Материал для педагогов "Кинезиологические упражнения. Польза для ребёнка"
консультация
Слово кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что значит движение, и «логос», что значит наука, то есть наука о движении, а если точнее, кинезиология – это наука о развитии физического здоровья и умственных способностей через движение.
Кинезиология существует порядка 2 тысяч лет и используется по всему миру. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.
Кинезиология нацелена на то, чтобы развить связи между левым и правым полушарием, а также добиться их гармоничного развития у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_pedagogov.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Кинезиологические упражнения.
Польза для ребенка»
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует обновления научно-методических комплектов и методов воспитания и обучения для реализации системно-деятельностного подхода к дошкольникам. Претерпевает изменения вся система образования.
Главной задачей в работе образовательного учреждения является создание такого учебно-воспитательного пространства, где каждый ребенок получает не только знания и умения, но и может наиболее полно раскрыть свои индивидуальные творческие способности, формируется как физически здоровая, духовно богатая, интеллектуально развитая свободная личность, способная принимать оптимальные решения в условиях быстро меняющегося мира. Внимание акцентируется на развитии личности ребенка. К этому психологически должны быть готовы все субъекты образовательного процесса: педагог, воспитанник, родитель. Задача педагога заключается в максимальном создании условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных личностных задатков детей, а также в создании микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации креативных способностей ребенка.
Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Слово кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что значит движение, и «логос», что значит наука, то есть наука о движении, а если точнее, кинезиология – это наука о развитии физического здоровья и умственных способностей через движение. Кинезиология существует порядка 2 тысяч лет и используется по всему миру. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель. В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.
Одним из результатов работы ученых в данной сфере является разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, которые стимулируют активность головного мозга, это дает ребенку возможность дольше удерживать внимание, сосредотачиваться, наблюдать за явлениями и предметами и делать из увиденного выводы.
Кинезиология нацелена на то, чтобы развить связи между левым и правым полушарием, а также добиться их гармоничного развития у ребенка. Следовательно, развивающая работа на основании методов кинезиологии направлена от движения к здоровью и мышлению, а не наоборот. Правое полушарие головного мозга по исследованиям физиологов – гуманитарное, творческое, образное – оно отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – знаковое, математическое, речевое, аналитическое, логическое – оно отвечает за восприятие слуховой информации, построений программ и постановку целей.
Единство мозга формируется из деятельности его двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. По мнению кинезиологов и нейрофизиологов развитие межполушарного взаимодействия - это основа развития интеллекта.
Таким образом, интегрированное межполушарное взаимодействие это основа развития интеллекта, оно служит для передачи информации между полушариями. Поэтому при активизации левого полушария правое быстрее вовлекается в работу. Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы.
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье.
Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
Задачами данной технологии являются:
- Развитие межполушарного взаимодействия мозга;
- Синхронизация работы полушарий мозга;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие компонентов речи;
- Развитие всех психических процессов.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Продолжительность составляет от 10-15 до 20-35 минут в день.
Понятие методы кинезиологии обширно. В рамках дошкольной педагогики можно выделить такие методы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры, а также кинезиологические сказки.
Кинезиологические упражнения:
Растяжки – нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы;
Массаж – воздействует на все биологические точки;
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Кинезиологические упражнения:
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
3. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
4. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Растяжки:
1. «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Дыхательные упражнения:
1. «Свеча». Исходное положение – сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Упражнения на релаксацию:
1. «Путешествие на облаке» (музыка). Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает вашилица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет васназад, на ваш стульчик. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми,свежими и внимательными.
Упражнения для развития мелкой моторики:
1. «Домик».
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами
правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти
движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2. «Ладошка».
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки,
которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
Глазодвигательные упражнения:
1. «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
2. «Слон». Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти разлевой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой.
Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Понижают утомляемость, заболеваемость детей, повышают работоспособность и стрессоустойчивость организма, совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, гибкость, сила, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростых жизненных ситуациях. В результате повышается уровень эмоционального благополучия ребенка.
Кинезиологические игры прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять собственные способности, начинает стремиться к успеху.
Включение сказки в кинезиологию дает возможность заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений формируется целая история (сказка) и эффективность увеличится в разы.
Важно помнить про условия успешного выполнения кинезиологических упражнений:
- Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
- Работа проводится как левой и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
- Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
- Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:
- выполнение стандартных образовательных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
- когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы;
- заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- или подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Подводя итог, можно смело говорить о том, что кинезиология является перспективным научным направлением, которое синтезирует в себе методы и знания многих отраслей наук, таких как педагогика, медицина, психология, специальная и коррекционная педагогика, логопедия и другие. После продолжительного выполнения кинезиологических упражнений, результат порадует любого педагога и родителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТНИЙ ПЕРИОД С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА.
Как многим известно, влажный климат Санкт-Петербурга неблагоприятно влияет на состояние дыхательной системы детей. Кроме того, следует отметить негативное влияние климата на иммунную систему. Не...
КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА
Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой. Летом можно носить минимум одежды, лакомиться вкусными ягодами и фруктами. Наконец, это десятки самых разнообразных игр на свежем ...
Как провести лето с пользой для ребёнка
Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой. Летом можно носить минимум одежды, лакомиться вкусными ягодами и фруктами. Наконец, это десятки самых разнообразных игр на с...
КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА
КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ РЕБЁНКАЛето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой. Летом можно носить минимум одежды, лакомиться вкусными ягодами и фруктами. Наконец, э...
Консультация для родителей "Как провести лето с пользой для ребёнка!?"
Консультация для родителей "Как провести лето с пользой для ребёнка!?"...
Как провести лето с пользой для ребёнка
Скоро 1 сентября. Как подготовить ребёнка к школе? Как сделать так, чтобы будущий первоклассник набрался сил и преуспел в учёбе? На эти вопросы поможет ответить Вам материал, который я подготовила дло...
ЙОГА ДЛЯ ЗРЕНИЯ. Упражнения. Польза.
Первые тренировки для глаз применялись еще до нашей эры. Они были частью комплекса упражнений для улучшения здоровья всего организма. В их основе лежит гармония физического и психологического состояни...