Мастер-класс для педагогов "Таксономия Блума"
презентация

Разработан мастер-класс для педагогов по таксономии познавательных умений Б.Блума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taksonomiya_bluma.docx73.44 КБ
Файл master-klass_taksonomiya_bluma.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Таксономия когнитивных умений Блума

Таксономия - учение о принципах и практике классификации и систематизации

Таксономия Блума - вариант классификации педагогических целей, предложена группой учёных под руководством Бенджамина Блума в 1956 году

Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.

Таксономия педагогическая — построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия) (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь, с. 145)

Таксономия Блума

* Идет от простейшего к наиболее сложному

* Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

Рисунок 1. Пирамида – уровни когнитивных умений.

В работе с обучающимися (воспитанниками детских садов, школьниками, студентами) достичь поставленных педагогических целей и определить степень успешности освоения помогает система правильно заданных вопросов и учебных заданий.

Уровни когнитивных умений

Навыки мышления

Действие обучающихся

ЗНАНИЕ

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории

Называет, перечисляет, показывает

ПОНИМАНИЕ

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Описывает, раскрывает признаки, объясняет, формулирует по-другому

ПРИМЕНЕНИЕ

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

Применяет, иллюстрирует

АНАЛИЗ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия, устанавливает причинно-следственные связи, выделяет части из целого

СИНТЕЗ

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Создаёт новое на основе полученных знаний

ОЦЕНКА

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

Защищает свою точку зрения, прогнозирует, оценивает важность явления

Развитию когнитивных умений способствует система правильно заданных вопросов.

Когнитивные цели

Вопросы, стимулирующие развитие

ЗНАНИЕ

Что это?

Перечислите главных героев сказки.

Как называется этот предмет (явление, игрушка и т.д.)?

Покажи на картинке героя сказки (животное, предмет или явление)

ПОНИМАНИЕ

Как можно описать Колобка? (предмет, явление), опиши другими словами, что это?

ПРИМЕНЕНИЕ

Как мы можем использовать это (предмет, явление и т.д.)

АНАЛИЗ

Из каких частей состоит…?

Сравни эти 2 предмета (явления, слова, понятия);

Чем отличаются эти предметы?

СИНТЕЗ

Что будет, если…?

ОЦЕНКА

Почему тебе понравилось…?

Как ты думаешь, что могло произойти дальше?

 

 

Вопросы разных типов выполняют разные задачи.

Искусство задавания вопросов является очень важным:

* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает  обучающихся задавать свои собственные вопросы

* Дети с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы

*  видят взаимосвязи между изучаемым предметом (явлением, процессом) и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения

Сказка "Колобок".

1. Знание.

- Кто написал эту сказку?

- Почему она называется русской народной сказкой?

- Перечислите главных героев сказки.

- Перескажите содержание сказки.

2. Понимание.

- Кто такой Колобок?

- Из чего он сделан?

- В какой последовательности встречались герои сказки с Колобком?

3. Применение.

- Как бы повел себя Колобок в современных условиях? (Например, если бы он попал в современный город)

4. Анализ

- На сколько частей можно разделить сказку?

- Почему Колобок укатился?

- Почему Колобок попался на хитрость лисы?

5. Синтез.

- Какова главная мысль сказки?

Вспомните, какие ситуации из жизни приближены к содержанию этой сказки?

6. Оценка.

- Вспомните пословицы, подходящие к этой сказке?

- Предположите, что могло бы произойти с Колобком, если бы его не съела лиса?

 

-

Сказка Репка

Знаниеё

Назовите главных героев этой сказки7 Что делает каждый герой

Понимание

Почему каждый герой звал на помощь конкретного персонажа?

Расположите в правильной последовательности следующие иллюстрации

Применение

Какие ситуации в реальной  жизни могут встретится

Анализ

Объясните  почему героям сказки удалось вытянуть репку

Синтез

Назовите другие литературные произведения схожие по сюжету

Подберите пословицы к сказке

Оценка

Оцените роль каждого героя

Все  ли дело в мышке

С уважением, Наталья Кудимова

Сказка "Курочка Ряба"

Знание.

1. Назовите героев сказки.

2. Что сделала курочка Ряба?

3. Какое яичко она снесла?

Понимание.

1. Почему курочку называют ряба?

2. Почему плачут дед и баба?

3. Почему яичко разбилось?

Применение.

1. Инсценирование сказки.

- Как плачут дед и баба?

- Как мышка пробежала и разбила яичко7

Анализ.

1. Как менялось настроение героев сказки?

2. Составь картинный план сказки.

3. Как герои нашли выход из создавшейся ситуации?

Синтез.

1. Пофантазируйте, чтобы произошло если бы мышка не разбила яичко?

2. А что бы вы сделали с золотым яичком?

Оценка.

1. С какой целью дед и баба били золотое яичко?

2. Выберите пословицы, выражающие главную мысль сказки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Таксономия когнитивных (познавательных) умений Бенджамина Блума Мастер-класс для педагогов ДОУ Иванова Ольга Петровна, МБДОУ «Детский сад №7 «Семицветик»

Слайд 2

Таксономия Блума Таксономия - учение о принципах и практике классификации и систематизации Таксономия Блума - вариант классификации педагогических целей , предложена группой учёных под руководством Бенджамина Блума в 1956 году Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.

Слайд 4

Уровни когнитивных умений Знание - э та категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории (действие обучающегося – называет, показывает, перечисляет); Понимание - Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий . (действие - о писывает , раскрывает признаки, объясняет, формулирует по-другому ) Применение - Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях (применяет, иллюстрирует)

Слайд 5

Уровни когнитивных умений Анализ - Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура . ( Проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия, устанавливает причинно-следственные связи, выделяет части из целого ); Синтез - Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной . ( Создаёт новое на основе полученных знаний ); Оценка - Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала . ( Защищает свою точку зрения, прогнозирует, оценивает важность явления )

Слайд 6

Система вопросов Знание ( называет, показывает, перечисляет ) Понимание ( описывает , раскрывает признаки, объясняет, формулирует по-другому ) Применение ( применяет, иллюстрирует ) Анализ ( Проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия, устанавливает причинно-следственные связи, выделяет части из целого ) Синтез ( Создаёт новое на основе полученных знаний ) Оценка ( Защищает свою точку зрения, прогнозирует, оценивает важность явления )

Слайд 7

Составляем систему вопросов

Слайд 8

Рефлексия Была ли представленная информация для Вас новой и интересной? В чём именно? Оцените по 5-бальной шкале уровень практической значимости полученной информации (где 1 – информация неприменима на практике, 5 – высокая практическая значимость); Ваши предложения и пожелания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

мастер-класс о методе «Кубик Блума»

Применение игрового оборудования «Кубика Блума» на основе нескольких современных технологий дает возможность использования его во всех группах дошкольног...

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал..Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Осн...

Мастер-класс для педагогов "Кубик-Блума - технология развития критического мышления"

Повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста с помощью...

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления

Цель: познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.

Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...