Картотека игр по дымковской игрушке
картотека

Шаймарданова Айгуль Филарисовна

картотека игр по дымковской игрушке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_dymkovskoy_igrushke.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по теме

 «Знакомство с Дымковским промыслом»

                                                                   

                                                                         

\

Картотека игр по теме

 «Знакомство с дымковским промыслом».

Игра «Составь узор».

1 вариант

Содержание: Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается ведущий игрок. Взрослый одевает каждому игроку команды на шею элемент узора, переворачивая его тыльной стороной к ведущему игроку, и произвольно выстраивает детей в ряд. По команде дети переворачивают свои элементы, а ведущий игрок должен быстро и правильно переставить членов своей команды так, чтобы получился правильный узор (должно соблюдаться чередование элементов по форме, величине и цвету). Побеждает команда, которая быстрее выстроится правильно.

Потребуется: Два разных набора элементов дымковского орнамента. Каждый элемент прикреплен  к тесьме и вешается на шею игроку. В каждом наборе 2-3 вида элементов, в команде не менее 6 человек.

2 вариант

Содержание: Дети делятся на две команды (5 человек в каждой). Перед каждым членом команды тыльной стороной вверх раскладываются карточки с элементами орнамента в произвольном порядке. По команде карточки переворачиваются. Нужно выложить карточки в правильной последовательности, чтобы получился орнамент, соблюдая чередование элементов по величине, форме или цвету. Должно получиться столько разных орнаментов, сколько игроков в команде. Члены одной команды могут помогать друг другу. Побеждает команда, у которой все элементы выложены правильно и быстро.

Потребуется: 5 вариантов орнаментов в полосе, каждый элемент расположен на отдельной карточке.

3 Вариант.

Содержание: Составить различные варианты орнаментов из имеющегося набора элементов.

ИГРА  «Что не свойственно дымковскому промыслу?»

Содержание: Перед игроком раскладываются карточки с признаками характерными для той или иной росписи или промысла: материал (глина, дерево, ткань, солома и т.д.), элементы росписи, цветовые сочетания, вид изделий (игрушки, посуда, вышитые изделия и т.д.), мотивы (изображения людей, животных, птиц и т.д.).

Игрок должен выбрать и убрать карточки с теми признаками, которые не свойственны данному промыслу. Играть можно одному игроку или командами на скорость (количество комплектов карточек соответствует количеству команд; у каждой команды может быть свой вид промысла или росписи).

Потребуется: Набор карточек с признаками определенного промысла или росписи. На одних карточках признаки соответствуют традиции, на других нет. Например, тема игры «Дымковская игрушка». На карточке условно изображена посуда (не свойственно, т.к. дымковские мастера посуду не расписывали), на одной карточке геометрический элемент дымковской росписи, а на другой растительный элемент не характерный для дымковской игрушки и т.д. Можно карточки с признаками 2-3 росписей смешать вместе.

ИГРА «Что перепутал художник?»

Содержание: Игроку необходимо выявить и назвать в предлагаемом изображении признаки или детали не характерные для данного промысла (вида изделия, предмета).

Например, изображение дымковской игрушки  у которой фон под роспись не белый, а желтый или крупные элементы узора выполнены черным цветом, а мелкие разными цветами, или в росписи присутствуют только два цвета, какой-то элемент в росписи игрушки не соответствует традиции, игрушка выполнена в дымковской традиции, но сам мотив не свойственен (самолет, слон, дом) и т.д.

Потребуется: Изображения, например, дымковских игрушек с «ошибками».

ИГРА «Подбери нужный элемент»

Содержание: К предлагаемому орнаменту, в котором отсутствует элемент нужно подобрать подходящий из нескольких элементов похожих друг на друга по форме, но имеющих некоторые различия (цвет, мелкая деталь или их количество, размер). Чем старше ребенок, тем сложнее ставится задача.

ИГРА «Выпавший кусочек»

Правила: В «полотне узора» отсутствует фрагмент. Игроку нужно подобрать правильный вариант из предложенных фрагментов.

ИГРА «Подбери к силуэту пару»

1 вариант.

Содержание: К силуэтному изображению необходимо подобрать игрушку или её цветное воспроизведение. Среди предлагаемых вариантов могут быть игрушки с отличающимися деталями, но с одинаковым орнаментом.

2 вариант.

Содержание: Подобрать соответствующее цветное изображение к контурному или силуэтному.

ИГРА «Половинка»

Цель: развивать зрительное восприятие, сравнительный анализ, внимательность.

Содержание: Необходимо к имеющейся половинке изображения игрушки подобрать вторую половинку из предложенных вариантов (силуэт, детали и узор половинок должны совпадать полностью если изображение симметричное (барышня), если несимметричное (олень, конь, баран), то должны соответствовать образу).

Потребуется: Половина цветного изображения дымковской игрушки (фигурка может быть симметричной и несимметричной), варианты второй половинки, у которых могут отличаться мелкие детали, узор или цвет отдельных элементов узора. Один из вариантов правильный.

ИГРА «Прятки»

Содержание: В орнаменте «спрятался» элемент, который не подходит по форме, цвету или деталям (в дымковском орнаменте мелкие элементы внутри большого не совпадают с остальными подобными элементами орнамента). Нужно найти этот элемент и назвать чем он отличается, и какой элемент должен быть на его месте.

ИГРА «Ну-ка повтори»

Содержание: Игрок должен из элементов выложить узор аналогичный предложенному образцу. Орнамент может совпадать полностью или сохранять структуру (чередование по цвету, форме, величине), построение (рядами, в шахматном порядке, радиально, свободно).

Игра «Угадай-ка»

Содержание: Ведущий показывает изображения изделий (игрушек) разных промыслов (или виды росписи разных промыслов). Дети выполняют определенное действие (хлопают) если видят изображение дымковской игрушки (или дымковский орнамент), в других случаях остаются без движения.

ИГРА «Собери картинку»

Содержание: Нужно собрать по кусочкам целое изображение дымковской игрушки. Если игроков несколько это задание можно выполнять на скорость.

ИГРА «Реставратор»

Содержание: Воспитатель рассказывает о работе реставраторов. Уточняет, в чем она заключается. Показывает «поврежденную» дымковскую игрушку и предлагает ребятам её восстановить. Задача каждого реставратора – определить какой фрагмент росписи утрачен и «возродить» рисунок.

ИГРА «Компьютер»

Цель: Обратить внимание детей на элементы росписи.

Оснащение: Листы бумаги – «мониторы компьютеров» - расчерченные по типу математического коврика для блоков Дьенеша; фломастеры основных цветов дымковской росписи; дымковские игрушки; таблицы с дымковскими орнаментами.

Содержание: Воспитатель задает детям вопрос – Сложный ли узор на дымковских игрушках? – и предлагает разобраться в этом с помощью «компьютеров». Дети «включают мониторы» и вместе с педагогом начинают работать с таблицей. Вертикальная строка (столбик) служит для обозначения всех цветов, которые дымковские мастера используют для росписи своих игрушек. Воспитатель просит их назвать. Дети рассматривают игрушки и определяют все цвета присутствующие в росписи. Перечисленные цвета дети переносят в первую вертикальную строку таблицы. Затем дети определяют, какие элементы используются в росписи (прямые и волнистые линии – широкие и узкие, круги и кольца – большие и маленькие, точки, штрихи и т.д.). Названные элементы дети рисуют в  верхней горизонтальной графе таблицы. Осталось помочь «компьютеру воспроизвести все возможные варианты цветных элементов. В пустых клетках таблицы нужно нарисовать элемент соответствующей формы и цвета.

Дети выполняют задание, осваивая приемы изображения всех элементов и запоминая цветовую гамму дымковской росписи.

Таблицы можно использовать для дальнейших упражнений: «Определи, где дымковский узор», «Закончи таблицу», «Найди ошибки», «Найди данный элемент в узоре на игрушках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...