доклад "«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- «Ниткография»
методическая разработка

Клепикова Светлана Ивановна

Доклад для педагогов о увлекательном занятии для детей "Ниткографии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

Доклад

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику

рисования- «Ниткография»

                                                                                     Выполнила: воспитатель                                  

                                                                                             Клепикова С.И.

Новохоперск 2022г.

Дошкольный возраст – уникальный период для развития всех сторон личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание и, конечно, двигательные навыки.

 Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

 Рисование для детей – это первая творческая деятельность. Художественные занятия способствуют формированию разносторонней, гармоничной личности. Они тренируют мелкую моторику и готовят руки к письму, учат внимательности к деталям и концентрации. Существует множество техник рисования, но особенно полезным для детей считаются нетрадиционные. Создавать рисунки ладошками, мыльными пузырями, штампами, нитками и другими оригинальными способами в детском возрасте гораздо проще и веселее, чем карандашом или кисточкой. Освоив разные техники, ребенок начинает мыслить шире и может точнее изобразить на бумаге задуманный образ.

Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать ниткографию. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.

Ниткография- выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

В детских садах ниткография не очень популярна, несмотря на то, что, в общем, легка и доступна, а главное задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики.      Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие детей;

в) развивать зрительно- моторную координацию;

г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

Рисование ниткой с краской примечательно простотой и необычностью. Получаемые образы –абстрактные. В них можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение. Интересно и доступно технику описывает следующая сказка-история: «Жила-была ниточка. Она была совсем одинешенька. В один прекрасный день решила ниточка погулять. Погода стояла чудесная – пригревало желтое солнышко, зеленела травка, а на синем небе резвились пушистые белые облачка. И так ей понравилась картина вокруг, что захотелось все перенести на лист бумаги. Да вот беда, не было у ниточки друга-карандаша и подруги-кисточки. Тогда она решилась и окунулась в яркую краску сама. Прыгнула ниточка на бумагу, и тут же на ней показались солнышко, травка и задорные тучки!» Существуют разные техники получения рисунков с помощью ниток.

РИСОВАНИЕ НИТКАМИ Техника рисования «волшебная ниточка» полностью оправдывает свое название. Всего одним нехитрым движением руки на бумаге появляется картинка. Чем не волшебство? Суть метода заключается в использовании нити вместо кисточки. Она пропитывается краской, но рисунок не выводится, а получается несколько иным путем: Шерстяную нитку окунают в емкость с краской. Когда нить наберет цвет, ее помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить веревку зигзагом. Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она оставляет замысловатый след, который можно дополнить или вырезать и использовать в качестве аппликации.
Примеры картинок, нарисованных с помощью ниток и красок:

Рисование нитками 

РИСОВАНИЕ ШТАМПАМИ Применение ниток в нетрадиционных техниках рисования достаточно обширное. Еще один способ получить изображение – окунуть штампик из ниток в краску и приложить к листу бумаги.

Самодельные штампы с нитками для рисования

Для занятия понадобится: основа для штампа – деревянный или пенопластовый брусок, квадрат из пластилина, плотный картон; шерстяные нитки (толстая пряжа); клей ПВА; кисточка и краски.

На основу наносится ПВА клей согласно задуманному узору (звезда, спираль, фигурка животного). По намеченной линии аккуратно выкладывается нить. Как только штампик просохнет, нить пропитывается краской. Можно обойтись и без клея, просто намотав веревки на брус, или делать отпечатки сразу пропитанным в краске клубком. Чтоб получить оттиск, печать прикладывается к листу бумаги. Наглядные примеры:
Рисование штампами с нитками

АППЛИКАЦИИ ИЗ НИТОК Еще один вид ниткографии – ниточная аппликация. Чтобы получилась картинка, нитки разных цветов приклеиваются на плотную бумагу. Техника: Распечатать схему или нарисовать контур рисунка простым карандашом. Нанести кисточкой клей ПВА по линиям. Приклеить нитку нужного цвета. Излишек аккуратно обрезать ножницами. Когда контур готов, следует заполнить цветными нитками сердцевину. Для этого на бумагу снова наносится клей. В серединке нитка выкладывается по периметру от краев к центру.
Аппликации из ниток

Ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.

 Довольно часто после завершения работы с нитками дети увлекаются, а каждая работа ребенка уникальна. Её невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Каждая новая работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на специально подобранном для этого материале. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности. Именно поэтому ниткография так эффективна при работе с детьми.

        Детские нетрадиционные техники рисования развивают воображение, творческое мышление и многие другие положительные качества. Занятия приносят массу позитивных эмоций и напоминают увлекательную игру. В будущем, даже если ребенок не стремится стать художником, приобретенные навыки обязательно пригодятся. Ниткография помогает мыслить нестандартно, результат работ всегда непредсказуемый и оригинальный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Данная статья посвящена способам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования.  Показана важность развития навыков мелкой моторики, начиная...

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Памятки для воспитателей«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования»...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...