Консультация для педагогов «Детская агрессия»
консультация
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_agressiya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Детская агрессия»
Агрессия – это склонность к причинению другим (а так же себе) морального и физического ущерба.
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.
Причиной агрессии является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманные действия, желание (подобное поведение наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм). В процессе развития личности, проблема детской агрессивности разрешается. Но существуют факторы, которые закрепляют агрессию. Например, у детей с нарушением развития в силу их особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонение со стороны ЦНС т пр., особенностей их семей (неблагополучные семьи, семьи с агрессивной моделью поведения) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.
Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей :
1. Наследственная предрасположенность, поведение родителей.
2. Биологические факторы (биохимические, гормональные механизмы)
3. Соматические заболевания, заболевание головного мозга, травмы головного мозга.
4. Влияние социального окружения
Влияние социального окружения.
Для дошкольников значимыми являются 3 фактора:
1. Семья.
2. Окружающие дети.
3. Средства массой информации.
1. В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.
- Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку - вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности, или подражание модели поведения - ребенок часто конфликтует, дерется, т. е. применяет агрессивную модель поведения.
- Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания - уровень агрессивности повышается, вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте, либо защитная агрессия.
- Родители не обращают внимание на агрессивное поведение ребенка, не контролируют его - вседозволенность, в дальнейшем как типичная поведенческая черта.
- Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева - ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции - в дальнейшем деструктивная агрессия (насмешки над окружающими, воровство, внезапные вспышки гнева и т. д.)
- Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются о соседях, педагогах и тд.), у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех бед вероятно, что ребенок возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения проявление агрессии.
-Конфликты между родителями, развод - демонстративная агрессия (привлечение внимания к своей персоне) формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов, используемых их родителями…. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие частью их поведения, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям!»
2. Учатся агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, дразнятся и пр. В дошкольном возрасте наиболее характерна ответная агрессия на действия сверстников
3. Влияние средств массовой информации.
Подсчитано, что в наиболее популярных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие фигурирует более чем в 60% анонсов телепрограмм. Сцены насилия способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Сопровождение агрессивного ребенка :
Работа должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимания, а в другом – включать агрессивные действия в игру, придав новый смысл, в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию агрессивных действий, в ос, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.
Социализация гнева:
1. Обучение ребенка прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью различных приемов.
2. Обучение переносить чувства на неопасные предметы (в основном для детей с нарушением интеллектуального развития, подушки, мягкие игрушки, «стаканчик для крика» и тд.
3.
Обучение детей приемам саморегуляции
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук, поэтому будут полезны любые релаксационные и психогимнастические упражнения («Штанга» - ребенок поднимает тяжелую штангу, потом бросает ее, отдыхает, «Камень – веревка» - сжать кулаки, как камень, затем разжать опустить, как веревку, «возьми себя в руки», дорожный знак «стоп» и тд.)
Отработка коммуникативных навыков:
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут использоваться: обсуждение конфликта в кругу, ролевая игра и тд.
Формирование эмпатии:
Эмпатия – сопереживание, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.
Методы сопровождения агрессивного ребенка
1. Игровая коррекция:
Игра «Обзывалки», «Гномики», «Добрая и злая кошка», «Снежки», «Да и Нет», «Тух-Тиби-Дух», различные настольные игры.
2. Тематические беседы:
«Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какого цвета твоя злость?» и тд.
3. Проигрывание ситуаций, ролевые игры.
4. Метод рисунка (пальцем, локтем, ладошкой, пяткой и тд.)
5. Песочная терапия
6. Сказкотерапия
7. Работа с мягким материалом
8. Использование воды
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"
Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....
консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...
Консультация для педагогов детского сада «Профессиональный стандарт педагога»
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации....
Консультация для педагогов детского сада «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения».
Данный материал будет полезен педагогам образовательных организаций. Он содержит информацию об одной из форм работы с родителями - индивидуальная консультация. В статье очень подробно рассказано...