Аналитическая справка «Нетрадиционные формы работы с родителями»
статья (младшая группа)

Сидорова Мария Александровна

Аналитическая справка

«Нетрадиционные формы работы с родителями»

 

«Рождение ребёнка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.»

Макаренко А.С.

 

Одним из основных направлений работы педагогов дошкольных корпусов учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, направляя и дополняя работу семьи.

Вовлечение законных представителей в образовательный процесс способствует улучшению качества образовательного процесса, так как постоянный контакт педагог-ребенок-родитель способствует быстрому решению проблемных ситуаций, улучшает эмоциональное самочувствие детей и дает родителям возможность постоянно присутствовать в невидимой «садовской» – стороне жизни ребенка.

Формы взаимодействия педагога-дошкольника с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для того, чтобы помочь детям. Современные педагоги должны стараться наиболее полно использовать весь свой потенциал, сочетая традиционные формы работы с новыми (нетрадиционными), которые доступны и удобны как для родителей, так и для педагогического коллектива группы.

Осуществляя взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, семинары-практикумы,  так и современные формы – ведение страниц в социальных сетях, приглашение родителей в детские постановки, экскурсии в музеи структурных подразделений, акции с использованием культурно-исторического пространства города (например, возложение цветов к значимым памятникам), родительские клубы, оздоровительные мероприятия. Планируя ту или иную форму работы, педагоги исходят не только из своего профессионального интереса, но и готовности родителей принять участие в том или ином проекте (например, организовать в дошкольном отделении театральную труппу, актерами которой могли бы стать родители, бабушки, старшие дети-школьники). С учётом вышесказанного основными требованиями к формам работы с родителями на наш взгляд являются:

оригинальность, востребованность, интерактивность.

 

Все формы работы с родителями, как известно, подразделяются на:

коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

традиционные и нетрадиционные (инновационные).

 

Одной из нетрадиционных форм работы с родителями являются поэтические вечера, к подготовке которых родителей необходимо привлекать полной мере. Непосредственным плюсом этой формы работы является то, что родители напрямую участвуют в образовательном процессе, помогая своим детям справиться с волнением во время выступления. Так, ребенок зачисленный в группу полного дня, еще не всегда хорошо умеющий говорить, испытывает огромный стресс только лишь от того, что, например, на празднике на него смотрит большое количество детей, не говоря уже о том, что ему нужно сыграть роль или рассказать стихотворение. Ребенок волнуется, пугается, а в некоторых случаях плачет и даже присутствие мамы на празднике не является гарантией того, что ребенок будет чувствовать себя комфортно. Основной целью поэтического вечера является не просто совместная подготовка семейного выступления и его представление на поэтическом вечере. Для детей важно избавиться от страхов, связанных с массовыми мероприятиями не только на уровне детского сада, но и за  его пределами. Следовательно, ребенок, посещая выступления в детском театре или на новогодней ёлке будет испытывать привычное чувство смущения и вряд ли расскажет кому-то стихотворение, поучаствует в коллективном танце или конкурсе. Вышесказанное не означает, что родители все делают дома сами и просто показы- вают результат работы. Педагоги в свою очередь работают с детьми в группе, создавая различные игровые ситуации, для подготовки детей к выступлению. Например, хорошо знакомые всем сказки, такие как «Курочка Ряба» или «Колобок» можно драматизировать при помощи театра ложек или театра масок. В первом случае ребята видят красочно расписанную ложку, которая «играет» с ними и, взяв её в руки, они перестают волноваться, так как тактильное восприятие помогает забыть о страхе. Когда дети надевают маску, они превращаются в персонажа и спокойно играют роль зайчика или лисы.

Ниже приводится примерный сценарий поэтического вечера, который можно реализовать даже в младшей группе дошкольного отделения. Поэтический вечер, как форма взаимодействия с родителями может включать такие «рубрики», как:

театр масок, театр ложек, пальчиковый театр, выступление вдвоем с мамой,

выступление с «другом» (любимой игрушкой), импровизация, театр родителей,

семейная миниатюра (чтение произведения ребенком и старшим братом или сестрой),

состязание детей и родителей (кто больше отгадает сказок, загадок, станцует или споет) и т.д.

 

Данные рубрики являются примерными: педагоги могут каждый раз вносить изменения в структуру мероприятия.

Поэтический вечер, как форма нетрадиционной работы с родителями имеет на наш взгляд несколько весомых достоинств: интерактивность; оригинальность; материальная доступность; возможность привлечь любого члена семьи; разнообразие стихотворного и песенного материала; интеграция родителей в педагогический процесс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

«Нетрадиционные формы работы с родителями»

 

«Рождение ребёнка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.»

Макаренко А.С.

 

Одним из основных направлений работы педагогов дошкольных корпусов учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, направляя и дополняя работу семьи.

Вовлечение законных представителей в образовательный процесс способствует улучшению качества образовательного процесса, так как постоянный контакт педагог-ребенок-родитель способствует быстрому решению проблемных ситуаций, улучшает эмоциональное самочувствие детей и дает родителям возможность постоянно присутствовать в невидимой «садовской» – стороне жизни ребенка.

Формы взаимодействия педагога-дошкольника с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для того, чтобы помочь детям. Современные педагоги должны стараться наиболее полно использовать весь свой потенциал, сочетая традиционные формы работы с новыми (нетрадиционными), которые доступны и удобны как для родителей, так и для педагогического коллектива группы.

Осуществляя взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, семинары-практикумы,  так и современные формы – ведение страниц в социальных сетях, приглашение родителей в детские постановки, экскурсии в музеи структурных подразделений, акции с использованием культурно-исторического пространства города (например, возложение цветов к значимым памятникам), родительские клубы, оздоровительные мероприятия. Планируя ту или иную форму работы, педагоги исходят не только из своего профессионального интереса, но и готовности родителей принять участие в том или ином проекте (например, организовать в дошкольном отделении театральную труппу, актерами которой могли бы стать родители, бабушки, старшие дети-школьники). С учётом вышесказанного основными требованиями к формам работы с родителями на наш взгляд являются:

оригинальность, востребованность, интерактивность.

 

Все формы работы с родителями, как известно, подразделяются на:

коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

традиционные и нетрадиционные (инновационные).

 

Одной из нетрадиционных форм работы с родителями являются поэтические вечера, к подготовке которых родителей необходимо привлекать полной мере. Непосредственным плюсом этой формы работы является то, что родители напрямую участвуют в образовательном процессе, помогая своим детям справиться с волнением во время выступления. Так, ребенок зачисленный в группу полного дня, еще не всегда хорошо умеющий говорить, испытывает огромный стресс только лишь от того, что, например, на празднике на него смотрит большое количество детей, не говоря уже о том, что ему нужно сыграть роль или рассказать стихотворение. Ребенок волнуется, пугается, а в некоторых случаях плачет и даже присутствие мамы на празднике не является гарантией того, что ребенок будет чувствовать себя комфортно. Основной целью поэтического вечера является не просто совместная подготовка семейного выступления и его представление на поэтическом вечере. Для детей важно избавиться от страхов, связанных с массовыми мероприятиями не только на уровне детского сада, но и за  его пределами. Следовательно, ребенок, посещая выступления в детском театре или на новогодней ёлке будет испытывать привычное чувство смущения и вряд ли расскажет кому-то стихотворение, поучаствует в коллективном танце или конкурсе. Вышесказанное не означает, что родители все делают дома сами и просто показы- вают результат работы. Педагоги в свою очередь работают с детьми в группе, создавая различные игровые ситуации, для подготовки детей к выступлению. Например, хорошо знакомые всем сказки, такие как «Курочка Ряба» или «Колобок» можно драматизировать при помощи театра ложек или театра масок. В первом случае ребята видят красочно расписанную ложку, которая «играет» с ними и, взяв её в руки, они перестают волноваться, так как тактильное восприятие помогает забыть о страхе. Когда дети надевают маску, они превращаются в персонажа и спокойно играют роль зайчика или лисы.

Ниже приводится примерный сценарий поэтического вечера, который можно реализовать даже в младшей группе дошкольного отделения. Поэтический вечер, как форма взаимодействия с родителями может включать такие «рубрики», как:

театр масок, театр ложек, пальчиковый театр, выступление вдвоем с мамой,

выступление с «другом» (любимой игрушкой), импровизация, театр родителей,

семейная миниатюра (чтение произведения ребенком и старшим братом или сестрой),

состязание детей и родителей (кто больше отгадает сказок, загадок, станцует или споет) и т.д.

 

Данные рубрики являются примерными: педагоги могут каждый раз вносить изменения в структуру мероприятия.

Поэтический вечер, как форма нетрадиционной работы с родителями имеет на наш взгляд несколько весомых достоинств: интерактивность; оригинальность; материальная доступность; возможность привлечь любого члена семьи; разнообразие стихотворного и песенного материала; интеграция родителей в педагогический процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

" Информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в старшей группе №4".

Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.  «Почтовый ящик», анкетирование. Тетрадь отзывов.Наглядн...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Аналитическая справка: " Нетрадиционные формы работы с родителями" Подготовительная группа

Аналитическая справка: " Нетрадиционные формы работы с родителями" Подготовительная группа...