Консультация для педагогов «Детская агрессия»
консультация

Струкова Ирина Владимировна

      Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_agressiya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Детская агрессия»

Агрессия – это склонность к причинению другим (а так же себе) морального и физического ущерба.

Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.

Причиной агрессии является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманные действия, желание (подобное поведение наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм). В процессе развития личности, проблема детской агрессивности разрешается. Но существуют факторы, которые закрепляют агрессию. Например, у детей с нарушением развития в силу их особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонение со стороны ЦНС т пр., особенностей их семей (неблагополучные семьи, семьи с агрессивной моделью поведения) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей :

1. Наследственная предрасположенность, поведение родителей.

2. Биологические факторы (биохимические, гормональные механизмы)

3. Соматические заболевания, заболевание головного мозга, травмы головного мозга.

4. Влияние социального окружения

Влияние социального окружения.

Для дошкольников значимыми являются 3 фактора:

1. Семья.

2. Окружающие дети.

3. Средства массой информации.

1. В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.

- Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку - вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности, или подражание модели поведения - ребенок часто конфликтует, дерется, т. е. применяет агрессивную модель поведения.

- Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания - уровень агрессивности повышается, вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте, либо защитная агрессия.

- Родители не обращают внимание на агрессивное поведение ребенка, не контролируют его - вседозволенность, в дальнейшем как типичная поведенческая черта.

- Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева - ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции - в дальнейшем деструктивная агрессия (насмешки над окружающими, воровство, внезапные вспышки гнева и т. д.)

- Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются о соседях, педагогах и тд.), у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех бед  вероятно, что ребенок возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения проявление агрессии.

-Конфликты между родителями, развод - демонстративная агрессия (привлечение внимания к своей персоне) формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов, используемых их родителями…. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие частью их поведения, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям!»

2. Учатся агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, дразнятся и пр. В дошкольном возрасте наиболее характерна ответная агрессия на действия сверстников

3. Влияние средств массовой информации.

Подсчитано, что в наиболее популярных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие фигурирует более чем в 60% анонсов телепрограмм. Сцены насилия способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Сопровождение агрессивного ребенка :

Работа должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимания, а в другом – включать агрессивные действия в игру, придав новый смысл, в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию агрессивных действий, в ос, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.

Социализация гнева:

1. Обучение ребенка прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью различных приемов.

2. Обучение переносить чувства на неопасные предметы (в основном для детей с нарушением интеллектуального развития, подушки, мягкие игрушки, «стаканчик для крика» и тд.

3.

Обучение детей приемам саморегуляции

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук, поэтому будут полезны любые релаксационные и психогимнастические упражнения («Штанга» - ребенок поднимает тяжелую штангу, потом бросает ее, отдыхает, «Камень – веревка» - сжать кулаки, как камень, затем разжать опустить, как веревку, «возьми себя в руки», дорожный знак «стоп» и тд.)

Отработка коммуникативных навыков:

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут использоваться: обсуждение конфликта в кругу, ролевая игра и тд.

Формирование эмпатии:

Эмпатия – сопереживание, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Методы сопровождения агрессивного ребенка

1. Игровая коррекция:

Игра «Обзывалки»«Гномики»«Добрая и злая кошка»«Снежки»«Да и Нет»«Тух-Тиби-Дух», различные настольные игры.

2. Тематические беседы:

«Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?»«Какого цвета твоя злость?» и тд.

3. Проигрывание ситуаций, ролевые игры.

4. Метод рисунка (пальцем, локтем, ладошкой, пяткой и тд.)

5. Песочная терапия

6. Сказкотерапия

7. Работа с мягким материалом

8. Использование воды

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"

Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Консультация для педагогов детского сада «Профессиональный стандарт педагога»

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации....

Консультация для педагогов детского сада «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения».

Данный материал будет полезен педагогам образовательных организаций. Он содержит информацию об одной из форм работы с родителями - индивидуальная  консультация. В статье очень подробно рассказано...