Родительское собрание "Развитие речи детей старшего возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Представляю вашему вниманию родительское собрание по речевому развитию старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 270.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:
познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза;
предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;
привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.
Ход собрания.
- Добрый вечер, дорогие родители! Спасибо вам, что смогли найти время и прийти на нашу с вами встречу, посвященную обучению наших детей.
- Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 20. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.
Основная часть
- Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые занимаются со своими детьми дома. Вполне понятно, что не все родители дошкольников в силу разных причин озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу.
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманиюнаиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
1.Бедный словарный запас;
2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи , в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
Звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают:
Гласные. Назови эти звуки. (А У И О Э Ы). (Гласных звуков всего шесть). Почему эти звуки называют гласными? Правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным квадратом.
А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;
Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.
Согласный звук может быть:
-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова. Твердый звук обозначается синим квадратиком ; Ж, Ш, Ц – всегда твердые.
-мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак). Й, Ч, Щ - всегда мягкий. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком.
Правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков»
Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем - то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Вашему вниманию будут предложены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх и поддержать своего ребенка.
Игра 1. Назвать предметы одним обобщающим словом.
Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)
Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)
Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)
Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)
Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)
День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)
Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)
Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)
Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)
Игра 2. «Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к,], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук [c,] и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.
Игра 3. «Найди слова с нужным звуком в тексте».
Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.
Ход игры: Надо найти и назвать слова со звуком «х». Зачитывается текст
Игра 2 «Первый - последний».
Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.
Игра 3. «Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б,] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
Игра 4. «Поймай звук»
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых
взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.
Игра 5. «Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.
Игра 6. «Большой или маленький»
Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.
Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка) А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.
Игра 7. «Доскажи словечко».
Цель игры: выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова. Например:
СА - НКИ РА - КЕТА
- ПОГИ - БОТА
- ХАР - ДУГА
- МОЛЕТ - НА
- ЛО - НЕЦ
- Д - К
Игра 8. «Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание. Задание: воспитатель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям (родителям) нужно правильно назвать слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
.
- Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.
Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.
И помните главное:
— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
— чаще общайтесь с ребенком;
— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
Речевые игры и упражнения для детей.
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. В эти игры можно поиграть дома, используя игрушки и картинки, которые есть у вас у ребенка.
Игра 1. Назвать предметы одним обобщающим словом.
Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)
Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)
Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)
Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)
Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)
День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)
Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)
Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)
Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)
Игра 2. «Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к,], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук [c,] и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.
Игра 3. «Найди слова с нужным звуком в тексте».
Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.
Ход игры: Надо найти и назвать слова со звуком «х». Зачитывается текст
Игра 2 «Первый - последний».
Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.
Игра 3. «Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б,] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
Игра 4. «Поймай звук»
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых
взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.
Игра 5. «Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.
Игра 6. «Большой или маленький»
Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.
Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка) А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.
Игра 7. «Доскажи словечко».
Цель игры: выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова. Например:
СА – НКИ РА - КЕТА
- ПОГИ БОТА
- ХАР ДУГА
- МОЛЕТ НА
- ЛО НЕЦ
- Д К
Игра 8. «Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание. Задание: воспитатель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям (родителям) нужно правильно назвать слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Игра №9« Возьми игрушку( картинку).»
Материал: игрушки или предметы, картинки, название которых состоят из 3- 4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр. Ребенок сидит перед столом, на котором разложены игрушки. Взрослый шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его взрослому. Взрослый предлагает найти и взять игрушку, картинку со стола и громко называет его. Взрослый следит, чтобы ребенок , п неправильное действие, которое якобы производит это животное. Ребенок должен ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодать, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова летает, собака поёт, курица мяукает, лошадь пищит, ёжик летает и пр. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.
Игра №10 «Секрет.»
Взрослый шепотом произносит слова и предлагает ребенку воспроизвести их так же: кошка – ножка, мошка – ложка, сушки – ушки, мушки – кружки, мишка – мышка, шишки – книжки, за´мок – замо´к, пили´ - пи´ли, кру´жки - кружки´, доро´гой - дорого´й. Взрослый добивается, чтобы ребенок внимательно слушал, произносил слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым.
Игра №11«Повтори правильно.»
Взрослый называет слово, например аквариум, и предлагает ребенку быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т.п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук). Игра №12 «Повтори, как я».
Взрослый произносит слово и предлагает ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом). Он добивает, чтобы задание было выполнено правильно. Для упражнения подбираются такие слова, в которых ребенок может неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими). Цель следующих игр и упражнений – закрепить правильное произношение ребенком определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).
Игра №13 «Покатаем на машине»
Материал: Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т.д. Взрослый показывает игрушку и просит ребенка назвать её, потом он сам называет её и предлагает ребенку внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, предлагается прокатить игрушку на машине вокруг стола. Взрослый следит, чтобы ребенок правильно произносил звук с (сь) в словах, определял на слух наличие данного звука в слове; произносить слова взрослый должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).
Игра №14 «Выдели слова»
Взрослый произносит слова и предлагает ребенку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Взрослый должен произносить слова медленно (если ребенок не подготовлен, то звук з в слова нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы ребенок принимал в игре активное участие.
Игра №15 «Найди слова с заданным звуком.»
Желательно использовать картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з, например: зайка – кошка, замок – ключ, коза – корова, ваза – графин. Разложите парные картинки на столе, попросите ребенка сказать, что на них изображено. Затем он предлагает ребенку назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика»). Если ребенок допускает ошибки, взрослый сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка – кошка), и спрашивает ребенка, в каком слове он слышат звук з.
Игра №16«Что в мешочке?»
Взрослый предлагает « Волшебный мешочек», в котором могут быть игрушки и предметы, а также картинки, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр. Взрослый говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. Подойди , вынь из этого мешочка одну игрушку, назови ее и покажи мне». Ребенок выполняет задание. Взрослый просит еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звукц («песенка синички»). Произносить слова взрослый должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Взрослый добивается, чтобы ребеноки правильно называл слова, содержащие ц, отчетливо произносил этот звук в словах.
Игра №17«Где что лежит?»
Материал: Хлебница, сахарница, мыльница, салатница, конфетница, Взрослый называет предмет и предлагает ребенку ответить, куда его можно положить. Например, говорит: «Я принесла из магазина хлеб и положила его… Куда?» - «В хлебницу». «А теперь, - говорит взрослый, - я буду спрашивать, а ты будешь отвечать, куда можно положить предметы». -Маша насыпала сахар…Куда? -В сахарницу. -Вова вымыл руки и положил мыло…Куда? -В мыльницу. -Бабушка сделала вкусный салат и положила его…Куда? -В салатницу. -Папа принес конфеты и высыпал их…Куда? -В конфетницу. Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно произносил звук ц в словах. Обращает внимание на образование слов.
Игра №18 «Наши имена»
Материал: Кукла. Взрослый показывает новую куклу и предлагает ребенку назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш(«песенка гуся»). Если ребенок не смогут сам подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька». Затем взрослый просит ребенка сказать, какие еще имена он знает, где бы слышался звук ш. Ребенок называет: «Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же он затрудняется, взрослый предлагает сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. В некоторых случаях надо изменить так, чтобы в нем появился звук ш, например: Танюша, Катюша, Андрюша
Памятка по грамоте
Звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают:
Гласные. Назови эти звуки. (А У И О Э Ы). (Гласных звуков всего шесть). Почему эти звуки называют гласными? Правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным квадратом.
А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;
Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.
Согласный звук может быть:
-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова. Твердый звук обозначается синим квадратиком ; Ж, Ш, Ц – всегда твердые.
-мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак). Й, Ч, Щ - всегда мягкий. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком.
Правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад к родительскому собранию Речь детей младшего возраста"
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость меж...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...
Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Методическая разроботка по развитию речи (старшая группа)...