рекомендации для родителей и педагогов
материал
рекомендации для родителей и педагогов "игры с детьми с расстройством аутистического спектра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей и педагогов
«Игры с детьми с расстройством аутистического спектра».
Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Своевременно начатая и правильно организованная коррекционная работа позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Важно понимать, что основной задачей в организации дошкольного обучения и воспитания ребенка с РАС является не приспособление к существующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной окружающей среды.
Для развития познавательной сферы при аутизме свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях, в таких как музыка, математика, живопись. Могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка с РАС к предметам окружения, грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей.
Также для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий.
В восприятии также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части.
С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память.
Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Дети ориентируются на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, трудности в переносе усвоенных навыков из одной ситуации в другую.
Как известно, окружающий мир ребенок познает путем получения информации через различные сенсорные каналы. При аутизме внешний мир воспринимается как избыточный поток чувственной информации, поэтому вместо того, чтобы познавать и использовать его, ребенок учится отторгать его и отгораживаться от влияния внешнего мира. В результате нарушений обработки полученной сенсорной информации ребенок с РАС воспринимает мир как разнообразные кусочки пазлов, т. е. у него происходит фрагментарное восприятие окружающего мира. Это приводит к тому, что:
- ребенок не может определить правильное значение предметов, событий;
- не имеет целостного восприятия;
- не может устанавливать причинно-следственные связи;
- затрудняется в выполнении инструкций взрослого;
- не может выполнять некоторые элементарные действия, не говоря уже о последовательности действий; - не понимает поведение и эмоции окружающих людей; - не умеет переносить полученные знания на другие предметы и в другие ситуации.
Поэтому основная задача при обучении детей с РАС состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем посредством игровой деятельности, мы создаем чувственную основу для развития речи.
«Мячик, катись». Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;
«Открой-закрой». Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости;
«Ужин для кукол». Ребенок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт и т. д. Показывайте ребенку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.
«Переливание воды». Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. от пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
«Фонтан». Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.
«Мыльные пузыри». Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки – для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус – прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
«Послушаем звуки». Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.
«Свистульки». Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т. п.
«Догоню-догоню, поймаю-поймаю». Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.
«Змейка». Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные рекомендации для родителей и педагогов.
Информация для родителей и педагогов по вопросам воспитания ребенка дошкольного возраста от психолога и самого ребенка!...
Методические рекомендации для родителей и педагогов по здоровьесбережению
Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста, данные рекомендации; могут быть полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Вы сможете после печати материала, скрепить как брошюру или...
Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".
Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....
Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"
Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"...
«СКОРО В ШКОЛУ!» Рекомендации для родителей и педагогов.
Как узнать, готов ли Ваш ребенокк школе?...
Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...
памятка- рекомендация для родителей и педагогов о словесных играх с детьми
В данной памятке для себя, Вы найдете отобранную информацию, о пользе свесных игр, и их примеры.Ведь это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки,при этом несущие в себе огромный по...