«Игровые технологии в обучении дошкольников игре в шахматы»
статья (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии в обучении дошкольников игре в шахматы»
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс.
Шахматы – игра интеллектуальная, требующая усидчивости, концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы, которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо действия, прежде чем его совершить.
Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.
Мы считаем, что сложные шахматные знания будут легче усваиваться в специфической для дошкольников деятельности, а именно в игре. Игра – интересна и значима для дошкольника, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Поэтому, цель нашей работы по обучению детей игре в шахматы на этапе дошкольного детства: с помощью игровых технологий прививать интерес к игре в шахматы, формировать начальные представления о правилах игры.
С этой целью, мы разработали и реализуем в детском саду проект «Мы играем в шашки, шахматы», на основе которого действует бесплатный кружок «Шахматенок». Реализация проекта рассчитана на два года,
На первом году обучения (старшая группа) – мы знакомили детей с игрой «Шашки»:
- рассматривали шашечницу (или доску): вместе узнали, что она состоит из белых, черных полей, которые чередуются между собой;
- рассматривали форму шашечницы, полей;
- изучали понятия: вертикаль, горизонталь, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие.
При знакомстве детей с понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ мы столкнулись с трудностями, ребята очень непросто осваивали материал, часто путались. Для нас было очень важно, чтобы ребята четко усвоили эти понятия, так как в шахматах они являются основополагающими.
Процесс освоения стал эффективнее, благодаря использованию различных игр и игровых приемов. Например, в подвижной игре «Покажи…», дети с помощью рук показывали горизонталь, вертикаль и диагональ, тем самым они овладевали пространственным ориентированием, у них развивалось внимание, и при этом они двигались, развиваясь физически.
Сейчас, мы также продолжаем использовать эту игру, включая ее почти в каждое занятие, но усложняя ее использованием показа графических символов (схематического изображения линий доски).
Дидактические игры: «Составь доску» (из клеток, из квадратов разного размера: 2 на 2, 4 на 4, «Составь доску и расскажи из каких линий ты собирал», «Рассеянный художник» (Кто первый найдет ошибку (неправильную горизонталь или вертикаль) способствуют овладению пространственным ориентированием на плоскости.
Интересным стал такой игровой прием, как «путешествие по улицам, переулкам доски». Предлагаем ребятам отправиться в сказочное путешествие:
- вместе с детьми ходим по большой напольной доске,
-рассматриваем, сравниваем линии: горизонтали, вертикали, диагонали, поля (клетки,
-считаем количество полей (белых, черных, полей в горизонтали, вертикали, самой короткой диагонали, самой длинной диагонали и т. д.
Благодаря активному использованию этих дидактических игр в первый год (по обучению детей игре в шашки, на основе уже полученных представлений о доске, процесс познания основ древней игры шахматы в этом году протекает более эффективно.
Обучение дошкольников игре в шахматы мы начали, применив прием игровой мотивации, использованный в книге Игоря Сухина «Приключения в шахматной стране»: вместе со сказочными персонажами: мальчиком Юрой, Клеточкой и Загадаем мы вместе с ребятами отправились в путешествие по шахматной стране.
Вместе продолжили знакомство с шахматной доской:
- вспомнили, понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ;
-узнали, что такое шахматная нотация, что каждое шахматное поле на шахматной доске находится на пересечении горизонтали и вертикали,
- с помощью стихотворения Игоря Сухина "Мы сидели на крыльце…" запоминали латинские буквы:
Мы сидели на крыльце,
Повторяли - а, бэ, цэ.
А потом спросили: "Где
Буква дэ и буква е?"
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем - эф, жэ, аш.
Также узнали секрет букв ДВГ (диагональ, вертикаль, диагональ - домик веселого горизонталика) и оживили Горизонталика, который дальше отправился с нами в путешествие по шахматной стране знакомиться с шахматными фигурами.
Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко, в этом нам помогли такие игры как:
- «Кубик»: обклеили старый кубик самоклеящейся пленкой, на гранях приклеили изображения фигур и по очереди бросали, называя фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
- «Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятали фигуры и по очереди на ощупь определяли их название. Усложняли игру тем, что в мешочек собирали фигуры из разных материалов и разного размера (связанные, деревянные, крупные и небольшие). Придумали разновидность этой игры, используя, картонную коробку, сшили два рукава (черный и белый, в которые смогут запустить руки сразу двое детей и найти одну заданную фигуру, кто быстрей.
Дидактические игры: «Шахматный веер», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Фигура по кругу», «Большая и маленькая», «Что общего» также способствовали запоминанию шахматных фигур.
С этой же целью, придумали и изготовили дидактические игры, которые можно использовать как в совместной деятельности с воспитателем в группе, так и для самостоятельной:
- «Узнай по силуэту» (узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее)
- «Нади половинку» (из предложенных вариантов найти половинки и соединить их)
- «Найди пару» (найти пару «Рисунок-схема», «Фотография фигуры – сказочное изображение», «Фигура-буква» и т. п.); «Шахматное домино», «Шахматное лото».
В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраивали шахматные спектакли по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».
Далее, вместе со сказочными героями мы с ребятами отправились к воротам Каиссии, узнали, что Каиссия – это столица Шахматной страны и названа она в честь богини шахмат Каиссы; узнали о порядке, в котором располагаются фигуры перед началом игры.
Быстрому и прочному запоминанию расположения фигур в начальном положении нам помогло разучивание стихотворения И. Сухина «Я смотрю на первый ряд, по углам ладьи стоят» и стихотворения «В каждом отряде ты сам посмотри», которые использовались каждый раз, когда мы проверяли расстановку фигур в завершении таких игр как: «Кто быстрее расставит фигуры», «Шахматный переполох»,
Проводили своеобразные игры – эстафеты с бегом на правильную и быструю расстановку фигур на шахматных досках. Такие эстафеты повышают интерес к изучению шахматной науки, вносят оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой.
В настоящее время мы подошли к этапу изучению возможностей шахматных фигур.
В игровой форме вместе с Юрой, Клеточкой и Загадаем мы познакомились с шахматной фигурой ладьей: как ходит, как бьет.
Игра «Найди путь ладьи» способствовала освоению хода этой фигуры: вместе с ребятами на большом шахматном поле и на своих шахматных досках мы искали путь ладьи, который похож на буквы: Г, Е, Н, П, Т, Л,Ч и др.
Превращались в ладью и по ступенькам пробирались в противоположный угол доски.
К занятиям по знакомству с ладьей разработали электронную дидактическую презентацию, в которую включили электронные игры «Лабиринт», «Кратчайший путь», с помощью которых дети осваивали ход и взятие ладьей.
Дальше нам предстоит осваивать возможности других фигур. На этом этапе мы планируем использовать такие дидактические игры как: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Двойной удар», «Выиграй фигуру», «Сними часовых», которые будут способствовать закреплению правил хода и взятия шахматных фигур. Ненавязчиво познакомим с различными правилами: рокировкой, детского мата.
В целом, обучение игре в шахматы осуществляем:
• в совместной с детьми деятельности:
- во время ООД (1 раз в неделю)
- в совместной деятельности во время режимных моментов; (педагоги групп);
• в самостоятельной деятельности. Поэтому, после разучивания и проигрывания дидактической игры во время ОД, далее вносим эти игры в предметно-развивающую среду группы. Для этого созданы все условия в группе. Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к шахматам.
Практическое использование игровых приемов и технологий показало, что эффективным является:
- переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
- еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Во время организации ОД используем следующие игровые приёмы:
- игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности, которая поддерживается на протяжении всей деятельности, а также используется во время организации многих игровых приемов. Например, в игре «Шахматный переполох», ребятам не просто предлагается учебная задача: расставить фигуры на место, а помочь, выручить шахматного короля, который оказался в беде, так как сильный ветер разбросал в шахматном королевстве все фигуры.
Или необходимо помочь одержать победу над королевой Зла и угадать все фигуры шахматного королевства.
Во время ОД используем шахматную пальчиковую гимнастику (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом).
Вносим элементы драматизации (использование сказок) для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона.
Используем метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала). Например: достаем из волшебного мешочка фигуры и называем неправильно или мы расставили на шахматной доске фигуры, просим детей проверить, правильно ли мы сделали.
Всю работу организуем с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагаем ребёнку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно –волевого развития, проявления активности.
Привлекаем малоактивных детей, заинтересовываем их игрой и помогаем освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи.
В данный момент, мы находимся только в начале пути изучения игры «Шахматы», однако многое уже нами достигнуто: дети знают и умеют показать на шахматном поле горизонталь, вертикаль, диагональ; дети ориентируются на плоскости, что очень значимо при обучении в школе; знают названия шахматных фигур, умеют расставлять их в начальное положение; знают, что такое шахматная нотация, умеют определять местоположение фигуры на шахматном поле. Но самое главное, дети заинтересованы игрой, у них горят глаза и каждый раз с нетерпением ждут следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы
Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы
Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....
Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы
Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....
Мастер-класс для родителей "Использование ТРИЗ технологии в обучении детей игре в шахматы"
В мастер-класс вошли методы и приемы ТРИЗ технологии которые можно использовать как для обучения, так и поддержания интереса к игре в шахматы....
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.
Дидактические игры...
Дидактические игры и игровые задания для обучения детей игре в шахматы.
Представлена подборка игр и игровых заданий для обучения детей игре в шахматы....
Семинар- практикум для воспитателей по обучению дошкольников игре в шахматы «Шахматы».
Взаимодействие с коллегами....