Комплект дидактических игр по ПДД
учебно-методический материал (средняя группа)

Анчугова Александра Валерьевна

   Игры по ПДД.

Игры по ПДД для дошкольников призваны научить правилам поведения на дороге, а также исправить огрехи в воспитании со стороны родителей. Пробежали на красный свет, потому что долго ждать зеленого; не дошли до «зебры», так как далеко идти; выбежали на проезжую часть, так как туда укатился мячик. Причин может быть множество. Достаточно одного примера, и у ребенка отложатся в памяти правила поведения на дороге, которые могут привести к плачевным последствиям.

     Другая проблема заключается в том, что все больше родителей предпочитают воспользоваться автомобилем, чтобы отвезти ребенка в детский сад, в театр, на занятия. Современные дошкольники лишены возможности проверить свои знания дорожной безопасности, протестировать их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_ogonek.docx257.4 КБ

Предварительный просмотр:

 По трассам, улицам, проулкам
                                                          Машины едут взад-вперед,
                                                          А ты выходишь на прогулку,
                                                          Теперь, мой друг, ты пешеход!

     С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

       Причиной этих  дорожно-транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому  незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное  отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями  на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

         Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

      Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.

     Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка и обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

         Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.

   Игры по ПДД.

Игры по ПДД для дошкольников призваны научить правилам поведения на дороге, а также исправить огрехи в воспитании со стороны родителей. Пробежали на красный свет, потому что долго ждать зеленого; не дошли до «зебры», так как далеко идти; выбежали на проезжую часть, так как туда укатился мячик. Причин может быть множество. Достаточно одного примера, и у ребенка отложатся в памяти правила поведения на дороге, которые могут привести к плачевным последствиям.

     Другая проблема заключается в том, что все больше родителей предпочитают воспользоваться автомобилем, чтобы отвезти ребенка в детский сад, в театр, на занятия. Современные дошкольники лишены возможности проверить свои знания дорожной безопасности, протестировать их на практике.

Почему игры по ПДД для дошкольников важны?

Все игры по ПДД для дошкольников направлены на освоение ребенком «азбуки» поведения на дороге, включающей в себя основные правила:

- Следуя словам детского стишка, «красный свет — дороге нет, а зеленый — не зевай, поскорее пробегай»;

- Играть на проезжей части нельзя;

- Выходить на проезжую часть из наземных видов транспорта (троллейбуса, автобуса, трамвая) нужно осматриваясь;

- Переходить дорогу можно только в строго условленных местах;

- Нельзя стоять близко к проезжей части;

- При переходе дороги необходимо вначале посмотреть налево, затем — направо;

Игры по ПДД для дошкольников помогают восполнить физиологические особенности, которые у ребенка минимальны по сравнению со взрослым, в силу возраста. Это касается зрения, слуха и психологической зрелости.

     До 8 лет ребенок слабо ориентируется в источниках звука. Внимание дошкольника направлено в первую очередь на те звуки, которые ему интересны. Автомобильные сигналы, сигналы издаваемые светофором, не всегда могут вызывать интерес у ребенка.

    Реакцию дошкольника на окружающую обстановку, смену ситуации, по сравнению со взрослым, можно назвать «заторможенной». Эксперты приводят четкие данные. Например, взрослому для оценки ситуации на дороге требуется чуть меньше секунды. У ребенка на то, чтобы оглядеться, оценить обстановку, принять решение, уходит до 4 секунд. Это касается всего. Чтобы отличить идущую машину от стоящей, взрослому потребуется лишь четверть секунды, а ребенку — все те же 4 секунды.

     То, что видит взрослый, не всегда попадает в поле зрения дошкольника. По мере взросления поле зрения у ребенка увеличивается.

     Определять, где лево, где право, ребенок может с полной уверенностью в 7 лет, за исключением редких случаев.

     И, конечно, взрослый способен осознавать, оценивать риск неправильного поведения на дороге. Для ребенка светофоры, машинки, переходы — пока лишь игра, и автомобиль после аварии на дороге вызывает, скорее, чувство любопытства, а не осознания того, почему авария произошла.

Распространенные ошибки.

При проведении игры по ПДД для дошкольников, воспитатели могут допускать серьезные ошибки. Вопрос безопасности на дороге — очень серьезный, поэтому мы постараемся остановиться на основных «неправильных» моментах.

    Опытные воспитатели, с большим стажем, нередко используют устаревшую лексику, которая была изъята из Правил еще несколько десятилетий назад. Самые распространенные ошибки — называть водителя шофером, а дорогу — улицей. В Правилах нет такого понятия, как «улица», а машины могут быть стиральные, швейные. В Правилах сказано о транспортных средствах, одной из разновидностью которых является автомобиль.

     Однако самое грубое нарушение заключается, безусловно, не в тонкостях лексики. Куда серьезнее, если воспитатель говорит: «на желтый сигнал светофора готовиться переходить дорогу». Желтый сигнал — предупредительный, он предупреждает о том, что скоро будет включен красный свет. Или, например, воспитатель учит обходить трамвай спереди, а автобус и троллейбус — сзади. Это было актуально 50 лет назад. Однако нынешняя ситуация на дорогах требует того, чтобы пассажир, выйдя из трамвая, прошел на ближайший тротуар, и уже оттуда, убедившись в безопасности, перешел проезжую часть в установленном месте. Автобус или троллейбус лучше всего обходить со стороны приближающегося к ним транспорта.

Игры по ПДД для дошкольников могут проходить с использованием картинок. К этому нареканий не может быть. Однако когда картинки нарисованы в форме комиксов, они отвлекают ребенка, создают у него неправильный настрой. Дошкольник должен осознавать степень ответственность и риска при неправильном поведении на дороге.

Всему свое время.

Игры по ПДД для дошкольников различаются в зависимости от возраста детей.

Младшая группа.

 Учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора; выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя; дать понятие о том, что машины — это транспорт, что транспорт бывает разным; объяснить, для чего нужен светофор.

Средняя группа.

 С детьми 4-5 лет продолжается работа по развитию ориентировки в окружающем.  Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорта на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу , при зеленом свете светофора.

Старшая группа.

В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными); продолжать  воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Подготовительная к школе группа.

 В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Следует разъяснять детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.

Современный ритм жизни и складывающаяся реальная ситуация как во всем мире, так и в России диктуют, что первая и наиважнейшая наука для детей – как жить и выжить в любых условиях и обстоятельствах.

Дидактические игры для младшего дошкольного возраста.

 «Конструктор»

Цель: Развивать воображение; формировать умение складывать изображение из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; развивать память, речь детей, воспитывать их творческую активность; умение составлять из частей целое.

Ход игры.

а) Из предложенных геометрических фигур выложить любое транспортное средство.

б) Взять геометрические фигуры и наложить на предложенные фигуры.

 «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы.

Ход игры.

 Перед ребенком выкладываются транспортные средства,  объединённые  по какому-то признаку, например, по величине или цвету,  один из них не обладает таким признаком и является лишним.

«Красный, зеленый»

Цель: развитие внимания, памяти.

Ход игры.

Воспитатель: Я буду показывать вам кружки разного цвета: зеленый кружок – все дружно хлопают в ладоши; красный – молчат.

«Чего не хватает»

Цель: Закрепить знания о частях автомашины.

Материал: картинки автомашин с недостающими частями (нет колеса, руля, фары, двери и т.д.)

Ход игры.

Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку и «починить» автомобиль.

«На чем люди ездят».

Цель: Закрепить названия видов наземного транспорта; продолжать учить дифференцировать виды наземного транспорта по функции; упражнять в действиях по сигналу.

Материал. Картинки с изображением наземного транспорта, круги основных четырех цветов.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям предметные картинки, уточняет названия транспорта, раскладывает по групповой комнате разноцветные круги – гаражи автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. По команде «Поехали!» автомобили двигаются по комнате, по команде «В гараж!» двигаются к гаражу своего цвета.

Варианты:

1.Во время движения машин воспитатель меняет круги местами.

2.Усложнение команды:

- «Поехали только автобусы (троллейбусы, грузовики и т.д.)

- «Поехали грузовики и троллейбусы!»

- «Поехали машины, которые перевозят пассажиров!»

 «Собери  автомобиль» 

Цель: Научить составлять целое из частей. Развитие восприятия формы, цвета, мыслительных операций. Согласование существительных с прилагательными

Оборудование: разрезные картинки «Транспорт».

Ход   игры: каждому из ребят даётся картинка, разрезанная на 3-4 части. Задача детей собрать изображение и назвать то, что получилось.

«Загадки о транспорте»

Цель. Повторить названия транспортных средств и их назначение.

Материал. Картинки транспортных средств.

Ход игры: Взрослый загадывает загадки, а ребёнок должен выбрать из предложенных изображений нужное.


 
Дидактические игры для среднего дошкольного возраста.

«Без чего машин не бывает».

Цель. Повторить названия транспортных средств. Вспомнить и обговорить, какой транспорт дети видели на улице, учить их называть части машины и их назначение.

Материал. Иллюстрации транспортных средств.

Ход игры:

Предложить детям выбрать изображение какого-либо транспорта, описать его и рассказать, без чего машины не бывает, объяснить, почему.

«Можно – нельзя, правильно – неправильно»

Цели: Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.

Материал. Карточки с правильным и неправильным поведением детей на дороге, на улице и в транспорте. Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.

Ход игры:

1 вариант. В игре принимают участие все дети.

Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т.е. можно так вести себя так на улице или транспорте (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко), правильно ли поступают дети или нет.

Выигрывает тот, кто не только правильно поднимает соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.

2 вариант. В игре принимают участие не более шести детей.

Воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. Дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией.

Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту карточку веселым или грустным солнышком.

«О чем говорит светофор»

Цель: Закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.

Ход игры:

Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

«Светофор»

Цель: Закрепить знания цветов светофора и знания правил перехода улицы.

Материал: Макет светофора с круглыми отверствиями, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Педагог читает стихотворение:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь

Зеленый, желтый, красный.

О чем говорится в стихотворении? (О светофоре). Загорелся красный свет (показывает). Можно сейчас переходить улицу? (Нет).      

Вот сигнал светофора изменился, какой огонек зажегся? (Желтый). Он предупреждает о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными. Зажегся зеленый свет – можно спокойно переходить улицу.

«Кто чем управляет»

Цель: Закрепить названия транспорта и профессий людей, которые им управляют.

Материал: предметные картинки с изображением деталей разных видов транспорта: руль, штурвал самолета, штурвал корабля (или картинки с их изображением), капитан, летчик, водитель.

Ход игры: (1) вариант. Дети подбирают картинки транспорта к изображению людей, которые им управляют.

(2) вариант. Дети с картинками подходят к изображениям руля и разных штурвалов и по сигналу воспитателя поочередно имитируют  управление этими видами транспорта (едут, плывут, летят).

Дидактические игры для старшего дошкольного возраста.

«Найди нужный знак»

Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

 Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

«Разрезные знаки»

Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«Найди такой же знак»

Цель. Закрепить знания дорожных знаков.

Материал. Два комплекта дорожных знаков.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель предлагает ребенку выбрать знак, назвать, что он обозначает, и найти такой же.

Вариант 2. На доске развешаны дорожные знки, воспитатель предлагает отгадать загадку и найти на доске отгадку.

Загадки.

Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немного:

Что здесь, свалка кирпича?

               ( «Проезд закрыт» )

Я в кругу с обводом красным,

Это значит: тут опасно.

Тут, поймите, запрещение

…….( «Пешеходного движенья» )

В голубом иду я круге,

И понятно всей округе,                                                                                                       Если вдуматься немножко-

…….( «Пешеходная дорожка» )

Шли из сада мы о тобой,

Видим – знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет.

              ( «Велосипедная дорожка» )

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

              ( «Осторожно, дети!» )

«Одинаковые, но разные»

Цель. Уточнить представление о знаках, обозначающих переход через дорогу; закрепить знание отличия разрешающих, предупреждающих и запрещающих знаков.

Материал. Дорожные знаки.

Ход игры.

Воспитатель напоминает о том, какие дорожные знаки существуют, предлагает найти по описанию знаки предупреждающие ( «Дети», «Дорожные работы», «железнодорожный переезд» ), запрещающие ( «Въезд запрещен», «Движение на велосипеде запрещено»), предписывающие ( «Место остановки автобуса», «Пункт питания», «Пункт первой помощи» ) и отдает каждый знак отгадавшему ребенку. Затем предлагает детям собраться в группы по видам знаков.

«Составь такой же знак»

Цель. Закрепить знание названий и значения дорожных знаков.

Материал. Основание дорожных знаков (треугольники, круги, прямоугольники и квадраты), геометрические фигуры, силуэты.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выбрать основание для дорожного знака, составить его изображение и рассказать, какая может произойти история, если не соблюдать его предписаний.

 «Для чего используется этот транспорт?»

Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.

На столе стоят игрушки: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь,  и т.д.

В гости к детям приходит старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Воспитатель обращает внимание детей на ковер-самолет старика и предлагает познакомить гостя с назначением современных видов транспорта.

Пример ответа: «Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».

Кроссворд по правилам дорожного движения для детей старшего                 дошкольного возраста.

Цель: Закрепить пройденный материал по правилам дорожного движения.

                                     

Кроссворд с ключевым словом «светофор»

Заполни горизонтальные строки и по вертикали найди спрятанное слово.

http://kladraz.ru/images/pdd3.jpg

1 — то место, где останавливается общественный транспорт;

2 — слово, противоположное по значению слову «тьма»;

3 — двухколесный транспорт;

4 — то, что соединяет противоположные берега реки;

5 — общественный транспорт;

6 — вид твердого покрытия дороги;

7 — большой грузовик;

8 — то, за что держится водитель.

Кроссворд с ключевым словом «инспектор»

http://kladraz.ru/images/pdd4.jpg

1 — марка автобуса;

2 — сигнал светофора, разрешающий движение;

3 — сигнал светофора, запрещающий движение;

4 — вид двухколесного транспорта с мотором, похожего на велосипед;

5 — средство, при помощи которого постовой регулирует движение;

6 — пересечение двух улиц;

7 — сигнал светофора, говорящий о готовности к движению;

8 — вид двухколесного транспорта с мотором;

9 — то, по чему движется транспорт.

                                        Ребусы по ПДД

                                                                                                                                             

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_gazon.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_doroga.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_koleso.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_povorot.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_pravila.jpg

 

 

 

 

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_ulica.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_shosse.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_perexod.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_mostovaya.jpg

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_ostanovka.jpg

 

 

 

 

 

http://uidru.cdutt.ru/img/p58_perekrestok.jpg

 

ответы на ребусы:

газон, дорога, колесо, поворот, правила

улица, шоссе, пешеход, мостовая, остановка

перекресток

http://kolobok17.caduk.ru/images/p178_1aa9f21079b9a089a867c9f6d5a79a45.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект дидактических игр для детей 4-6 лет «Знатоки правил дорожного движения»

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками...

Комплект дидактических карточек разноцветные вагоны

Комплект карточек предназначен для индивидуальных или групповых занятий с детьми 2-4 лет для развития цветового восприятия, внимания, памяти и мышления....

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

КОМПЛЕКТ Дидактических игр для РППС «Фиолетовый лес»

Комплект содержит дидактические игры к предметной среде «Фиолетовый лес» направленные на познавательное развитие детей раннего возраста. Данный комплект имеет большую педагогическую значим...

Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста.

Доклад Комплект дидактических игр к предметной среде «Фиолетовый лес» направленных на познавательное развитие детей раннего возраста....

Комплект дидактических игр "Лэпбук" Тема: "Зимующие птицы нашего края" (для детей 6- 7 лет)

Важным аспектом современного российского образования является «научение учиться самому», поэтому перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находит...