технология группового обучения;
Алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия и его этапов;
Дидактические материалы - раздаточные материалы, упражнения, образцы изделий и т.п.
Список литературы
- «Устремление». Образовательная программа для начальных классов / Засорина Л.Н. – СПб., 1999
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педаогов ДОУ и родителей / Под ред. Л.Н. Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. – М., 1979
- Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н. Музыкально – двигательные упражнения. – М., 1991
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М., 2004.
Утверждаю
Зам. директора МОУ
Дедовская СОШ №3
Корпус №3 «Снегирёк»
__________ Т.О. Кирикова
«_06__» _____09____ 2021г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Логоритмика: учим ребенка говорить. По технологии Л.Н. Засоиной»
(стартовый уровень)
3 года обучения
Младшая группа (3-4 года)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь - Ноябрь | Осенней календарь. | 9 | 9 |
Ноябрь - Январь | Зимний календарь. | 9 | 9 |
Январь - Март | Утро года. Весенний календарь | 9 | 9 |
Март - Май | Летний календарь | 9 | 9 |
Средняя группа (4 – 5 лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь - Ноябрь | Ритм – режим – здоровье. Улыбка – радость – здоровье | 9 | 9 |
Ноябрь - Январь | Движение – это жизнь | 9 | 9 |
Январь - Март | Культура питания – культура здоровья | 9 | 9 |
Март - Май | Закаливание: солнце, ветер и вода | 9 | 9 |
Старшая группа (5 – 6 лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь - Ноябрь | Дом – жилище для семьи | 9 | 9 |
Ноябрь - Январь | Праздники в доме | 9 | 9 |
Январь - Март | Семейный досуг | 9 | 9 |
Март - Май | Семейный отдых за городом | 9 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-198764-1360852826.jpg)
Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий.
Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече - двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-346157-1384976698.jpg)
презентация "Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий"
Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-3165-1425583633.jpg)
ЛОГОРИТМИКА РАЗВИТИЕ РИТМА ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко Под редакцией Л.И. Беляковой Серия «Логопедические технологии» ООО «Национальный книжный центр» Москва 2011
Учебно-методическое пособие по логоритмике http://www.bimlim.ru/CAT_Logoritmika-Razvitie-ritma-dvijeniy-i-rechi-u-detey-s-zaikaniem.html2011 г., твердая обложка, 184 страницы.В пособии пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-599078-1426403058.jpg)
семинар-практикум «КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» выступление на тему: «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников»
составила учитель-логопед Тихонова М.А....
Образовательная деятельность по теме «Зима». Применение игровых технологий с использованием приёмов логоритмики.
Преодоление речевого нарушения у детей путём развития двигательной сферы в сочетании со словами и движениями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-901955-1488799224.jpg)
Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-420033-1715792026.jpg)
Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи. Педагогическая технология логоритмика
Статья по сохранению и укреплению ОДА в группе для детей с ОВЗ на основе интеграции двигательной и речевой деятельности, применения технологии логоритмики....