доклад на педагогический совет на тему "Математические игры для дошкольников"
статья

ольга викторовна самарцева

задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_dlya_pedagogov.docx154.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете для педагогов «Использование игровой технологии по ФЭМП детей дошкольного возраста»

Воспитатель Самарцева О.В.


Выступление на педсовете для педагогов «Использование игровой технологии по ФЭМП детей дошкольного возраста»

Без начальных математических понятий невозможна ориентация человека в повседневной жизни. При этом основа для последующего математического мышления формируется уже в первые годы жизни в конкретных практических ситуациях, где ребенок получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знание о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях, структурах.

С введением ФГОС раздел «Формирование элементарных математических представлений» выделен как самостоятельный раздел в образовательной области «Познавательное развитие»и вводится с раннего возраста.

Наблюдая за деятельностью воспитанников, я заметила, что, они проявляют слабый интерес к математическим заданиям.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС, а именно:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени причинах и следствиях и др.);

-формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Я задумалась, как же преподнести материал детям, чтобы им было понятно, интересно, доступно, через, что я буду решать эту проблему, и пришла к выводу, что раскрыть заветную дверь в мир детского сознания мне поможет игра, один из самых эффективных способов воздействия на детей. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Игра связывает детей между собойдетей с взрослыми в единое целое.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит.

Даже в Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного Образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В связи со всем вышесказанным, мною была определена цель и задачи дальнейшей работы.

Цель :формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования игровой технологии в различных видах деятельности.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:

обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;

показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека;

формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;

развивать интеллектуальные, познавательные способности детей, их воображение;

поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;

расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.

Основой стала «игровая технология».

Почему именно она?

Потому что цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровая технология интегративнаОна проходит по пяти направлениям:

речевое развитие,

социально – коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

физическое развитие,

художественно- эстетическое развитие.

Игровая деятельность – универсальна:

непосредственную образовательную деятельность,

образовательную деятельность в режимные моменты в течение дня,

в индивидуальную и самостоятельную деятельность детей.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детейИгровая технология помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Функции игровой технологии :

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материал

В своей работе я использую следующие методы.

Словесный метод позволяет вызвать у детей интерес к математическим понятиям, и в кратчайший срок передать детям информацию.

Обычные загадки, пословицы, созданные народной мудростью, способствуют развитию логического мышления ребенка.

Стихи помогают лучше запомнить числа. Через сказки идёт ознакомление, формирование и закрепление элементарных математических представлений.

Наглядный метод даёт более точное представление о предметах, объектах, и позволяет повысить познавательную мотивацию. Для активизации детского внимания использовала приёмы :

показ предметов, игрушек с называнием (это кролик);

наблюдение и рассматривание объектов;

показ образца;

непосредственное восприятие предмета, игрушки;

пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала);

активное действие детей;

приближение объекта к детям;

включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка");

выполнение игровых действий.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

В формировании элементарных математических представлений на мой взгляд ведущим является практический метод.

Достоинство этого методазаключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Все действия детей основаны на практической деятельности.

В данной деятельности с помощью игровой технологии у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

Характернымиособенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений является:

- выполнение разнообразных практических действий;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию игр, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольные, компьютерные (только для индивидуальной работы, создание числового фриза, развивающие игры.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда.

И первое с чего я начала - это создание предметно –пространственной развивающей среды группы. Она формировалась по принципу динамичности, доступности, с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей. Был оформлен уголок, в который входят дидактические игры, наглядный и счётный материал, математическая литература для детей «Цифры и счёт»«Время. Времена года» и др. по развитию элементарных математических представлений. Игротека пополнялась играми изготовленные мною, совместно с детьми, родителями. Составила картотеки «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений», «Весёлый счёт».

Так же, своей задачей считаю, донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Это осуществляю через консультации, родительские собрания, оформление папки – передвижки, памяток, привлечениеродителей к пополнению центра «Занимательная математика».

На данный момент я отмечаю, что используемаяигровая технология способствовали положительной динамике и заметно облегчила детям овладение элементарными математическими представлениями, повысился интерес к данным видам занятий и мотивация деятельности. Дети успешно участвовали во всероссийских викторинах по математике «Задачи на смекалку» и «Путешествие в страну Математика», где заняли призовые места.

Распахивая перед детьми двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности, умению преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям» (из опыта работы математика)

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

- Доклад на педагогическом совете. Тема: «От игры к знаниям»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – ...

Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание  старших дошкольников»...

Доклад на педагогическом совете: «Взаимодействие младших и старших дошкольников в ДОУ» по темы: «Ты да я да мы с тобой»

Доклад на педагогическом совете:«Взаимодействие младших и старших дошкольников в ДОУ»по темы: «Ты да я да мы с тобой»...

Доклад к педагогическому совету по формированию математических представлений дошкольников

В докладе представлена система работы по формированию математических представлений дошкольников,отражены основные подходы,формы и методы работы...

Доклад на педагогическом совете по теме: « Экологическое воспитание дошкольника».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой тем...

Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, ка...