Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
методическая разработка

Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobkina_novoe_22-25.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад№89 комбинированного вида»

Тема самообразования

Добкиной Надии Харисовны , воспитателя

высшей квалификационной категории

«Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Срок реализации: 2022-2023гг.

Саранск

2022

1.1

Фамилия

Добкина

1.2

Имя

Надия

1.3

Отчество

Харисовна

1.4

Должность, по которой аттестуется работник

воспитатель

1.5

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с уставом, с какого года работает в данном учреждении)

МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

1.6

Населенный пункт (город)

Саранск

1.7

Стаж (педагогический)

13 лет

1.8

Стаж (в данном учреждении)

13 лет

1.9

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии, реквизиты удостоверяющего документа)

высшее образование – бакалавриат  

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных  часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения,  где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

высшая квалификационная категория (29.11.2022 г.)

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения)

Иные поощрения (благодарственные письма и т.д.)

Почетная грамота Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о.Саранск    2016 г.

Тема: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Дата начало работы над темой: 1.09.2022г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023г.

Актуальность: Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творчества, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте.

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности и систематизировать знания по развитию речи детей. Создание благоприятных условий для развития речи.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.

2.Изучить психолого – педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

3. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей.

4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

5. Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
  • разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
  • повышение уровня речевого развития воспитанников;
  • разработка и проведение мероприятий, по исследуемой теме;
  • участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.

Направления самообразования (например)

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

повышать квалификацию на курсах для педагогов

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Перспективный план работы над темой самообразования

Этапы

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно-диагностический

Сентябрь- 2022-октябрь2022

Постановка проблемы.

Анкетирование с родителями.

Мониторинг (с детьми).

Определение цели и задач работы над темой.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Ноябрь 2022-Май  2023

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Март 2023-апрель 2023

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования. Написание отчета.

Подготовка материалов для публикации в профессиональных журналах.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. ведение персонального сайта (страницы и т.д.) Консультативная помощь воспитанникам  и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы

Внедренческий

Май 2023

Распространение опыта работы.

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Список используемой литературы

Ознакомление с нормативными документами

1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Конвенции о правах ребенка» от 15.09.1990г.

3.  Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1354 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 N 34958)

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Изучение учебной и научно-методической литературы

1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

2.Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

3.Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

4.ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г

5.Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

6.Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

7.Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

8.Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

9. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008.

10. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.

11. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.

12. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311.

13. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008. С. 33-37.

14. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.

15. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.

16. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007.

17. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.2009. №4.

18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.

19. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.

20. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В. Залужской. М.: Просвещение, 2009.

21. Сохин Ф.А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. С. 12-16.

22. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173-177.

23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.

Перспективный план самообразования педагога:

Месяц

Тема

Содержание работы

Проведение мероприятий

Сентябрь

«Развиваем коммуникативные способности детей»

1.Ознакомление с возрастными особенностями детей.

2.Изучение литературы.

3.Анкетироване родителей.

1.Памятка для педагогов на тему: «Советы воспитателю по руководству играми детей»

2. Консультация для родителей  на тему: «Игрушка в жизни ребёнка»

Октябрь

«Игровые технологии как часть учебного процесса»

Оформление папки – передвижки.

1.Консультация для педагогов на тему: «История игры и её виды»

2. Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки нужны детям»

Ноябрь

«Игра в семье»

Оформление картотеки.

1.Работа с педагогами по оформлению картотеки сюжетно-ролевых игр.

2. Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры и их значение в формировании речевого развития»

Декабрь

«Игра в жизни ребёнка»

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

1.Памятка  для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятиях»

2. Консультация для родителей на тему: «Как стать принцессой или о пользе развивающих игр в семейном воспитании»

Январь

«Круглый стол»

Обмен опытом родителей.

1.Консультация для педагогов на тему: «Игре присуще черты…»

2. Консультация для родителей на тему: «Играйте вместе с детьми»

Февраль

«Творческая мастерская»

Организация родителей и педагогов в

совместную деятельность.

1.Консультация для педагогов на тему: «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

2. Акция для родителей по изготовлению дидактического материала.

Март

«Что значит быть успешным»

Консультация с психологом о подборе игр социально-коммуникативного характера.

1.Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом».

Апрель

«Формируем творческую личность»

Мастер-класс.

1. Обмен опытом педагогов. «Сайты и ресурсы по теории и практике дошкольного образования».

2. Акция для родителей «Игрушка своими руками».

Май

«Здоровый образ жизни посредством игры»

Создание банка данных инновационных методов.

1.Консультация для педагогов на тему: «Коррекционно-развивающие игры».

2. Консультация для родителей на тему: «Игры на свежем воздухе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Тема Самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий"

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даёт...

Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...

Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые  результаты реализации программы саморазви...