Формирование у детей любознательности при организации образовательной деятельности
презентация к уроку (старшая группа)
Формирование у детей любознательности при организации образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_formirovanie_u_doshkolnikov_lyuboznatelnosti_pri_organizatsii.pptx | 131.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любознательность – внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. Это повышенный интерес к тому, что может пополнить копилку жизненного опыта и впечатлений человека .
В условиях реализации ФГОС развитие любознательности и инициативности выступает одной и важных задач организации процесса обучения и воспитания ребёнка, это обусловлено тем, что дошкольный возраст является периодом интенсивного становления личности и всех её сфер: познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и т. д.
Важным условием развития любознательности является широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и формирование активного, заинтересованного отношения к ним. Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); 2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); 3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности). Показатели выраженности познавательной мотивации:
- создание обогащённой предметно-пространственной среды; - включение занимательности в содержание занятий; - создание проблемно-поисковых ситуаций; - вовлечение в выполнение творческих заданий; - интеграция разнообразной деятельности; - организация экспериментирования; - стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности. Психолого-педагогические условия, которые обеспечивают развитие достаточно устойчивых познавательных интересов дошкольников
Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
а ) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность; б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой; в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса. Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:
Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь ?", " Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок. Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Упражнения и игры на развитие
Например, логическая цепочка может быть такая : зачем нужна одежда? какая бывает одежда? без одежды как было бы человеку? из чего шьют одежду? когда не было ткани, во что одевались люди? как они добывали шкуры? как можно сшить одежду из шкур?
Преобразуем старое в новое Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки , пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят , если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой
Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру - раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры - раскопки направлены на развитие любознательности, например, "Тайны пирамид", "Юный археолог", "Динозавр в айсберге" или "Потерянная экспедиция". Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов. Игры - раскопки
Есть разные варианты подобных игр - путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлен ию. Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок. Путешествуем во времени
Онлайн - игра : по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
«Я - в зеркале» Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом - Я в настоящем, зеленом - Я в прошлом и красном - Я в будущем.
Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколёнка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем , будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.
«Наблюдение за своим телом» Цель: Формирование представления детей о строении тела. Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных его функциях. Закреплять навык общения детей друг с другом и со взрослыми. Активизировать словарь детей. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, формировать культурно – гигиенические навыки. Наблюдение.
Экспериментирование - способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. При этом, детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность , умение самостоятельно делать выводы .
В работах отечественных учёных любознательность рассматривается как интеллектуальное чувство, как условие мотивации, как мотив к деятельности и как свойство личности, а также как познавательная потребность и познавательный интерес . Проявление любознательности играет важную роль в познавательной деятельности в целом и служит важнейшим условием подготовки ребёнка к обучению в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование здоровья детей в процессе организации учебной деятельности»
Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения занятий....
Организация образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
конспект занятия в гркппе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"
Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...
Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...
Формирование основ валеологического воспитания через организацию образовательной деятельности
В статье представлен педагогический опыт Формирования основ валеологического воспитания через организацию образовательной деятельности на примере группы дошкольного возраста 3-4 лет с целью поделиться...