Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
методическая разработка
Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobkina_novoe_22-25.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад№89 комбинированного вида»
Тема самообразования
Добкиной Надии Харисовны , воспитателя
высшей квалификационной категории
«Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Срок реализации: 2022-2023гг.
Саранск
2022
1.1 | Фамилия | Добкина |
1.2 | Имя | Надия |
1.3 | Отчество | Харисовна |
1.4 | Должность, по которой аттестуется работник | воспитатель |
1.5 | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с уставом, с какого года работает в данном учреждении) | МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» |
1.6 | Населенный пункт (город) | Саранск |
1.7 | Стаж (педагогический) | 13 лет |
1.8 | Стаж (в данном учреждении) | 13 лет |
1.9 | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии, реквизиты удостоверяющего документа) | высшее образование – бакалавриат |
1.10 | Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | высшая квалификационная категория (29.11.2022 г.) |
1.12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (благодарственные письма и т.д.) | Почетная грамота Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о.Саранск 2016 г. |
Тема: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Дата начало работы над темой: 1.09.2022г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023г.
Актуальность: Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творчества, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте.
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности и систематизировать знания по развитию речи детей. Создание благоприятных условий для развития речи.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.
2.Изучить психолого – педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
3. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей.
4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
- разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
- повышение уровня речевого развития воспитанников;
- разработка и проведение мероприятий, по исследуемой теме;
- участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.
Направления самообразования (например)
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. повышать квалификацию на курсах для педагогов |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Перспективный план работы над темой самообразования
Этапы | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно-диагностический | Сентябрь- 2022-октябрь2022 | Постановка проблемы. Анкетирование с родителями. Мониторинг (с детьми). Определение цели и задач работы над темой. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Ноябрь 2022-Май 2023 | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Март 2023-апрель 2023 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Написание отчета. Подготовка материалов для публикации в профессиональных журналах. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. ведение персонального сайта (страницы и т.д.) Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы |
Внедренческий | Май 2023 | Распространение опыта работы. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Список используемой литературы
Ознакомление с нормативными документами
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Конвенции о правах ребенка» от 15.09.1990г.
3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1354 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 N 34958)
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Изучение учебной и научно-методической литературы
1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
2.Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
3.Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
4.ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г
5.Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
6.Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
7.Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
8.Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.
9. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008.
10. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.
11. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311.
13. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008. С. 33-37.
14. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.
15. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.
16. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007.
17. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.2009. №4.
18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.
20. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В. Залужской. М.: Просвещение, 2009.
21. Сохин Ф.А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. С. 12-16.
22. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173-177.
23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц | Тема | Содержание работы | Проведение мероприятий |
Сентябрь | «Развиваем коммуникативные способности детей» | 1.Ознакомление с возрастными особенностями детей. 2.Изучение литературы. 3.Анкетироване родителей. | 1.Памятка для педагогов на тему: «Советы воспитателю по руководству играми детей» 2. Консультация для родителей на тему: «Игрушка в жизни ребёнка» |
Октябрь | «Игровые технологии как часть учебного процесса» | Оформление папки – передвижки. | 1.Консультация для педагогов на тему: «История игры и её виды» 2. Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки нужны детям» |
Ноябрь | «Игра в семье» | Оформление картотеки. | 1.Работа с педагогами по оформлению картотеки сюжетно-ролевых игр. 2. Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры и их значение в формировании речевого развития» |
Декабрь | «Игра в жизни ребёнка» | Помощь в организации предметно-развивающей среды. | 1.Памятка для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятиях» 2. Консультация для родителей на тему: «Как стать принцессой или о пользе развивающих игр в семейном воспитании» |
Январь | «Круглый стол» | Обмен опытом родителей. | 1.Консультация для педагогов на тему: «Игре присуще черты…» 2. Консультация для родителей на тему: «Играйте вместе с детьми» |
Февраль | «Творческая мастерская» | Организация родителей и педагогов в совместную деятельность. | 1.Консультация для педагогов на тему: «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» 2. Акция для родителей по изготовлению дидактического материала. |
Март | «Что значит быть успешным» | Консультация с психологом о подборе игр социально-коммуникативного характера. | 1.Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом». |
Апрель | «Формируем творческую личность» | Мастер-класс. | 1. Обмен опытом педагогов. «Сайты и ресурсы по теории и практике дошкольного образования». 2. Акция для родителей «Игрушка своими руками». |
Май | «Здоровый образ жизни посредством игры» | Создание банка данных инновационных методов. | 1.Консультация для педагогов на тему: «Коррекционно-развивающие игры». 2. Консультация для родителей на тему: «Игры на свежем воздухе». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...
План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....
Тема Самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий"
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даёт...
Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...
Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые результаты реализации программы саморазви...