Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.
статья
В статье раскрывается взаимодействие педагогов групп дошкольного учреждения и с семьями воспитанников с ОВЗ .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника с ОВЗ в рамках его траектории развития при реализации Адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
- знакомство родителей с Адаптированной программой детского сада (наличие в свободном доступе) и с Рабочей программой группы ;
- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в Адаптированной общеобразовательной программе;
-проведение коллективом детского сада систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми с ОВЗ программы .
Содержание основных направлений и форм взаимодействия с семьей.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные клубы, студии
Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок и т.д..
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.
Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребенке (знакомиться с индивидуальной программой развития), посещать занятия и т.д. Необходимо обучить родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки.
Работа с родителями воспитанников с ЗПР включает несколько направлений:
- Изучение педагогами группы условий семейного воспитания детей с ОВЗ и отношения родителей к дефекту ребенка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребенка, необъективно относятся к состоянию его психического развития.
- Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребенка.
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Работа в рамках первого направления начинается с момента попадания ребенка в группу. Наиболее продуктивной формой работы здесь является:
- индивидуальное общение с родителями– индивидуальные встречи,
- беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем,
- посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами.
Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребенку: видя доброе, заинтересованное отношение воспитателя к своему малышу, у родителей в свою очередь возникнет желание поделиться с педагогами своими проблемами, обратиться с просьбой и т.д. Безусловно, ребенок с ОВЗ является проблемным в группе. Более уместным в данный период будет общение, направленное на выделение положительных сторон ребенка, фиксации его даже самых незначительных успехов, что, конечно, благоприятно скажется на дальнейших взаимоотношениях с родителями.
На следующем этапе необходимо показать родителям особенности их ребенка, убедить в том, что для успешного развития их малыша необходимо создание специальных условий.
С этой целью наиболее эффективны следующие формы:
- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики ,
- совместный просмотр разных видов деятельности ребенка (в процессе НОД, в совместной со взрослыми и свободной деятельности).
- проводятся мероприятие в форме «круглого стола» с привлечением специалистов всех структур, работающих в данном направлении,
- родительские собрания в форме тренингов, демонстрации и обсуждения видеофильмов соответствующей тематики,
- работа «телефона доверия»,
Педагоги в доступной форме знакомят родителей с особенностями их ребенка,указывают его положительные качества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях.
На индивидуальных консультациях также проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
В рамках третьего направления с целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми наиболее эффективной формой являются обучающие мероприятия:
- консультирование с родителями обеих категорий детей (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные),
- практикумы (с целью ознакомления родителей с конкретными приемами развития высших психических функций),
- рекомендации по закреплению полученных знаний и умений в домашних условиях, подбор методической литературы в родительские библиотечки.
Cоблюдение основных принципов инклюзивного образования.
Их восемь:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по
формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении
сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую,
педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную
деятельность сада и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать
оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и
социумом.
Литература:
Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.
3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.
5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.
6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
7.Алёхина С.В. «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» © http://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника с ОВЗ в рамках его траектории развития при реализации Адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
- знакомство родителей с Адаптированной программой детского сада (наличие в свободном доступе) и с Рабочей программой группы ;
- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в Адаптированной общеобразовательной программе;
-проведение коллективом детского сада систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми с ОВЗ программы .
Содержание основных направлений и форм взаимодействия с семьей.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные клубы, студии
Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок и т.д..
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.
Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребенке (знакомиться с индивидуальной программой развития), посещать занятия и т.д. Необходимо обучить родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки.
Работа с родителями воспитанников с ЗПР включает несколько направлений:
- Изучение педагогами группы условий семейного воспитания детей с ОВЗ и отношения родителей к дефекту ребенка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребенка, необъективно относятся к состоянию его психического развития.
- Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребенка.
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Работа в рамках первого направления начинается с момента попадания ребенка в группу. Наиболее продуктивной формой работы здесь является:
- индивидуальное общение с родителями– индивидуальные встречи,
- беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем,
- посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами.
Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребенку: видя доброе, заинтересованное отношение воспитателя к своему малышу, у родителей в свою очередь возникнет желание поделиться с педагогами своими проблемами, обратиться с просьбой и т.д. Безусловно, ребенок с ОВЗ является проблемным в группе. Более уместным в данный период будет общение, направленное на выделение положительных сторон ребенка, фиксации его даже самых незначительных успехов, что, конечно, благоприятно скажется на дальнейших взаимоотношениях с родителями.
На следующем этапе необходимо показать родителям особенности их ребенка, убедить в том, что для успешного развития их малыша необходимо создание специальных условий.
С этой целью наиболее эффективны следующие формы:
- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики ,
- совместный просмотр разных видов деятельности ребенка (в процессе НОД, в совместной со взрослыми и свободной деятельности).
- проводятся мероприятие в форме «круглого стола» с привлечением специалистов всех структур, работающих в данном направлении,
- родительские собрания в форме тренингов, демонстрации и обсуждения видеофильмов соответствующей тематики,
- работа «телефона доверия»,
Педагоги в доступной форме знакомят родителей с особенностями их ребенка,указывают его положительные качества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях.
На индивидуальных консультациях также проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
В рамках третьего направления с целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми наиболее эффективной формой являются обучающие мероприятия:
- консультирование с родителями обеих категорий детей (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные),
- практикумы (с целью ознакомления родителей с конкретными приемами развития высших психических функций),
- рекомендации по закреплению полученных знаний и умений в домашних условиях, подбор методической литературы в родительские библиотечки.
Cоблюдение основных принципов инклюзивного образования.
Их восемь:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по
формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении
сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую,
педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную
деятельность сада и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать
оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и
социумом.
Литература:
Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.
3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.
5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.
6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
7.Алёхина С.В. «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» © http://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»
: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...
Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»
Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Открытость дошкольного учреждения для родителей....
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями). Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом...
«Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по вопросам патриотического воспитания"
выступление на педсовете...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива-с семьями воспитанников в старшей группе
Совместная деятельность педагогов и родителей, в том числе мероприятия по развитию взаимодействия с социальными партнерами...