Развитие речи младших дошкольников
консультация (младшая группа)
Советы родителям для развития речи младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklety.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 20 пос.Степной
муниципального образования
Кавказского района
Норма появления звуков для каждого возраста и норма объёма словарного запаса.
1-2 года: звуки [а, о, э, п, м, б], при этом ряд твёрдых согласных малыши заменяют мягкими "дяй" вместо "дай". К году словарный запас 10-15 лепетных слов.
2-3 года: звуки [и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й] и их мягкие пары. Физиологически малышам ещё трудно произнести свистящие, шипяшщие звуки и [л, р]. К 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается; к 3 годам – 1000-1100 слов.
3-4 года: звуки [с, з, ц], при этом звуки [ч, ц] ещё могут заменяться на [ть, с, щ], у некоторых детей наблюдается общая смягчённость речи. Словарь ребенка к 4 годам – 1600 слов.
4-5 лет: звуки [ш, ж, ч, щ], некоторые дети уже правильно произносят звуки [рь, ль].
5-5,5 лет: звуки [л, р]. Словарь – 2200 слов.
Советы:
- Начинайте общаться с малышом как можно раньше. Идеально – со времени, когда он еще находится в утробе. Все добрые слова, сказки, песни – всё идет на пользу.
- Обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним.
- Занимайтесь перед зеркалом. В этом случае мальчик или девочка видят, как двигаются мышцы лица, рождаются звуки.
- Постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил.
- Произносите фразы четко и медленно – по той же причине, что указана в предыдущем пункте.
- Поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается. Сначала похвала, затем «работа над ошибками». Проще: малыш должен осознать, что развитие речи – это полезная вещь, за которую ему говорят добрые слова.
- Тратьте на обучение навыку говорить по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок замкнется.
- Больше читайте. Это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас.
- Учитывайте темперамент. Возможно, проблема не в том, что ребенок не может освоить разговорный навык, а просто он не хочет произносить слова и предложения.
- Объясняйте детям, как строить фразы, задавать вопросы, использовать сложные конструкции в речи.
- Учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано. Но подчеркиваем, не переусердствуйте. Из-за этого тоже могут возникнуть проблемы.
Занятия не должны быть однообразными. Необходимо увлечь ребенка. Только в случае заинтересованности малыш будет с удовольствием выполнять упражнения. Рекомендуется применять следующие:
- Изучайте с ребенком слова по группам: овощи, фрукты, транспорт, одежда и так далее. Удобно для этого использовать карточки.
- Играйте в «Назови предмет». Сначала родитель говорит, что изображено на карточке, затем это право передается малышу. Если ответ неверный, то нужно мягко поправить сына или дочь.
- Найдите несколько простых загадок, попробуйте озвучить их малышу. Идеально, если они будут рифмованные. Например:
«Он мурлычет и поёт. Угадали? Это… (кот)!». - Читайте ребенку стихи. Чем проще, тем лучше. Он будет постепенно их запоминать.
- Произносите первую часть слова, чтобы мальчик или девочка говорили вторую. Например:
− Кош…
− …ка! - Давайте малышу задание на определение уменьшительной формы. Например: «Как зовут ребенка кошки?».
- Работайте над развитием воображения. Помогут, например, такие вопросы: «Зачем нужна вода?», «Что делают при помощи ложки?» и так далее.
- Развивайте мелкую моторику, которая напрямую связана с речью. Можно сделать «сухие бассейны» из разных круп, зашить зернышки в мешочки, использовать слегка колючие предметы: мячики, щетки. Собирайте пазлы, кубики, матрешек.
- Делайте артикуляционную гимнастику. Об упражнениях речь подробно пойдет ниже.
- Пойте песни с ребенком.
- Отказывайтесь понимать жесты, чтобы малыш начал выражать мысли словами.
- Используйте в речи одни и те же слова, не гонитесь за разнообразием. Ребенку будет проще их запомнить. Это актуально при чтении сказок. Лучше выбрать и повторять несколько, чем каждый день читать новую.
- Делайте дыхательные упражнения. О них речь еще пойдет.
- Массажируйте пальчики – это относится к развитию мелкой моторики, как и следующий пункт.
- Обводите предметы по контуру.
Подготовила воспитатель
Овсянникова К.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.
Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...
Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»
Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....
Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"
Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум
Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...