рекомендации для родителей и педагогов
материал

Зайкина Наталья Алексеевна

рекомендации для родителей и педагогов "игры с детьми с расстройством аутистического спектра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и педагогов

  «Игры с детьми с расстройством аутистического спектра».

Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Своевременно начатая и правильно организованная коррекционная работа позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Важно понимать, что основной задачей в организации дошкольного обучения и воспитания ребенка с РАС является не приспособление к существующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной окружающей среды.

Для развития познавательной сферы при аутизме свойственна неравномерность.  Так, повышенные способности в отдельных областях, в таких как  музыка, математика, живопись.  Могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.                        Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка с РАС к предметам окружения, грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей.

Также для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий.

В восприятии также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части.

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память.

Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Дети ориентируются на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, трудности в переносе усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

Как известно, окружающий мир ребенок познает путем получения информации через различные сенсорные каналы. При аутизме внешний мир воспринимается как избыточный поток чувственной информации, поэтому вместо того, чтобы познавать и использовать его, ребенок учится отторгать его и отгораживаться от влияния внешнего мира. В результате нарушений обработки полученной сенсорной информации ребенок с РАС воспринимает мир как разнообразные кусочки пазлов, т. е. у него происходит фрагментарное восприятие окружающего мира.                                                    Это приводит к тому, что:

- ребенок не может определить правильное значение предметов, событий;

- не имеет целостного восприятия;

- не может устанавливать причинно-следственные связи;

- затрудняется в выполнении инструкций взрослого;

- не может выполнять некоторые элементарные действия, не говоря уже о последовательности действий; - не понимает поведение и эмоции окружающих людей; - не умеет переносить полученные знания на другие предметы и в другие ситуации.

Поэтому основная задача при обучении детей с РАС состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный  опыт ребенка: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем посредством игровой деятельности, мы создаем чувственную основу для развития речи.

«Мячик, катись». Сядьте на пол напротив малыша и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре;

«Открой-закрой». Подготовьте несколько небольших емкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите малыша достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости;

«Ужин для кукол». Ребенок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт и т. д. Показывайте ребенку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.

«Переливание воды». Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой«Буль-буль, потекла водичка. от пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Фонтан». Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан»Обычно этот эффект приводит детей в восторг«Пш-ш ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

«Мыльные пузыри». Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки – для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус – прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

«Послушаем звуки». Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.

«Свистульки». Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т. п.

«Догоню-догоню, поймаю-поймаю». Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.

«Змейка». Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею«Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные рекомендации для родителей и педагогов.

Информация для родителей и педагогов по вопросам воспитания ребенка дошкольного возраста от психолога и самого ребенка!...

Методические рекомендации для родителей и педагогов по здоровьесбережению

Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста, данные рекомендации; могут быть полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Вы сможете после печати материала, скрепить как брошюру или...

Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".

Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....

Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"

Рекомендации для родителей и педагогов "Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-7 лет"...

«СКОРО В ШКОЛУ!» Рекомендации для родителей и педагогов.

Как узнать, готов ли Ваш ребенокк школе?...

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

памятка- рекомендация для родителей и педагогов о словесных играх с детьми

В данной памятке для себя, Вы найдете отобранную информацию, о пользе свесных игр, и их примеры.Ведь это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки,при этом  несущие в себе огромный по...