Консультация для педагогов "Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка"
консультация (младшая группа)

 Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически  на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство - очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

     Познавательный интерес - важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. Также интерес ребенка зависит от  того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания, наоборот, снижают интерес.

 В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.   

  Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. У дошкольников развивается познавательный интерес, активизируется мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?). Большую радость, удивление и даже восторг они и спытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от определенной работы.

     Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.

Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности  определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

Важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители проводят вечера, щелкая пультом телевизора и одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребеком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

 Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распукаются почки и появляются листочки, а летом - как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка - это зимняя "спальня" и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

  • изготовлены памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к детскому экспериментированию»¸ «Опыты в домашних условиях»;
  • Создана картотека опытов и экспериментов для родителей «Веселые эксперименты дома»
  • Давались задания провести «Опыты в домашних условиях». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. Получились интересные опыты:
  • «Тонет не тонет»,

«Окрашивание воды», «Куда исчез снег?

«Поднимающаяся вода»

  • Создан альбом с фотографиями познавательной-исследовательской деятельностью, проведенной дома «Юный исследователь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка»

 Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически  на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство - очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

     Познавательный интерес - важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. Также интерес ребенка зависит от  того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания, наоборот, снижают интерес.

 В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.   

  Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. У дошкольников развивается познавательный интерес, активизируется мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?). Большую радость, удивление и даже восторг они и спытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от определенной работы.

     Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.

Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности  определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

Важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители проводят вечера, щелкая пультом телевизора и одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребеком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

 Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распукаются почки и появляются листочки, а летом - как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка - это зимняя "спальня" и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

  • изготовлены памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к детскому экспериментированию»¸ «Опыты в домашних условиях»;
  • Создана картотека опытов и экспериментов для родителей «Веселые эксперименты дома»
  • Давались задания провести «Опыты в домашних условиях». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. Получились интересные опыты:
  • «Тонет не тонет», «Окрашивание воды», «Куда исчез снег? «Поднимающаяся вода»;
  • Создан альбом с фотографиями познавательной-исследовательской деятельностью, проведенной дома «Юный исследователь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников"

Ознакомление дошкольников с природой требует постоянного непосредственного общения с ней. Организация интересной, совместной деятельности способствуют установлению более продуктивных контактов между р...

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни....

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальна...

Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников. Консультация для родителей

Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников Познавательная активность не является врожденной. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит...

Консультация для родителей «Семья и развитие познавательной активности дошкольников»

Консультация  для родителей «Семья и развитие познавательной активности дошкольников»...

Презентация проекта "Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка дошкольного возраста"

Презентация проекта раскрывает методы вовлечения вопитателями родителей в процесс всестороннего  активного развития детей через сотрудничество. Родители знают своих детей с рождения, сотрудники Д...