Мастер - класс
материал

Ципинова Аида Ахмедовна

 «Организация работы наставника-воспитателя с молодыми специалистами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_k_seminaru.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Организация работы наставника-воспитателя с молодыми специалистами»

«Обучая  других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

Дата проведения – 31.01.2023г.

Время проведения –

Место проведения – актовый зал

Наглядность и оборудование: ноутбук, проектор, коробочки, елка, цветные ленты, цветные карандаши, белые шары  из бумаги.

Ход мастер- класса

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашем дошкольном отделении. На сегодняшнем мастер-классе  мы постарались для вас создать атмосферу праздника.

Январь – первый месяц нового года, и нам хочется, чтобы этот год был для вас успешным во всех начинаниях. Наверняка и у вас есть пожелания для своих коллег и единомышленников.

Упражнение на установление эмоционального контакта (передаем символ года – кролика  по кругу с пожеланиями друг другу)

Последний желает (сотрудник ДО): А мне хочется пожелать всем здоровья, плодотворного сотрудничества, новых проектов, креативных идей и сотрудников,  профессионального роста и мастерства.

Ведущий: Спасибо, коллеги. Конечно же, профессиональный рост и мастерство сотрудников – это залог успеха и качественных услуг любой организации. А образовательной – в особенности, т.к. педагог обучается, совершенствуется на протяжении всей педагогической деятельности. А достигнув высоких результатов, может помочь приобрести определенные педагогические компетенции и у молодых специалистов.

СЛАЙД 1.

Я, Ципинова Аида Ахмедовна, работаю воспитателем 10 лет. С недавнего времени являюсь наставником молодого специалиста Лафишевой Лианы Асадуловны. Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим небольшим опытом работы как наставника.

Итак, тема нашего  мастер-класса ««Организация работы наставника-воспитателя с молодыми специалистами»

СЛАЙД 2.

  Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы». В нашем детском саду решением данной проблемы является наставничество.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

СЛАЙД 3.

Цель наставничества в ДО - создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

  • обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
  • совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДО.

Ведущий: Основная цель наставничества - создание таких условий для профессионального роста молодых специалистов, чтобы у наставляемых появился интерес к самосовершенствованию.

Наверно, и вас в сегодняшней нашей встрече привлекли внимание праздничные коробочки под номерами. Настало время узнать, что же в них.

СЛАЙД 4.

Коробочка № 1  Слово НАСТАВНИК.

Задание: Давайте попробуем расшифровать каждую букву в этом слове, в соответствие с компетенциями наставника и с вашими ассоциациями с данным словом.

СЛАЙД 5:

Признаки наставничества:

  • гибкость в организации: нет прописанного набора правил или требований, деятельность может осуществляться разными путями и в различных ситуациях;
  • основа наставничества – взаимодействие при взаимном интересе и ценностно-ориентированной ситуации обоих;
  • это наиболее эффективный метод адаптации к профессии на любом этапе
  • профессиональной карьеры;
  • оно индивидуально;
  • ориентировано на людей; направлено на повышение профессионализма, а

не на изменение личности;

  • это одна из эффективных форм профессионального обучения, включающая в себя систему обратной связи;
  • наставничество может быть координирующим, стимулирующим и управляющим процессом, который действует параллельно или дополнительно к любому иному методу.

Ведущий: Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами. Принципы наставничества представлены на слайде.

СЛАЙД 6.

Принципы наставничества

             Мотивация                     Сотрудничество                        Системность

 

   Ведущий: представляем вам опыт ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ наставничества  воспитателя  и  молодого специалиста .

СЛАЙД 7: Традиционная модель наставничества или партнерское   - наставничество «один на один.  Взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Как правило, между наставником и подопечным устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к сотруднику, создавая комфортную обстановку для его развития.

  Совместно с молодым педагогом, мы участвовали в выполнении ежемесячных циклограмм дошкольного учреждения. В начале года я делилась своим опытом работы  молодому воспитателю, наблюдала за моей работой – режимные моменты, НОД, прогулки. Показывала интересные занятия, нетрадиционные техники рисования «Осенний листопад»,  развитие речи «Путешествие по сказкам», ФЭМП «Веселая математика»

С октября до конца ноября я посещала все режимные моменты группы в смену молодого воспитателя, после чего мы провели их подробный анализ (положительные и отрицательные моменты, и их пути исправления недочетов).

Мною были посещены занятия по развитию речи « Осень в волшебном лесу», по развитию познавательных процессов – «По мотивам сказки «Три поросенка», «Зимующие птицы», рисованию «Дымковская уточка»

  •   Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
  •   Заполнение информационной карты педагога;
  •  Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.

Ведущий: Уважаемые коллеги, есть ли у вас примеры данной модели сотрудничества? (Ответы команд)

СЛАЙД 8.

Коробочка № 2: Шары

Предлагаем вам выбрать шар любого цвета  и назвать с чем он у вас ассоциируется.

Ведущий: А теперь представьте, что выбранный вами шар – это наставник. И Вы выбирали его по принципу ……….?(ответы)

Каждый из молодых специалистов испытывает трудности в начале работы, но  определенные  представления о профессиональной деятельности уже присутствуют. Совместная работа принесет больших результатов, если взгляды, интересы будут совпадать, иными словами -  наставник будет импонировать молодому специалисту.

 

СЛАЙД 9:

 Флэш-наставничество – осуществление выбора.

Опытные сотрудники  участвуют в короткой встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет с каким- либо потенциальным  наставником.

Второй вариант:  данной модели – молодой специалист в короткий  промежуток времени, знакомится с опытом работы потенциальных наставников,  посещает мероприятия с их участием, занятия с детьми, наблюдая за их стилем и системой работы. Далее осуществляется самостоятельный выбор наставника.

Ведущий: К сожалению, данная модель не практиковалась в нашем дошкольном отделении, хотя она является достаточно интересной. Уважаемые коллеги, предлагаем вам поделиться опытом в данной модели наставничества.

КОРОБОЧКА № 3 Иллюстрация

СЛАЙД 10

 СИТУАЦИИ

Ведущий: Уважаемые коллеги, что изображено на данной иллюстрации? Название следующей модели наставничества говорит само  за  себя – помощь в определенной ситуации. Предлагаем вам разобрать  несколько ситуаций.

(зачитать ситуацию и варианты по ее разрешению)

СЛАЙД  11: Ситуационное наставничество -  предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Такое взаимодействие сложно формализовать, поэтому дело обычно ограничивается устными указаниями наподобие «Если будет что-то непонятно, обращайтесь к Ивану Ивановичу», т.е. при сложившийся ситуации, наставник получает совет от того, кто лучше в ней разбирается.

КОРОБОЧКА № 4 Иллюстрация.

СЛАЙД  12

Ведущий: Уважаемые коллеги, посмотрите внимательно на изображение. Как вы думаете, с какой моделью наставничества его можно соотнести? (можно по наводящим вопросам)

   Модель реверсивного наставничества предполагает вовлечение всего персонала на всех уровнях организации независимо от возраста и положения. Однако нередко старшие сотрудники испытывают трудности, когда им приходится осваивать новые технологии и приемы работы.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Но бывает и наоборот.При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. Для многих организаций такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет- коммуникаций, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями. 

Подводя итог, можно отметить, что работа с молодым воспитателем помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Моя коллега, начинающая работать в системе ДОУ, в свою очередь привносит в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно!

Ведущий: Ваш опыт, уважаемые коллеги.

СЛАЙД  13

Ведущий: Коробочка № 6 (Бантики, ленточки) А теперь нам предстоит проверить взаимодействие на практике - упаковать коробочки бантиками, но работать мы будем в парах. Взявшись за руки (левая, правая) вы будете работать вторыми руками.

Ведущий: Молодцы! Вы замечательно справились. Мы желаем вам, чтобы работа ваших наставников и молодых педагогов всегда была слаженной, гармоничной и плодотворной.

Ведущий: Коробочки ставим под елочку. А елка-то не украшена. Мы не зря акцентировали ваше внимание на то, что обозначает каждый цвет. Предлагаем вам раскрасить шары цветом, который бы теперь выбрали, а на оборотной стороне написать отзыв о нашем семинаре. На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...