Информационно- коммуникационные технологии в реализации содержания дошкольного образования.
методическая разработка
В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_docx.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Юферова
МБДОУ «Детский сад №1», г. Богородск, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интерактивные технологии, дошкольное образование, педагогический процесс.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями, интернетом.
Актуальность моей темы работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, и наш детский сад не исключение. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребёнка и для родителя проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребёнка.
В сложившихся условиях, моя деятельность предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.
Мною был разработан формат онлайн общения педагогов с детьми. Используется дистанционный обмен информацией по электронной почте, в работе с платформой Zoom, в сети интернет vaiber, в Контакте.
Главной целью дистанционного обучения детей, для меня было предоставить ребёнку возможность получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребёнок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребёнок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребёнок использует полученные знания.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. Необходимо было для начала подготовить к дистанционному формату общения и самих родителей, объяснить, успокоить и настроить на продуктивную работу. Для этого было организовано онлайн-собрание использую платформу Zoom, где были рассмотрены все нюансы дистанционного формата обучения. Чтобы дистанционное обучение было эффективным, для этого было предложено:
-сначала родителям следует просмотреть материал самостоятельно;
- затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
-направляйте, но не указывайте;
- договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
- ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Примеры различных форм моей дистанционной работы:
-Создание «группы» в социальных сетях, в мобильном приложении vaiber, передача информации по электронной почте, через сайты.
-Работа воспитателя с детьми по темам каждую неделю, т.к. группа подготовительная с детыми с общим недоразвитием речи, рекомендации по темам «Космос», «Весна», «9 мая», «Сказки А. С. Пушкина». Каждая тема раскрыта по всем 5 образовательным областям, с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий.
-Создание аудио занятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания
-По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составлены видеоролики по каждой теме, где отражается работа детей, и педагога.
-По окончанию детского сада, совместно воспитателя и детей, был разработан проект по названию «Выпускной 2020», в котором дети отправились в увлекательное виртуальное путешествие под названием «Самолетик детства».
Так же совместно с детьми мы участвуем в интернет – конкурсах, онлайн-конкурсах, используя средства ИКТ, занимаем призовые места, например, в областном конкурсе защитных масок и костюмов заняли 2 место, участвуем в различных конкурсах рисунков, участвовали в проекте посвящённому Дню Победы, где тоже заняли призовое место. Таких конкурсов, приводящихся дистанционно, множество, мы с детьми стараемся принимать в них активное участие.
Я, как педагог, также широко использую возможность участия в конкурсах различного уровня с использованием ИКТ, в вебинарах и онлайн-конференциях, где имею возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети интернет, одновременно повышая свой социальный статус.
Мой опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным, так как использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитаников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали прислушиваться к советам, и активнее участвовать в групповых проектах.
Список литературы
- Езопова С.А. Предшкольное образование, или образование детей дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика 2007. №6. С. 8-10.
- Полат Н.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Москва. 2000.
- Туликов А.В., Комарова И.И.,Комарова Т,С. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании // М., Мозайка-синтез. 2011. С. 127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.
Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...
Конспект занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика”
Цель:Ø Обучение играм, способствующим развитию внимания с использованием интерактивной доски.Задачи:v Формирование интереса к миру компьютерных игр у детей, развитие инфо...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя дошкольного учреждения при формировании творческих способностей
Данная презентация является наглядным материалом для воспитателей детских садов.Презентация дает краткую информацию при использовании ИКТ для развития творческих способностей у детей....
Мультимедийная презентация – одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения
Мультимедийные презентации дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий....
Конспект занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика”
Конспект занятия педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей старшего дошкольного возраста “В гостях у Компика”Цель:Обучение играм, способствую...
Информационно-коммуникационные технологии в реализации дошкольного образования
Одно из ключевых условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать педагоги, которые знают технические возможности компьютера, имеющие опыт работы с ними, точновыполняющие с...
«Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества образования в рамках реализации стандартов нового поколения».
В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, предложены рек...