Эссе "Моя педагогическая философия"
статья
Предварительный просмотр:
Всероссийский дистанционный конкурс
профессионального мастерства «Воспитатель года России – 2022»
Леготина Елена Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ «ДС № 181 г.Челябинска»
Эссе
«Моя педагогическая философия»
«Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми»
О.Уайльд.
В детстве я любила играть в детский сад. Я всю жизнь с благодарностью вспоминаю своего воспитателя Наталью Ивановну, помню свою светлую и счастливую жизнь в детском саду. Сегодня я понимаю, насколько это всё повлияло на становление меня как человека и на выбор моей профессии.
Я – воспитатель детского сада! На подготовительные курсы в педагогическое училище меня, буквально за руку, привела моя подруга. И то была рука судьбы. Она потом ушла в бухгалтеры, а я осталась. Осталась, чтобы стать профессионалом в воспитании маленьких людей. Очень люблю дошкольный возраст и понимаю, насколько он важен в становлении человека как личности. Воспитывая детей, я сама становлюсь лучше: искреннее, мудрее, человечнее… Я очень благодарна за это моей профессии. Воспитатель не стоит на месте, он в вечном поиске.
Сколько написано о воспитании детей. Сколько дано советов и назиданий. Но нет универсального рецепта, как воспитать хорошего человека, ибо каждый человек – индивидуальность. И не найти двух одинаковых душ на этом свете. Педагог всегда должен это помнить.
Бытует утверждение, что человек рождается, как чистый лист - пиши, что хочешь. Отчасти я с этим не соглашусь. Тогда бы взрослые имели универсальную возможность воспитывать детей, как под копирку, лишь создавая определённые условия для этого. Но мы можем наблюдать, что наряду с незамутнённым сознанием младенца, готовым впитывать всё новое, у детей и множество различий. Этому есть подтверждение, когда, например, в одной и той же семье, в одинаковых условиях растут совершенно разные дети. У каждого из них свой нрав, свои врождённые способности.
Именно поэтому, взрослому (педагогу, родителю) нужно уметь выстраивать с каждым ребёнком свои, особые взаимоотношения. В этом очень помогает чувство эмпатии, без которого нельзя подобрать ключик к своему воспитаннику.
Самый лучший воспитатель – это эмпатичный воспитатель, который понимает чувства маленького человека. Который, войдя в систему ценностей ребёнка, может «зацепить» его так, что тот будет уверен, что это ему самому захотелось сделать. Для этого воспитателю надо соблюдать два правила:
не просто смотреть, но видеть (как малыш выглядит, в каком он настроении и т.д.) и обязательно попытаться поставить себя на место этого ребёнка.
Суметь понять мотив поведения ребёнка, услышать его скрытые намерения, позволить ему довериться мне, как старшему другу – эти качества я считаю ключевыми в воспитании. А дальше, как на пирамидку, накладывается всё остальное.
Отношения с детьми, строящиеся от чистого, любящего сердца – это когда заботишься о них, помогаешь им на ИХ пути, а не навязываешь свой; даёшь поддержку, передаёшь знания…
Зачастую взрослые вкладывают в эти отношения другие мотивы, которые можно охарактеризовать, как эгоистическое «желание наслаждаться» ребёнком или контролировать его, прибывать в зоне комфорта: мой авторитет не должен упасть; он должен сделать так, как я сказал… И тогда взаимоотношения с ребёнком начинают разрушаться.
В моей работе (да и в жизни вообще), мне помогает приём, когда я рассматриваю взаимоотношения с ребёнком с позиции «ученика». То есть, принимаю факт, что я пришла в этот мир развиваться. Всё, что приходит в мою жизнь с благодарностью принимаю, как опыт.
В каждой ситуации общения с ребёнком (особенно в сложной) я спрашиваю себя: «Чему он меня сейчас учит?». Когда капризничает – учит меня терпеливости или быть настойчивой в своих требованиях, или может быть способности понять, что на самом деле с ним происходит?
При этом очень важно принять ребёнка таким, каков он есть. Только осознав это, спокойно приняв ребёнка можно действовать дальше. Это первый шаг – спокойно и по-доброму к нему относиться. А затем начать видеть в нём лучшую его версию, безгранично веря в него, всячески подчёркивая его достоинства и победы, ибо на что мы направляем свою энергию, то мы и создаём.
Я убеждена, что счастливое детство ребёнка – это его благополучная взрослая жизнь. Ограждая детей от психотравм, заряжая их оптимизмом и радостью, мы даём им возможность проживать детство счастливо.
Воспитание – это «в ось питание». Часто оглядываюсь на опыт предыдущих поколений. Воспитывали чувствами, образами, окружающей красотой, укладом жизни, традициями и праздниками – так делали наши предки.
Очень хочется, чтобы моими союзниками стали родители воспитанников – самые главные воспитатели в жизни ребёнка. Однажды, беседуя с одним из них, я услышала фразу: «Хотел узнать, что делать с ребёнком, а узнал, что делать с самим собой». Для меня это была маленькая победа!
Счастливый ребёнок – это счастье воспитателя, его родителей и в конечном итоге – всего общества.
Я желаю всем счастья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...