Консультация «Развитие детской инициативы и самостоятельности»
консультация (средняя группа)

Анчугова Александра Валерьевна

Консультация для коллег «Развитие детской инициативы и самостоятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_detskoy_initsi.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие детской инициативы и самостоятельности»

        Анчугова А.В

      «Некоторые люди никогда не проявляют

свою инициативу — до тех пор,

 пока кто-то не попросит их об этом»

Роберт Бэнкс.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и их интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

- самостоятельной сюжетно-ролевые,

- режиссерские и театрализованные игры;

- развивающие и логические игры;

- музыкальные игры и импровизации;

- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

- самостоятельная деятельность в книжном уголке;

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

- самостоятельные опыты и эксперименты и др.

ФГОС ДО призывает нас к поддержке детской инициативности, развитию любознательности, и ориентирует на то, что на выходе из детского сада ребенок должен обладать достаточной самостоятельностью в принятии решений, практической самостоятельности.

Под проявлением детской инициативы понимается процесс решения задачи, который основан на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предлагаемый самим ребенком.

Существуют различные методы направленные на поддержку детской инициативы, например такие как:

Словесные – беседа.

Практические – самостоятельные опыты, эксперименты, исследования.

Методы стимулирования – соревнование.

Существуют следующие формы работы с детьми для поддержки инициативы и развития самостоятельности:

- познавательные занятия с постановкой проблемной ситуации, позволяющие ребенку предложить свой вариант действий, направленный на выход из сложившейся ситуации

- проектная деятельность, основанная на трех вопросах: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать», «Как я смогу это узнать?»( Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос«Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает«Как нам найти ответы на наши вопросы?»)

- Совместная опытно-исследовательская деятельность

- Наблюдения и элементарная трудовая деятельность в уголке природы.

- «Детский совет»( Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

- самостоятельная игровая деятельность (выбор сюжета, атрибутов к игре, и т. д.)

В качестве способов поддержки детской инициативы можно использовать:

• Картосхемы,

• Алгоритмы исследования объекта

• Моделирование ситуаций с участием персонажа

• Поощрение самостоятельности, инициативности.

Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Какими компетенциями должен обладать педагог?

В первую очередь, конечно, это доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку. Также следует поддерживать даже маленькие попытки проявления детской инициативы, поощряя их например такими фразами как: «Вот видишь у тебя уже получается!», «Какой ты умничка!», «Может быть, Стас нам предложит свой вариант? Ну что ж так тоже можно поступить!» и т. д.

Не стоит забывать, что каждый ребенок ждет от нас внимания, что бы его услышали. Если вы задаете общий вопрос, отреагируйте на каждый ответ, потому что ребенок ждет его. Сделать это можно даже общими фразами, например: «Как здорово!», «Замечательная идея», «А мы так сможем достичь нашей цели?», «Интересно, что же у нас получится?». Не допускайте со своей стороны резких ответов - «Подожди!», «Нет, так делать мы не будем!», «Нет, этот вариант нам не подойдет». Фразы такого содержания не допустимы в общении с детьми, поскольку могут надолго лишить ребенка желания вообще что – то говорить и предлагать в следующий раз. Предложите «А как ты думаешь, что у нас получится если мы так сделаем?», и пусть ребенок продумает или даже на практике проверит к чему приведет его предложение, но это будет деятельность – его деятельность, и его самостоятельное получение ответа, в результате которого он сделает вывод. И тут же важно поддержать ребенка, если результат к которому он пришел его расстроил. «А как ты думаешь, может быть еще как то можно сделать? «Ни чего страшного, так тоже бывает».

Рекомендации педагогам для развития и поддержки детской самостоятельности и инициативности:

Обеспечение доброжелательной, благоприятной атмосферы, отказ от авторитарного стиля общения, отсутствие высказываний, критики оценок в сторону ребенка.

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Создание условий для принятия решений, выражения своих мыслей и чувств.

Поощрение высказывания оригинальных идей.

Широкое использование вопросов «Что предлагаете делать?», «Как нам поступить?»

Уход от вопросов требующих однозначных ответов

Предоставление возможности детям задавать много вопросов.

Действия педагога, которых следует избегать:

- Отвечать за детей на свой же вопрос. Дайте время детям подумать, поразмышлять. Ваш быстрый ответ не даст того развития ребенку, которое он получит, если сам подумает, попробует сформулировать мысль и дать ответ.

- Доделывать и тем более переделывать творческие работы. Каждый ребенок уникален, и его видение окружающего тоже уникально, в то он делает он вкладывает частику себя, свои умения, чувства…Дайте возможность ребенку выразить себя.

- Ждать от детей только правильные ответы. Если дети отвечают неверно, следует им помочь наводящими вопросами: «А почему ты так думаешь?», «А может быть можно по другому?». Дайте возможность детям размышлять.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Консультация- буклет для родителей«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация- буклет  для родителей«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»...

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

повышение          педагогической   компетенции       по     вопросу     ра...

Консультация для родителей "Развитие детской инициативы и самостоятельности"

Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох...