Речевые игры и упражнения на тему "Весна"
картотека (младшая группа)

Речевые игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_i_uprazhneniya_na_temu_vesna.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

              Речевые упражнения и игры с детьми на тему «Весна»

1. Грамматические загадки о весне.

Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать

прилагательные и существительные в числе и роде.

О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее

солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро) .

О чем говорят «весенний»? (весеннИЙ дождь, весенний ручеек,

весенний вечер, весенний лес, весенний парк) .

А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель,

весенняя проталинка, весенняя речка)

Догадайся, что я загадала:

Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О

речке мы бы сказали «весенняя журчащая») .

Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?

Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?

Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?

2. Лексическая игра «Помощники весны»

Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.

Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка

или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое

слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше

получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть!

Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его

весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый

лучик и так далее.

Примерный словарь для игры:

Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная,

теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная,

нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.

Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее,

блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное,

полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое,

радостное.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В

нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением

подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные

кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного

сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите

малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что

спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать

весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек

снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом

детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым

они будут очень рады! Обычно такая игра вызывает столь бурную

речевую активность наших маленьких помощников весны, что

приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило

снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем

говорить в этой игре.

Примерный словарь для игры.

Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в

речку.

Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые,

говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные,

шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные,

хрустальные, холодные, весенние.

Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая,

мокрая.

3. Лексическое упражнение «Скажи наоборот»

Предложите малышу сказать наоборот:

Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

Весна ранняя – весна? (поздняя)

Весна нежданная – весна … .? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей…? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни? (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце? (яркое)

Весна: загадки для детей.

Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста

загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать

вывод. А еще нужно доказать свое мнение!

Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это?

Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную

отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша

отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.

Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно

больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно

перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее

послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых

говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по

ним составить рассказ о весне.

Загадка .

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной) .

А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому

что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только

весной, а не зимой)

Загадка .

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (весна!

О каких приметах весны говорится в загадке?

Загадка .

Она пришла с лаской

И со своей сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет! (Весна) .

Как ты догадался, что это весна?

Загадка .

Под крышей гвоздь висит.

Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька) .

Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце

припечет – гвоздь упадет»?

Загадка .

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник) .

Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой

проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Подснегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.

Загадка .

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня!

Издалека по песенке

Узнаете меня! (Ручеек)

Загадка .

Я раскрываю почки,

Зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… (весна) .

Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна

«движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,

растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из

своих зимних укрытий, идет ледоход)

Загадка .

Белый, по реке идет,

А не теплоход.

(Ледоход)

Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на

теплоход (он белый, идет по реке)

Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус

идет, собака идет)

Пальчиковая гимнастика о весне

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то

раскрывая, то закрывая его) .

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как

лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь

смотрит вниз на стол)

А из под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы

полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в

сторону)

Пальчиковая гимнастика «Капель».

Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в

медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается

указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик

и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой

ладошкой.

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики

растопырены как лучики солнца)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап! (повторяем движение капели

быстром темпе.)

Весна: приметы

Дружная весна – жди большой воды.

Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.

Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.

До первой грозы лягушки не квакают.

Май холодный – год хлеборобный.

Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

Когда цветет черемуха, всегда живет холод.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Пословицы о весне.

Почему так говорят?

Весенний день год кормит. (Весной люди делают посадки зерновых,

овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и

урожай будет целый год людей кормить)

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Кто спит весной, тот плачет зимой.

Март с водой, апрель с травой.

Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные птицы, они

возвращаются к нам весной) .

Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен, чтобы

хорошо взошли семена)

Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной распускаются цветы,

а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)

Май леса наряжает, лето в гости ожидает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения

В предлагаемом материале мною собраны различные игры и упражнения для развития речевых и вокальных навыков детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Этот матер...

Речевые игры и упражнения по теме "Профессии"

В данном файле систематизирован дидактический материал по лексико-грамматической теме "Профессии": 1. Задачи ознакомления с темой "Профессии". 2. Рекомендации родителям по ознакомлению детей с темой "...

Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

Речевые игры и упражнения

Игры на звукоподражания и ритм, тихое и громкое произношение....

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...

статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет

2.1  Понятие   речевые    игры   и  упражнение .   Речевые   игры   мы   относим ,  к  обучающим   дидактические,   сюжетно-дидакт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....