Работа с детьми с ОВЗ
материал
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полезные ссылки для родителей и педагогов по работе с детьми с ОВЗ
1. https://www.maam.ru/detskijsad/top-10-avtorskih-interesnyh-igr-dlja-detei-s-ovz.html?ysclid=le77pgacsd155541589 сайт МААМ представляет вашему вниманию ссылку, по которой вы сможете найти несколько вариантов игр и пособий для детей с ОВЗ.
2. https://sova-toys.ru/blog/igry-dlya-detey-s-osobennostyami-razvitiya/?ysclid=le780y1ygf729033197#2 Данный сайт представит вашему вниманию:
- Развивающие игры для детей с ДЦП
- Развивающие игры для детей с синдромом Дауна
- Развивающие игры для детей с аутизмом
Пройдя по этой ссылке на сайт инфоурок вы сможете найти перечень некоторых игр и упражнений для ребёнка с синдромом Дауна.
4. https://www.art-talant.org/publikacii/51191-didakticheskie-igry-dlya-detey-sindroma-dauna Сайт Арт талант предлагает варианты дидактически игр для развития детей с синдромом Дауна.
Сайт дефектология приглашает к посещению родителей а так же этот сайт будет интересен и педагогам. Некоторые рекомендации помогут найти контакт с ребёнком с ОВЗ.
Не маловажными являются знания об особенностях развития ребёнка с синдромом дауна. Сайт дефектология познакомит вас с некоторыми особенностями.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей и педагогов по развивающим играм и упражнениям с детьми с синдромом Дауна.
«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Многие дети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать.
Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту, поведения.
Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.
От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства. Если дети сами не очень активно играют, взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы.
Для того, чтобы игры и занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться некоторых правил:
1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
2. Инструкция должна быть предельно простой, короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем общение может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
3. Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Нужно разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
4. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.
7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
9. Отказ от определенного занятия не старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот.
Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитательного процесса.
Упражнения на координацию:
1. Шнуровки
2. Игры с молотком
3. Сбор мелких предметов
Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.
4. «Накидывание на кольцеброс». Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.
Работа с гиперчувствительностью:
1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.
2. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.
3. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).
Развитие мелкой моторики:
1. Пальчиковая гимнастика, которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
2. Резка различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.
3. Наматывать и разматывать веревочки и ленты.
4. Доставать из воды игрушки: сначала руками, сочком или ложкой, затем – удочкой.
5. Закапывайте и откапывайте мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
6. Выкладывать дорожку из камушков.
7. Простые конструкторы, из которых можно собирать разные фигуры.
8. Игры с прищепками, губками для мытья посуды разной жесткости .
9.Нанизывание крупных бус.
Варианты игр и упражнений:
«Волшебный мешочек» - в мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори». «Угадай, кто кричит» . Такие игры развивают слуховое внимание, активизируют речь детей.
«Перышко» - для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Рыбак» - В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком. по средствам такой игры развиваются глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
«Попади в цель»- такая игра помогает развивать ловкость, моторику.
«Прокати шарик в воротца»
«Перелей водичку» . Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» Сначала взрослый катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Юный конструктор» - прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ѐжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.
Подготовила:
Синюта О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...