« О чем говорят экологические знаки»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В процессе познания природы и ее объектов помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции, осознание необходимости стать участником охраны природных объектов; желание сопереживать всему живому, принимать лес как единый живой организм, который нужно беречь и охранять, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_chem_govoryat_ekologicheskie_znaki.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1
Муниципального образования города Братска
Проект на тему:
« О чем говорят экологические знаки»
Составитель: Воспитатель: Хлызова А.Н |
2022 г.
Берегите эти земли, эти воды Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Е. Евтушенко.
Проблема: необходимость приобретения у детей знаний о защите окружающей
среды.
Цель проекта: создать с детьми запрещающие экологические знаки, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей природе; бережно относиться к природе: растениям, животным; применять полученные знания в качестве решения экологических и природоохранных проблем.
Задачи проекта:
- Формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в ее единстве с человеком;
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо беречь;
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей;
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Средства реализации проекта:
Предметные: иллюстрации, картинки, альбомы о животных и растениях, фотографии, пособия для дидактических и сюжетно - ролевых игр;
Практические: экскурсии, наблюдения как самостоятельные, так и совместно с педагогом и родителями, игры на развитие наблюдательности и познавательно - исследовательских способностей детей;
Эмоциональные: проблемные ситуации, экологические сказки и игры-драматизации на занятиях, беседах, аутотренинги;
Интеллектуальные: дидактические игры, викторина " Знатоки леса", беседы, чтение художественной литературы о природе.
Ожидаемый результат проекта:
В процессе познания природы и ее объектов помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции, осознание необходимости стать участником охраны природных объектов; желание сопереживать всему живому, принимать лес как единый живой организм, который нужно беречь и охранять, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие;
По времени: среднесрочный (2 месяца )
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: подготовительная группа. ( 6-7 лет)
Особенности проекта:
- При реализации данного проекта у детей формируются представления о лесе как о живом объекте природы и целостной экологической системе, которая нуждается в нашей заботе и защите.
- Совместный поход воспитателя, детей и родителей в лес; изготовление плакатов и запрещающих экологических знаков;
- " Экологическая тропинка"- беседа о правилах поведения на природе, выделение живых объектов нуждающихся в нашей защите (выставление запрещающих знаков " Не ломайте деревья!", " Не рвите цветы!", " Не бросайте мусор!" и т. д.).
Принципы разработки проекта:
Научности: изучение научной литературы, журналов по данной теме и внедрение их в реализацию данного проекта.
Целостности: наблюдения за природными объектами, чтение литературы, познавательно-исследовательская деятельность детей, которые становятся непосредственными участниками проекта.
Наглядность: использование иллюстраций, фотографий о растениях и животных, альбомов о природе, макетов леса, панно водоема, наборы фигур животных (звери, птицы, насекомые, рыбы), энциклопедия Красной книги для детей.
Предполагаемый результат проекта:
- Сформировать у детей основы активной жизненной позиции, осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, желание сопереживать всему живому, беречь и охранять, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие затем — в содействие;
- Успешное интеллектуально-личностное развитие детей. Развитие мыслительных операций « сравнения» и « анализа», доказательной речи.
Подготовительный этап:
- Продумать содержание, формы и методы реализации проекта и предполагаемые результаты;
- Изучить научную и педагогическую литературу по данной теме;
- Анкета для родителей «Природа и дети», собрать информацию о том насколько актуально экологическое образование детей в семье;
- Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и необходимыми средствами реализации проекта;
- Определение содержания деятельности всех участников проекта;
- Составить систему мероприятий реализации проекта и подготовить методические разработки;
- Сделать подборку наглядного пособия и художественной литературы (рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки, вопросы к викторине);
- Разработать инструментарий и вопросы по выявлению уровня знаний детей по данной теме.
Содержательный этап:
1 месяц (апрель)
1 неделя
Анкета для родителей: « Природа и дети ».
Цель: собрать первичную информацию о семейных традициях по отношению к природе.
НОД: « Планета Земля в опасности».
Цель: уточнить представления детей о том, что на земле обитает много живых существ, и живём мы – люди, что всем живым существам нужны чистая вода, чистая почва, чистый воздух. Планета Земля находится в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными, предложить подумать, что можно сделать для того, чем мы сами можем помочь природе, как правильно научиться общаться с природой. Рассказать о знаке «SOS»
Аутотренинг Д. Лолей « Одинокий пастух».
Тризовская игра « Хорошо - плохо».
Цель: развивать творчество, внимание, мышление.
Познавательная беседа: « Живая и неживая природа».
Цель: детей умение отличать объекты живой природы - от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой ( человек — часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Подвижная игра: « Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания детей в игре о живой и неживой природе; способствовать развитию двигательной активности детей.
Художественно-творческая деятельность: аппликация с элементами рисования «Дикие животные».
Цель: предложить выбрать шаблон понравившегося животного, обвести его на лист цветной бумаги, дополнить дополнительными деталями по собственному желанию. Развивать творческие способности детей.
2 неделя.
Экскурсия в парк.
Цель: способствовать развитию у детей наблюдательности; учить подмечать красоту окружающей природы, её разнообразия, обратить внимание , что в парке везде стоят мусорные урны, для чего они нужны; развивать операцию « сравнения» и « анализа».Предложить детям подумать, какой знак мог бы напоминать людям о том , что нельзя бросать мусор, ломать ветки деревьев, ходить по клумбам.
Художественно-творческая деятельность: рисование «Природа нашего края».
Цель: на основе своих наблюдений побудить детей к изображению природных объектов, которые вызвали наибольший интерес. Объяснить, что наши рисунки станут началом нашего альбома о природе, обдумать символы живых неживых объектов природы.
Беседа с родителями на тему: « Ознакомление с содержанием проекта». (Круглый стол)
Цель: познакомить родителей с задачами и содержанием данного проекта; оказать посильную помощь в реализации проекта и серьезного отношения к исследованиям детей. Обговорить условия и сроки похода в лес.
НОД: « Для чего нужна Красная книга?»
Цель: Воспитывать у детей ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Рассматривание энциклопедических страниц с фотографиями о животных, которые занесены в Красную книгу. Развивать операции « сравнения» и «анализа». Воспитывать сочувствие и сопереживание к окружающей нас природе, желание беречь и защищать природу.
Чтение художественной литературы: Л. Дайнеко « Вот на земле огромный дом...».
Цель: вызвать положительный отклик на прочитанное стихотворение, воспитывать у детей бережное отношение к лесу, выражать это чувство в образном слове.
3 неделя
Познавательная беседа: « В гостях у старичка - Лесовичка».
Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе и его обитателях; развивать способность детей выявлять и моделировать различные ситуации( почему в лесу нельзя шуметь, ходить нужно только по тропинкам, нельзя уничтожать не съедобные грибы ) . Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об охране природы. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать коммуникативные способности детей.
Чтение художественной литературы: рассказ Ч. Чарушина « В лесу».
Цель: развивать у детей интерес к чтению, обратить внимание какие выразительные художественные средства использует писатель в описании красоты леса.
Технические средства: просмотр фильма о лесе « По лесной полосе»
Цель: обсудить с детьми, что особенно им запомнилось при просмотре, и почему. Выяснить, чем мы можем помочь лесу и его обитателям, какие запрещающие экологические знаки можно придумать, чтобы защитить лес и его обитателей.
Художественно-творческая деятельность: создание запрещающего знака
« Берегите лес!»
Цель: предложить детям нарисовать запрещающий знак « Берегите лес!». Развивать творческие способности, мышление детей.
4 неделя.
Экологическая игра: «Как Баба-Яга цветок обидела»
Цель: закрепить представления детей о растениях, обратить внимание детей о взаимосвязи живой и не живой природы; воспитывать заботливое отношение к миру природы, вызвать у детей желание помочь цветку; развитие коммуникативных способностей в процессе игры.
Рассматривание иллюстраций и фотографий о цветах.
Цель: вызвать у детей чувства восхищения красотой цветов и почему их нельзя рвать. Развивать положительно - эстетическое восприятие красоты цветов.
Аутотренинг « Я цветочек полевой...»
Художественно-творческая деятельность: рисование « Не рвите цветы!»
Цель: предложить детям рисование на выбор: одни рисуют цветы, другие — запрещающий экологический знак; развивать творческие способности детей. Дополнить альбом новым запрещающим знаком и рисунками о цветах.
Дидактическая игра «Собери цветы ...» ( на лугу, клумбе, поле...)
Цель: закрепить знания детей о цветах.
2 месяц (май)
1 неделя.
Познавательная беседа о птицах.
Цель: продолжить формировать у детей доброе отношение к птицам и необходимости беречь, не разрушать их гнезда. Развивать чувства сострадания и желание помочь птицам.
Подвижная экологическая игра « Птицы».
Цель: закрепить знания детей о птицах, их названиях.
Чтение художественной литературы: рассказ В. Бианки « Наши птицы»
Цель: продолжить поддерживать интерес к пернатым друзьям посредством чтения, развивать коммуникативные способности детей.
Художественно - творческая деятельность: продолжить работу над созданием альбома « Знаки, которые говорят « Нет!».
Цель: обсудить с детьми какими запрещающими знаками им хотелось защитить птиц, их гнезда.
Совместная трудовая деятельность детей и родителей: Изготовление подделок любимых животных.
Цель: развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками проекта. Воспитание у детей бережного отношения к птицам.
2 неделя
Чтение художественной литературы: Д. Орлова «Как Миша обидел бабочку».
Цель: заинтересовать детей чтением, обсудить прочитанное, что насекомых нельзя ловить или убивать, они нужны природе.
Рассматривание альбома с насекомыми
Цель: развивать представления о многообразии насекомых, где они живут, их приспособленность к условиям жизни. Обратить внимание детей, что паук — это не насекомое, а животное, паутины которые он плетет в лесу нельзя разрушать.
Художественно-творческая деятельность: создание запрещающих экологических знаков « Не лови бабочек!», «Осторожно, паутина!».
Цель: продолжить работу над созданием запрещающих экологических знаков; развивать творческие способности детей, воображение.
Дидактическая игра « Что будет , если...»
Цель: на основе формирования представлений детей об отношении к возможным негативным ситуациям в лесу, выбрать правильное решение по собственному выбору.
Художественно-творческая деятельность: лепка на тему: « Кто живет в лесу»
Цель: учить детей передавать свой замысел в лепке, лепить животное по собственному выбору; развивать творческие способности детей.
Чтение художественной литературы: В. Чернышев «Кто, кто в теремочке живет?»
Цель: познакомить детей с рассказом, обсудить прочитанное, учить отвечать на вопросы по тексту.
Консультация для родителей «Учите любить природу!»
3 неделя.
НОД: « Кто живет в водоёме?»
Цель: продолжать формировать у детей знания об обитателях водоемов; подвести детей к выводу о том, что водоемы и животных, которые в нем обитают надо охранять; на примере лягушки, комаров, подвести детей к выводу, что даже внешне неприятные животные в природе нужны.
Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель: развивать у детей поисково-познавательную деятельность на основе наблюдения и ухода за обитателями аквариума; какие условия им необходимы для проживания в аквариуме, развивать операции « сравнения» « анализа»; воспитывать доброе, деятельное отношение к природе.
Экологическая сказка : « Жила-была река»
Цель: прочитать сказку, обсудить содержание, развивать экологическое сознание на основе сравнений и проблемы выбора правильного решения, что нужно делать, чтобы реки оставались чистыми; обогатить жизненный опыт детей позитивным отношением к природе.
Опыт: « Помочь реке»
Цель: предложить детям сравнить воду в двух стаканчиках, предложить обдумать в какой воде рыбы смогут жить, а в какой нет; очистить воду с помощью фильтра. Развивать операции «анализа» и « сравнения».
Чтение художественной литературы: стихотворение «Над прудом»
Цель: прочитать стихотворение, обратить внимание детей на художественные выразительные средства, с кем автор сравнивает лягушку; воспитывать доброжелательное отношение к лягушкам.
Художественно-творческая деятельность: рисование на тему: « Не загрязняйте водоемы!», « Не убивайте лягушек!»
Цель: продолжить работу над созданием альбома запрещающих экологических знаков; развивать творческие способности детей, воображение.
Дидактическая игра « Кто, где живёт?»
Цель: уточнить знания детей о среде обитания зверей, рыб, птиц, насекомых.
4 неделя.
НОД: « Пожар в лесу!»
Цель: формировать у детей представления о том, как опасен пожар в лесу для растений и животных, который может произойти по вине людей; какие правила надо соблюдать, чтобы этого не случилось.
Чтение художественной литературы: Т. Скребицкий « Огонь в лесу!».
Цель: развивать интерес к чтению, обсудить прочитанное, вызвать сочувствие желание оберегать природу от пожара, вспомнить правила поведения в лесу, чтобы пожар не случился.
Выставка плакатов на тему: « Берегите лес от пожара!»
Цель: способствовать совместной деятельности детей и родителей.
Сюжетно-ролевая игра с элементами подвижной « Юные спасатели»
Цель: на примере пожароопасной, критической для леса и его обитателей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.
Аутотренинг « Ярко светит солнце...»
Экологическая сказка « Сказка о Человеке и Золотой Рыбке»
Цель: обсудить с детьми прочитанное, предложить самим придумать окончание сказки; выяснить, как могут выглядеть запрещающие знаки, которые помогут Человеку сохранять природу.
Чтение художественной литературы: Т. Скребицкого «Раненные деревья».
Цель: продолжать развивать интерес к чтению, вызвать жалость сочувствие к деревьям как к живым объектам природы. Обсудить какие запрещающие экологические знаки станут на защиту деревьев.
Художественно-творческая деятельность: рисование на тему: «Берегите деревья!».
Цель: изобразить запрещающие знаки в любой технике рисования по выбору детей; развивать навыки рисования по собственному выбору, воспитывать бережное отношение к деревьям, лесу.
Совместная деятельность: Поход в лес.
Цель: организовать тесное общение: педагог – дети - родители, применение приобретенных знаний и навыков детей в совместной трудовой деятельности, таких как уборка мусора, сбор материала для подделок, формирование навыков правильного поведения в лесу; развивать наблюдательность, подмечать красоту в привычном.
Дидактическая игра с элементами драматизации «Человек — верный сын природы».
Игровое правило: найти ошибки и исправить их.
Цель: развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за природу. Развивать творческие способности.
Выставка фотографий, рисунков, книг о природе.
Обобщающий этап
Экскурсия по экологической тропинке на территории детского сада
Цель: установить запрещающие экологические знаки там, где дети посчитали это необходимым;
- Выставка: « Знаки, говорящие « НЕТ!»;
- Совместное праздничное мероприятие: «Будь здорова, Земля!».
Материал и оборудование:
- Альбом для оформления результатов деятельности детей, карандаши, краски, кисти, фломастеры, листы бумаги, файлы, коробки, пластиковые ёмкости, деревянные заготовки для знаков, кормушки ( родители);
- Иллюстрации, слайды, фотографии, альбомы с животными и растениями,
- Макеты леса, панно водоема, наборы животных, гербарий насекомых из игровых наборов для детей.
Список используемой литературы:
Бондаренко Т. М.
Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2004.-190 с.
Бианки В. В. _Рассказы и сказки./ Е. Чарушина. –СПб.: Северо-Запад, 1993.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва: Просвещение, 1993.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 496с.,ил. – Прил.: 1 электрон. опт. Диск .
Грехова Л. И.
В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.
Рыжова Н. А. «Не просто сказки …» Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012 г. – 160 с.
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД « Корифей». – 96 с.
Выбирая тему для своего проекта я опиралась на те знания детей, которые у них уже были о природе. Дети знали многих животных, растений, но не имели достаточных представлений об охране природы. Ведь влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому начиная с прогулок на участке детского сада, мы обращали и обращаем внимание детей на красоту родной природы, бережного отношения к ней. Утром обязательно беседуем о том, что дети интересного увидели по пути в детский сад, каких птиц, животных, какое сегодня небо, какие красивые стоят деревья? Тем самым развивая у детей наблюдательность и желание рассказывать об увиденном.
Анализируя цели и задачи своего проекта, и те средства, которые будут необходимы в его реализации, я выбрала основным метод поисково-познавательной деятельности детей, чтобы дети стали непосредственными исследователями и участниками проекта. Неотъемлемой частью реализации проекта стала совместная деятельность детей и родителей. Родителям была предложена анкета « Природа и дети», которая прояснила некоторые моменты семейных традиций по отношению к природе. На собрании я ознакомила родителей с целями, задачами и средствами реализации проекта, о необходимой помощи с их стороны и серьёзного отношения к исследованиям детей.
Одной из первых тем я выбрала образовательную деятельность о том, что планета Земля находится в опасности, что мы, дети, тоже как и взрослые можем помочь животным растениям можем, помочь о живой и неживой природе, чтобы закрепить у детей знания о том , что животные и растения живые, они так же живут, растут, дышат и чувствуют, что в природе всё взаимосвязано, а человек — это часть природы. Для реализации своего проекта для меня было важно, чтобы каждый ребенок стал активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений и переживаний. Для достижения целей и задач проекта я постаралась сочетать непосредственно образовательную деятельность детей с дополнительными экологическими играми: подвижными, дидактическими, сюжетно-ролевыми, аутотренинги, беседы, читали художественную литературу о природе. Целенаправленно создавала ситуации взаимодействия, диалога, помощи, взаимной поддержки, наблюдений, исследований, которые были направлены на накопление детьми положительного эмоционального опыта с тем, чтобы вывести каждого ребенка на позитивное, гуманное отношение к миру природы, стать непосредственным участником, защитником животных и растений. Познавательная деятельность детей тесно переплеталась с художественно - творческой, где ребята много фантазировали, размышляли, как должны выглядеть экологические знаки, которые скажут: « Нет!» людям, которые причиняют природе вред, причем, сами ребята хорошо запомнили назначение того или иного знака.
На протяжении многих лет работы по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе, наблюдается такая тенденция, когда дети считают, если красивое, значит хорошее, доброе, а если некрасивое — злое, противное. Поэтому я включила беседы о лягушках, муравьях, комарах, других насекомых, о животных, чтобы помочь детям убедиться, что и некрасивых животных надо беречь, в природе все нужны. Очень нравились детям экологические сказки, которые они с удовольствием слушали, и рассуждали над их окончанием, причем у большинства детей окончание сказок было благополучным, что несомненно радует.
Был организован совместный с родителями поход в лес, где дети могли применить свои знания на практике, а так же накоплению положительных эмоций от совместного общения на природе. Во время таких мероприятий дети учились наблюдать, исследовать, быть непосредственными участниками в трудовой деятельности, когда помогали взрослым убирать мусор, развешивать вместе с папами кормушки для птиц на участке детского сада.
В завершении проекта была проведена экскурсия по экологической тропе детского сада, где ребята используя свои знания и навыки, установили запрещающие экологические знаки: « Не рвать цветы!», «Не ломать ветки деревьев!», « Не топтать клумбы!», «Не загрязнять воду в водоеме!», «Не мусорить на участке!», «Не убивать насекомых и птиц!». Причем важно отметить, что дети быстро могли ориентироваться, куда какой знак нужно установить. Затем организовали на общем стенде ДОУ выставку рисунков о природе и запрещающих экологических знаков. Не оставили без внимания и ребят старшей, средней группы и родителей. Для всех мы представили праздничное мероприятие: « Мы друзья природы!», пригласили родителей и детей старшей группы. Наши ребята рассказывали стихи, пели песни о природе, отвечали на вопросы о животных и растениях, соревновались в спасании леса от пожара, помогли сказочным персонажам навести порядок в лесу, играли в подвижные экологические игры, которые требовали определенных знаний, где могли принять участие и родители. В завершении праздника состоялся парад под названием «Знаки, которые говорят «Нет!», где каждый ребенок представлял свой знак.
Закончив работу над проектом, я отметила, что у детей сформировалось более осознанное отношение к природе. У детей появилось желание не только любоваться природой, но и беречь её. Дети стали активнее участвовать в уходе за комнатными растениями, за животными уголка природы, появились более осознанные высказывания о не правильных поступках по отношению к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»
учить правилам дорожного движения; закреплять знания о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других люд...
Учебно-методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ПДД на тему: «О чем говорят дорожные знаки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Занятие "О чём говорят дорожные знаки"
Формируем представления о безопасном поведении на дороге, закрепляем знания о дорожных знаках....
«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...
О чем говорят дорожные знаки?
Эта статья адресована педегогам и родителям. Она поможет взрослым рассказать детям о дорожных знаках в доступной для них форме....
Беседа "О чём говорят дорожные знаки"
Формирование у детей знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице....
Акция "Экологические знаки", в рамках проведения экологического марафона "Моя Югра – моя планета".
Акция "Экологические знаки", мероприятие в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета»....