Проект на тему "Прикладное искусство в старшей группе в детском саду"
проект (старшая группа)
Данный проект поможет познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; историей быта и предметами старины, с декоративно-прикладным искусством- дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью; научить детей ориентироваться в различных видах росписи; воспитывать интерес к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему "Прикладное искусство в детском саду" | 1.69 МБ |
proekt.docx | 2.71 МБ |
papka_peredvizhka_dlya_roditeley.docx | 2.31 МБ |
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 213.75 КБ |
nod_byt_i_predmety_utvari_russkoy_izby._lepka.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, Создать условия для активного использования знаний и умений детей в их творческой деятельности. Способствовать накоплению информации, опыту ручного труда ,связанные с укладом русского народа, предметами быта, а также культурой и традициями нашей страны.
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; 2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством- дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью; 3.Познакомить с элементами узора в различных видах росписи; 4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей; 5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Этапы реализации проекта: •Подготовительный •Основной •Заключительный
1этап-подготовительный. 1.Постановка цели и задач. 2.Определение методов исследования. 3.Подбор наглядно-иллюстративного материала. 4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи). 5.Подбор материала для продуктивной деятельности. 6.Изготовление папок –передвижек, консультаций по теме для родителей . 2этап-основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Включает в себя: 1.Работа с детьми. 2.Работа с родителями 3.Экскурсия в краеведческий музей. 3этап- заключительный Выставка выполненных работ
Содержание основного этапа: 1. Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Русский быт, предметы старины», «Сказочная гжель», «Народные промыслы», «Русские народные игрушки».
2. НОД. Познание «Русский быт, предметы старины», «Умелые мастера», «Русские народные игрушки», «Русский народный костюм»
3. Мастер класс « Изготовление нитяной куколки»
4. Знакомство с основными видами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоновская игрушка (рисование). Элементы рисунка.
5. НОД. Рисование «Расписной горшочек. Хохлома».
6. Раскраски по теме (Раскрась по образцу, акварель.)
7. Изготовление дидактических игр « Назови лишний предмет», «Составь узор», лото, игра «Найди пару» .
8.Пластилинография «Сказочная гжель. Тарелочки»
9. Экскурсия с детьми в краеведческий музей. Мастер класс сотрудниками музея по изготовлению народной игрушки
10.Проведение открытого мероприятия в детском саду «Прикладное искусство в детском саду. В гостях у домового». 11.Чаепитие в русских традициях. ( по итогам занятия «В гостях у домового»).
В работе с родителями : Консультации «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Выставка работ «Мы- мастера своего дела»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют интерес к истории своего народа, его прошлому, быту, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; стараются передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Вывод: Для того, чтобы развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу, необходимо восстанавливать связь времен, возвращать утраченные ценности. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, педагогическую идею данного проекта можно и нужно использовать во всех возрастных группах детских садов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей»
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Одним из способов развития творческих способностей ребенка – декоративно - прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
В процессе работы с различными материалами дети познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия:
• Развивать творческие способности необходимо с раннего возраста.
• Поощрять любые интересы ребенка, это может помочь в дальнейшем с выбором профессии.
• Использовать различные виды декоративно – прикладного искусства: аппликация, лепка, рисование, музыка, изготовление поделок из природного материала и бросового,
• Создать обстановку, которая будет способствовать развитию творческих способностей.
• Снабдить необходимыми материалами.
• Радоваться успеху ребенка.
Включение ребенка в разные виды народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
- Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
- Закреплять знания детей о русском фольклоре.
Задачи:
- Закрепить знания детей о понятиях, связанных с русской избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло.
- Воспитывать бережное отношение к предметам старины , обычаям гостеприимства.
- Развивать умение использования различных приемов лепки (налепа, пластилинографии) , развитие творческих способностей при изготовлении оберегов.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), проектор, слайды с изображением деревни, дидактическая игра «Что было, чем стало».
По конспекту НОД присутствует герой- Домовой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель вместе с детьми приходят в зал по ниточке от клубка. Клубочек приводит детей в зал.)
Воспитатель: Дети, нас с вами привел сюда клубочек, зачем же он нас сюда привел? Странно, ведь нас здесь никто не ждет, никто не встречает! Видно кто-то озорничал.
А где же мы с вами оказались? Как вы думаете?(Ответы детей). Правильно .Раньше люди жили в рубленых деревянных домах. Такой дом назывался избой. Вот и мы оказались в русской избе, в горнице. Горница большая, светлая! Да красивая какая! Хозяев дома нет! (воспитатель удивлен.) Зачем тогда нас сюда привел клубочек?
-
Воспитатель предлагает детям аккуратно , ничего не трогая , рассмотреть убранство горницы. Спрашивает у детей как называются предметы обихода, которые видят дети.
-Давайте подойдем поближе к печи. Ведь это главный предмет быта. Здесь в старину усаживали дорогих гостей, а непрошенных оставляли возле порога.(Вопрос к детям- кто такие непрошенные гости?)
Ребята, для чего нужна печка? Ответы детей. Воспитатель уточняет: .
Давайте вспомним, как же ласково называли печь, что о ней говорили? Предполагаемые ответы печь.
. А из чего они пили чай? (предполагаемые ответы детей).Правильно, из самовара .
Прялка.
Дети рассматривают ухват, лапти, сундук, коромысло, горшки, кринки и т.д.Называют их значение в жизни людей.
Воспитатель хвалит детей за их внимательность и ответы.
(появление домового из-за печки)
Вдруг дети слышат как кто-то чихает за печкой. Выходит домовой.
Говорит: « Что это я, никак проспал? Ко мне гости пришли, а я спал себе за печкой! Ай-ай-ай. (Приветствует своих гостей руками).
-Гость на порог — хозяину радость. Милости просим, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель спрашивает у хозяина кто же он такой? Домовой отвечает:
-А неужто не узнали? (Ответы детей)
-Я домовой! Второй по важности хозяин дома!
Короткий рассказ о том, кто такие домовые.
Домовой: В старину верили, что домовые живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех бед, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся с уважением. Выглядит он по-разному: бывает похожим на хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется. Любит жить за печкой. ( Картинки разных домовых)
Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озорничали, чтобы уютно и тепло было в доме.
- А вы не озорничали в моем доме, пока я спал?
Дети отвечают. Воспитатель говорит домовому, что дети вели себя очень хорошо и даже успели рассмотреть предметы убранства его дома.
-Ребята, вам нравится эта горница? (ответы детей)
Домовой предлагает детям игру
-Раз вы уже все предметы моего дома уже знаете, тогда сыграем с вами в игру «Что было раньше, чем стало» (показывает детям картинки с изображением предметов быта старины, а дети должны назвать чем их заменили сейчас.)
Воспитатель:
-Теперь нам понятно ,что домовой очень хорошо все знает про свой дом, охраняет и оберегает свое жилище.
Домовой спрашивает у детей, знают ли они, что такое оберег? (ответы детей).
Воспитатель: приглашает детей пройти к мольберту, на котором изображены изображения с оберегами.
Н в старину очень любили. Показывает картинки оберегов.
Домовой: -Дети, а у вас дома есть обереги? Домовой показывает детям какую подкову вешали в избах. Это подкова-оберег, который всегда вешали над входом в дом. Если подкову повесить рожками вверх, то придет успех и везенье, а если рожками вниз- она будет защищать дом от плохих людей и ссор.
Воспитатель предлагает детям изготовить подковы- обереги для своих домов.
Демонстрирует готовый образец.
Далее воспитатель обьясняет детям ход работы.
Давайте ее рассмотрим.ЧПравильно, красными яблоками с зелеными листочками.Подумайте, как можно с Скатывать и приплющивать.Пять. и любого другого цвета, который вам понравится.
Как будем делать листики? ответы детей.Отщипываю омочек пластилина,зцилиндрик (столбик)епим может быть вы захотите добавить и свои элементы украшения. Например, усики, завитки.
Для того, чтобы наша работа получилась красивой, давайте наши руки немного подготовим .
Пальчиковая гимгастика
Избушка
Что за чудо перед нами?
Стоит избушка расписная.
(Дети имитируют крышу над головой.)
Здесь на ставенках — цветочки,
(Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в
стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.)
А на крыше — кренделёчки,
(Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.)
Из трубы идёт дымок.
(Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.)
Вот так чудо-теремок!
(Дети показывают большой палец).
Работа детей.
Подведение итогов работы.
Домовой хвалит детей за проделанную работу, говорит, что теперь дома детей под надежной защитой.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали?
С кем познакомились? Кто такой домовой? Какие предметы быта из горницы домового вы запомнили? Что такое оберег? (Предполагаемые ответы детей).
Правильно, молодцы.
Воспитатель обращается к Домовому:
-Милый Домовой, спасибо за гостеприимство, нам было очень интересно с тобой познакомиться, но детям пора возвращаться в группу.
Угощает детей баранками и предлагает в группе всем вместе попить чай, как это делали в старину. Фото на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.
В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...
коллективная работа детей старшей группы № 91 детского сада № 189 "Спутник АНО ДО "Планета детства Лада" " Наш любимый снеговик Тоша"
коллективная работа детей группы № 91 старшего дошкольного возраста "Наш любимый снеговик Тоша"...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»...
Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада по теме: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского садаТема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»Программные задачи.Образовательные: I...
Краткосрочный проект "Развитие коммуникативной деятельности у детей старших групп логопедического детского сада".
В данном проекте представлена диагностика сформированности коммуникативной деятельности у детей старших групп; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме....
Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...