Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4 – 5 лет
картотека по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_razvitiyu_rechi_4-5_let.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 4 – 5 лет
Подготовила: Воспитатель Янчук К.В.
Нягань
Дидактические игры языкового содержания - важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики.
Мы играем - речь развиваем
«ГДЕ МЫ БЫЛИ, НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ»
Народная игра
Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.
Игровое правило. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.
Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
— Что я делаю? — спрашивает он у детей.
— Дрова пилите.
— Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.
— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:
— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:
— Вы пилите дрова.
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Методические указания. Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.
— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель.— Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,.-— предлагает воспитатель.
— Они рисуют.
«МЫШИ»
Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.
Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3 — 4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.
Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Развелось их, просто страсть!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут — вот напасть!
Берегитесь вы, плутовки!
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.
Методические указания. Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Цель: Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.
Игровое действие. Имитация летающих птичек.
Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:
— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?
— У-у-у, — повторяют дети.
— Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель.— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.
Методические указания. После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.
Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ»
Цель: Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).
Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.
Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.
Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:
— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?
Дети отвечают:
— Му-му-му.
— Ме-е.
— Мяу-мяу.
— Бе-е, бе-е.
— Га-га-га.
— Ко-ко-ко.
Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.
Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.
Методические указания. Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.
«ГУСИ»
Народная игра
Цель: Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.
Игровое действие. Имитация движений гусей.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.
Воспитатель объясняет детям ход игры.
Слова воспитателя
Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками.
Гуси белые, гуси серые,
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:
Лапы красные растопырили, «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»
Крыльями машут,
Носы раскрывают.
Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу.
Методические указания. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.
«ГУСИ -ГУСИ»
Народная игра
Цель: Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.
Игровое правило. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»
Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.
Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.
Слова хозяйки гусей Ответы гусей
Гуси! Гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Ну, летите! Нам нельзя!
Почему? Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.
Методические указания. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.
«СКОЛЬКО»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.
Игровое правило. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.
Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.
Методические указания. Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
Слова
1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате.
2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.
3-е четверостишие Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами.
4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут, изображая лошадок.
Эта игра проводится в конце года.
«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровое действие. Отгадывание небылиц.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.
Примерные рассказы воспитателя:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.
Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Методические указания. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей подготовительной группы
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические зада...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 5-6 лет
Картотека дидактических игр по программе "От рождения до школы" охватывает образовательную область "Речевое развитие" и предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа)....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста
Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 5-6 лет
Дидактические игры языкового содержания - важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей 3 лет
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овлад...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общ...