Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.mnemotehnika.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15
г.о. Тейково Ивановской области
Консультация для педагогов
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
Смирнова А.В.
г.Тейково, 2020 год
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому педагоги ставят перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня я хочу вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Приемы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, ввести в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку, из мнемоквадратов и мнемодорожек можно составить мнемотаблицы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п., (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывание загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу от простого к сложному:
1. Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа
В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы, тем лучше разовьется связная речь, а она является важным показателем умственных способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Сегодня я попытаюсь...
Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...
Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".
Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
В консультации даётся представление о том, что такое "мнемотехника", какие есть приёмы мнемотехники, и как её можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста для развития св...
Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».
Консультация для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»....