Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 3-4 года
картотека (младшая группа)
В помощь воспитателю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu_dlya_detey_3-4_goda.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.3.4
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Для детей 3-4 года
Воспитатель: Иванова Е.А.
«Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .
«Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .
«Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
«Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
«Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Ход: Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова.
(Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот...
Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
«КАЧЕЛИ»
Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движениями.
Ход: Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)
Настали осенние дни. Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)
Лежат на качелях V
Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.
(В. Данько. Качели.)
(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)
«ПОГРЕМУШКИ»
Цель: двигаться по слову взрослого.
Материалы: погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек.
Ход: Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с погремушками и говорит:
Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите!
Взрослый быстро раздает детям погремушки. (Можно положить погремушки на гимнастическую скамейку, дети возьмут их сами.)
Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали!
Взрослый идет впереди детей, помахивая оставшимися погремушками, декламирует:
Стали бегать и скакать. Погремушками играть!
Дети бегают, звеня погремушками. Взрослый продолжает:
Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать!
Дети встают в круг. Как только они успокоятся, взрослый присоединяется к ним, затем поднимает погремушки со словами:
Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать!
Дети поднимают и опускают погремушки. Затем взрослый приседает и постукивает ручками погремушек об пол со словами:
Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук — и прямо! Стук и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.
Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быстро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются.
Взрослый разрывает круг и переходит к бегу:
А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.
Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками. Переходя на спокойную ходьбу, взрослый говорит:
Тихо, тихо все пойдем. Погремушки уберем!
Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки. (Коробок может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.)
Если игра проводится не первый раз, взрослый может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова. Эта игра интересна не только для младших дошкольников.
«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.
Ход: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:
- Курочка-рябушечка, куда идешь?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
- За водой.
- Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
- Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.
«Чей это голос?»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
Ход: В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Ход: Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Ход: Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Ход: Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Закончи предложение»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Ход: Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
«Оркестр»
Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.
Ход: К ребенку в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Эммы Мошковской «Какие бывают подарки»:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).
— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит.) Дудочки? (Дудят.)
«Профессии»
Цель: соотносить существительные с глаголом.
К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (рис. 3) (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Ход: Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом. Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
— Служит дорогой отчизне Старший брат.
Охраняет наши жизни.
Он... (солдат).
«Расскажем про Олю и зайчика»
Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
Ход: Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».
«Игры-инсценировки с игрушками»
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.
Ход: Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Коза с козлятами» в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.
«Добавь слово»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Ход: Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
— Коля оделся и... (побежал гулять).
— Он замерз и... (пошел домой).
— Стали они играть... (с зайчиком).
— Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.
«Козлята и зайчик»
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Ход: Сначала надо вспомнить сказку «Козлятки и волк». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».
Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ «Как у Гали улетели шары», или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься».
«Один и много»
ЦЕЛЬ. Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Наборное полотно.
Две коробки разной величины (младшая и средняя группы).
Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных (старшая группа).
ХОД ИГРЫ
В младшей группе играют 4 или 6 детей. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что — на другой (на одной — один мячик, а на другой — много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает: «У кого мячик? А у кого мячики?» и т. д. Один ребенок отвечает: «У меня — мячик», а другой: «У меня — мячики». Когда все парные картинки будут рассмотрены, воспитатель ставит перед детьми две коробки разной величины и предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку— карточки с одной игрушкой, а в большую — с несколькими игрушками. И каждого ребенка при этом спрашивает: «Чего у тебя теперь нет?» (пирамидки, пирамидок и т. д.).
При повторном проведении игры воспитатель меняет детям парные карточки. В конце игры предлагает вставить в верхний ряд наборного полотна карточки с одной игрушкой, а в нижний — карточки с несколькими игрушками и назвать их. «Один грузовик, одна лошадка...» и «Много грузовиков, много лошадок...» и т. д. Позже можно поменять предметы и определять количество посуды, овощей, фруктов и др.
«Что у нас получится?»
ЦЕЛЬ. Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы — красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для детей средней группы — оранжевого, розового, голубого, серого.
Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? — «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа).
Затем раздает детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки...)
«У кого сколько?»
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Младшая группа: 1. Карточки с предметами в количестве 1 и 2 в наборе (в! конвертах). 2. Картонные плоскостные персоналии: Мишка, Матрешка, Петрушка, Зайка или другие по одному на каждого играющего.
ХОД ИГРЫ
I вариант (младшая группа) Играют 3-4 ребенка. Воспитатель дает каждому играющему по одному персонажу: Мишку, Зайку, Матрешку... рассказывает, что почтальон принес посылки для них, и раздает по одному конверту с карточками (эта посылка — для Мишки, а эта — для ...).
В каждом наборе по 6 карточек — З с одним предметом и 3 с двумя, обозначенными существительными мужского, женского и среднего родов. Воспитатель предлагает детям достать карточки из конвертов и разложить их в два столбика так, чтобы в одном было по одному предмету, а в другом — по два (последовательность расположения предметов в столбиках не имеет значения). Затем спрашивает: «Мишка! Что тебе прислали в посылке?» Ребенок, у которого находится названный персонаж, от его имени отвечает: «Мне прислали один флажок, одну чашку, одно ведерко и два чайника, две чашки и два яблока». При ответах детей воспитатель следит за правильным согласованием числительных с существительными в роде и числе. При ошибках поправляет детей и просит повторить правильно.
Усложнение. Воспитатель стимулирует детей самих спрашивать друг друга, что у них в посылках: «Захотел Мишка узнать, что прислали его другу Зайке. Мишка, спроси у Зайки, что ему прислали и сколько?» Ребенок от имени своего персонажа интересуется: «Зайка, что тебе прислали?» Зайка перечисляет предметы и их количество. Если в его посылке попадутся такие же предметы, то желательно, чтобы ребенок отметил это в своем ответе: «Тоже 1 флажок» или «Но 2 яблока».
Игра «Как ветер растениям помогает?»
В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.
Прожив свою роль «семечка» от зарождения на дереве до прорастания в земле и ростанового деревца или цветочка, дети уже по-другому относятся к растениям, осознают, что вприроде нужен и ветер, и солнце, и дождик.
Хорошо проводить игру под инструментальную музыку.
Взрослый или старший ребенок изображает дерево, а малыш или группа детей будут семенами. Можно дать в руки ребенку семена, которые есть у Вас дома. Сначала ребенок (дети) стоят рядом со взрослым «деревом» — «семена» на нем растут. Затем налетает ветер — погудите с ребенком, пошумите, пошелестите листвой: «шшшш. Уууууууу».
Можно изобразить, как удивилось дерево ветру, обрадовалось, поздоровалось с ним.
Семена падают и летят по ветру под звуки ветра, «дерево» в это время шелестит листвой, колышет ветвями, сгибается от ветра.
Вот закончился ветер и «семена» опускаются на землю – приседают. Идет зима, семена накрыло снегом, они спят под снегом (можно поставить спокойную музыку). Дети кладут ладошки под щеку — «засыпают до весны».
И вот наступает весна – зажурчали ручейки, засветило солнышко. Пошел весенний дождик. Семена начали прорастать и расти. Ребенок или дети поднимаются и тянутся вверх.
Можно прочитать детям до игры или после нее стихи о том, как ветер помогает растениям разносить семена.
На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул, и мы все полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам легкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля — это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком.
Упражнение « Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
Примерные задания:
• Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
• Дерево большое, а дом еще… (больше).
• Облако белое, а снежинка еще … (белее).
• Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
• Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).
Если малыш ошибается, исправьте его (При этом не повторяйте неправильного ответа ребенка! В вашей речи ребенку нужно слышать только правильные слова!) А затем предложите подобрать еще слова с этим словом. Например: ребенок сказал «легчее» вместо слова «легче». Тогда придумываем еще вопросы: «Книга легкая, а листок бумаги еще… (легче). Прыгать легко, а бегать еще… (легче). А теперь придумай ты для меня
задание». И малыш сочиняет подобное предложение – загадку для Вас, и одновременно упражняется в грамматике русского языка, постигает его законы!
Отвечать может не только малыш за себя, но и за игрушек (пусть игрушки отвечают на Ваши задания, некоторые дети любят именно такой вариант проведения данной игры)
Упражнение «Придумай слово».
Примерные задания по теме «Зима»
• Снег падает. Это… как можно назвать, придумай слово ? (Снегопад).
• По снегу ходит. Что… ? (Снегоход)
• Катается по снегу. Что… ? (Снегокат)
• Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная).
• Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).
В этом задании малыш учится образовывать новые слова из известных. Это очень важное умение. Даже если ребенок и ошибется и придумает свои «смешные» слова – это замечательно. Словотворчество и экспериментирование со словами развивает речевые способности малышей. Но обязательно после детского варианта поддержите малыша и скажите ребенку правильный вариант: «Слово, которое ты придумал, могло бы быть в
русском языке. Но люди договорились называть это иначе. Мы называем это — …правильный вариант)».
Упражнение «Поможем зиме»
(подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинки»).
Для проведения упражнения Вам понадобится вырезать из белой бумаги маленькие кружочки размером примерно 2-3 см и нарисовать на каждом из них одну снежинку.
Также нужен будет фон. На фоне мы будем выкладывать из наших кружков – снежинок большой сугроб. Фоном может быть обычный лист цветного картона или картинка. Детям предлагается помочь зиме и сделать из снежинок большой сугроб снега. Но снежинки наши – волшебные. Они могут летать, только если скажешь им «волшебное слово».
Поэтому правило будет такое – скажи слово и возьми снежинку, а теперь положи ее на картинку чтобы построить сугроб. Как только мы подберем много слов, у нас получится сугроб! Вот обрадуются ему лесные жители!
Задания для игры:
Задание 1. Какой бывает снег/снежинки? Подбирайте слова по очереди с ребенком.
Сказали слово – положили снежинку. Теперь очередь ребенка. Он говорит слово и кладет свою снежинку. Так мы вместе строим большой сугроб. Взрослый в игре говорит сложные, мало употребительные слова, ребенок — более распространенные и легкие.
Вспомните с малышом и слова из известных стихов о зиме – какими словами в них описываются снежинки? Некоторые стихи Вы найдете в конце статьи.
Примерный словарь для игры:
Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.
Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.
Задание 2. Снежинки что делают ? (вариант – снег что делает?)
Примерный словарь для игры:
Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.
В этой игре ребенок видит наглядный результат своих усилий, своих речевых действий, что для него очень и очень важно! Иначе он быстро потеряет интерес к подбору слов! А вот помогая Деду Морозу или зиме, малыш старается найти как можно больше подходящих слов!
Задание 3.Снег идет. А что еще идет? (Время идет, автобус идет, поезд идет и т.д.) / Кто идет? (Прохожий идет, мама идет, мальчик идет и т.д.). В этом задании малыш познакомится с явлением многозначности слов (термин мы ему не говорим, он просто подбирает слова в задании, прислушивается к ним, познает их значение).
Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»
Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка - это одно слово.
Выкладываете одну фишку и называете одно слово. Например, «еж». Ребенок
выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово? Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось : по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово.
Например, «Осеннему».
Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете. Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки».
Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное»
Я обычно использую игровой вариант этого упражнения. Мы с детьми «строим мост» от одного берега реки до другого из наших фишек.
• На старых обоях чертим два берега, через которые надо построить мост. Можно нарисовать «берега» мелом на линолеуме или выложить веревочки.
• Обговариваем, зачем нужен этот мост. Например, козленок заблудился, ему надо домой, а реку он переплыть не может. Если мы построим мост из слов, то он перейдет по нему. Но мост нужен длинный, поэтому слов нам потребуется много!
• Строим мост из слов, то есть составляем предложение. А заодно знакомимся с термином «предложение», учимся подбирать красивые образные выражения и строить сложные предложения в своей речи!
• Когда мост готов, наш герой бежит весело по нему к маме.
• Возможно строить предложения — мосты с любыми словами и в любой игровой ситуации: нужно машине проехать на другой берег, нужно Айболиту пройти к больному мишке и т.д.
Можно строить не мост, а дорогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей подготовительной группы
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические зада...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 5-6 лет
Картотека дидактических игр по программе "От рождения до школы" охватывает образовательную область "Речевое развитие" и предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа)....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста
Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 5-6 лет
Дидактические игры языкового содержания - важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4 – 5 лет
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4-5 лет...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 3 лет
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овлад...