Потешки-попевки
картотека

Шистерова Галина Владимировна

КАРТОТЕКА ПОПЕВОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki_i_popevki.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад»

Картотека

потешки-попевки

        Составитель: музыкаьный руководитель

Шистерова Г.В

КАРТОТЕКА ПОПЕВОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Песенки-распевки для младшей группы детского сада

1. «Снег»

Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).

Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).

Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)

И дорожки разгребём (качают в стороны руками - «разгребают снег»).

2. «Раз, два, три. четыре, пять»

Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)

Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).

Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)

Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).

- У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)

3. «Капели»

За окном звенят капели (дети выполняют хлопки или звонят в колокольчик,

И цветочки расцвели (раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).

Поскорей бы прилетели (выполняют шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли (складывают ладони клювикам и кивают друг другу).

4. «Цветочки»

Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой,

Ты сплети себе венок (выполняют моталочку на уровне груди).

Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)

И цветочки собирать (выполняют шлепки по коленям).

5. «Листики»

По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)

Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).

Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)

Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).

6. «Дождик»

Дождик бывает весенним (выполняют хлопки,

Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).

Летним он тоже бывает (щёлкают пальцами).

Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук - изображают, как летят снежинки).

(Педагог произносит без музыки, громко.)

И получается снег! (дети сдувают снежинку с ладошки.)

7. «В огороде заинька»

В огороде заинька

В огороде маленький

Он капустку грызёт

Он морковку берёт

Скок, скок

Побежал в лесок.

8. «Собачка»

К нам пришла собачка

Умная собачка

С детками играет

Очень громко лает.

9. «Дождик»

Дождик, дождик, поливай

Дождик лей, лей, лей

Будет хлеба каравай!

На меня и на людей!

10. «Цветики»

Цветики, цветики

Наберём букетики:

Васильки, ромашку,

Розовую кашку.

Средняя группа.

1. «Петрушка»

Я петрушка-молодец,

На макушке бубенец.

Выйду, выйду, попляшу,

Позабавлю, насмешу!.

2. «Андрей-воробей»

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек,

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок.

3. «Спите, куклы»

Спите, куклы,

Баю-баю,

Звёзды ясные

Сияют.

Смотрит в окна

Дуб мохнатый,

Все ли спать легли

Ребята?

4. «Две тетери»

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери

Поклевали-улетели.

5. «Гармошка»

Погуляем по дорожке

Спой мне песенку свою

Я сыграю на гармошке

И с тобою запою.

6. «Паровоз»

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так-так-так,

Так-так-так,

Так-так-так.

Так-так-так!».

7. «Месяц май»

В небе песенки звенят

Все ребята вверх глядят

Много в небе птичьих стай,

Потому что месяц май.

8. «Колыбельная»

Баю-баю, баю-баю!

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты скорей закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-баю, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай!

9. «Едет, едет паровоз»

Едет, едет паровоз.

Две трубы и сто колес

Две трубы и сто колес

Машинистом рыжий пёс.

10. «Я бегу»

Я бегу, я бегу

А за мной ребята.

Не догнать, не догнать

Не догнать Игната.

Старшая группа

1. «Лесенка»

Вот иду я вверх

Я спускаюсь вниз.

2. «Курица»

Кудахчут куры во дворах:

Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах!

3. «Бубенчики»

Бубенчики звенят,

Приветствуют ребят.

Звучит со всех сторон:

Динь-дань-дон!

4. «Кукушка»

В лесной глуши

Звенит в тиши:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Кукушка там,

Кукует нам:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку!

5. «Труба»

1. Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою,

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

Громко-громко запою.

2. Ты, труба, труби, труби

И на праздник всех зови.

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

И на праздник всех зови.

6. «Смелый пилот»

Вырасту-буду мчаться повсюду

На самолёте смелым пилотом.

7. «Качели»

Есть качели на лугу-

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Я качаться побегу-

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

8. «Конь»

1. У меня есть конь,

Это конь-огонь!

Но! Но! Но! Но!

Этот конь-огонь.

2. Я скачу на нём

На коне моём.

Но! Но! Но! Но!

На коне моём.

9. «Пчела жужжит»

У пчелы полно хлопот,

Добывать ей надо мёд.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

10. «Эхо»

Эй вы, дубы! А-у! А-у!

А где грибы? А-у! А-у!

А лес в ответ:- А-у! А-у»

Грибов тут нет! А-у! А-у

Подготовительная группа.

1. «Зайка»

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

2. «Цирковые собачки»

Вверх по ступенькам поднимись

Потом обратно вниз спустись.

3. «В школу»

Всем нам нет семи лет

В класс нам рано идти

Год пройдёт, и потом

Все мы в школу пойдём.

4. «Музыкальное эхо»

Эхо. (2 раза) Слушай (2 раза)

Отзовись (2 раза) Не зевай (2 раза)

Чисто петь (2 раза) Все за мной (2 раза)

Научись (2 раза) Повторяй (2 раза)

5. «Горошина»

По дороге Петя шёл

Он горошину нашёл

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох!

Где-то вырастет горох?

6. «Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила,

Звонко песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

7. «Украл котик клубочек»

Утром котик клубочек,

Спрятался в уголочек,

Чтоб бабуся не узнала.

Серы ушки не намяла.

8. «В бору»

Летним днём в жару

Хорошо в бору

А-у! А-у! А-у! А-у!

Я пойду, пойду,

Я грибок найду

А-у! А-у! А-у! А-у!

Я грибок сорву

Я ребят зову. А-у! А-у! А-у! А-у!

9. «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять!

Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова!

Раз, два-и готово!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Тук! Тук!

10. «Ехали»

Ехали по реке козлики в челноке

Берегом зайки, в красной таратайке

Ехали барсуки, важные старики

Ехали в бричке рыжие лисички.

Ехали по горам, ехали по долам,

К мухе-горюхе, к мухе-цокатухе.

Муха гостей ждала, пряников напекла

Чай заварила, всех гостей поила!

Солнышко-ведрышко

Текст

Движения

   Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Выполняют 8 «пружинок».
Прыжки на двух ногах или с поворотом вокруг себя и хлопками в ладоши.

Огуречик-огуречик

Текст

Движения

    Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Прыгают легко на двух ногах.

Идут к «мышке» пружинящим, осторожным шагом.
Мышка догоняет.

Радуга-дуга

Текст

Движения

    Рудуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышко-
Колоколнышко!

Легкие прыжки на одной ноге.

Прыжки на другой ноге.

Из-за леса, из-за гор…

Текст

Движения

    Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Тпру-у!

Шагают высоким шагом, руки вытянуты вперед, кисти полусогнуты, как бы удерживают лошадку.

 

Скачут прямым галопом.
Останавливаются.

Поехали с орехами

Текст

Движения

Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладеньку,
По горбатеньку…
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Тпру-у!

Легкий мелкий бег.

 

 

Прямой галоп.
Остановка.

Средняя группа
    В средней группе увеличивается объем песенного репертуара. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку:
Ходит сон по горе,
Носит дрему в руке,
Всем детишкам продает,
Нашей Кате не дает.

Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка.
Сиреневая веточка.
Ах, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.).

Радуга-дуга

Текст

Движения

Рудуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышко-
Колоколнышко!

Легкие прыжки на двух ногах, затем по четыре прыжка н а каждой ноге.

Скачет зайка

Текст

Движения

Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!

Дети стоят по кругу, проговаривают текст потешки, а выбранный заяц скачет внутри круга. С концом потешки он выбегает в «ворота» (поднятые руки детей). Выбранный «охотник» ловит зайца.

Мыши водят хоровод

Текст

Движения

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот-
Разобьет ваш хоровод.

Дети идут по кругу хороводным шагом, затем меняют направление и движение с шага на легкий бег.
Пружинящим шагом подходят к заранее выбранному «коту» в углу зала.
С последними словами потешки Васька-кот ловит «мышей».

Старшая группа
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

 

Андрей-воробей

Текст

Движения

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
Клевать колосок.

«Ковырялочка» на месте или полуприсядка с попеременным выставлением ног  на пятку.

Движение «Козел».

Две тетери

Текст

Движения

Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Налетели две тетери,
Поклевали.
Улетели.
Шу-у-у!

Заранее выбираются «тетери» и «охотник». Дети вместе с «охотником» идут в хороводе».
«Тетери» залетают в круг и клюют творог.
Дети поднимают руки вверх, охотник выбегает из круга и ловит улетающих тетерь.

Скок-поскок

Текст

Движения

Скок, поскок,
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Дети прыгают на месте, сложив сзади руки «хвостиком».
Прыгают по кругу друг за другом.
Сходятся к центру круга на пружинящем шаге со слегка разведенными руками.
Приседают.
Поднимают руки вверх и расходятся спиной, расширяя круг.

Сидит зайка

Текст

Движения

Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый,
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут-скачут в поле
Во-пустом, во-пустом.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я у-шел.

Дети стоят полукругом. Перед ними «ворота». За полукругом выбранные заранее два «охотника». Перед полукругом «заяц», он прыгает на корточках.
«Охотники» двигаются по кругу прямым галопом.
Заяц останавливается вместе с охотниками. На последние три строчки заяц кружится, показывает рукой хвостик и убегает в «ворота».
Охотники могут поймать зайца только обхватив его руками вдвоем.

Кошка на окошке

Текст

Движения

Кошка на окошке
Рубашку шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Дети складывают руки «полочкой» и играют ими.
Попеременно выставляют ноги на пятку.

Как у нашего соседа

Текст

Движения

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси-в гусли,

Утки-в дудки,
Овцы-в донцы,
Тараканы-в барабаны.

Дети идут по кругу хороводным шагом.
Прищелкивают пальцами перед собой.
Показывают игру на дудочке.
Делают «тарелочки».
Кладут руки на пояс и выполняют «топотушки».

Чики-брики

Текст

Движения

Чики-брики, ты куда?
Чики-брики, на базар.
Чики-брики, ты зачем?
Чики=-брикиЮ за овсом.
Чики-брики, ты кому?
Чики-брики, я коню!
Чики-брики, а какому?
Чики-брики, вороному!

Дети выстраиваются в две шеренги и по одному выходят навстречу друг другу высоким шагом. В конце каждого вопроса т ответа-притоп.
В образовавшихся парах один становится «всадником», другой- «лошадкой». Дети скачут прямым галопом.

Дуют ветры

Текст

Движения

Дуют ветры
В чистом поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пироги.

Дети раскачивают руками из стороны в сторону.
Делают круговые движения руками, пружиня ногами.
Лепят «пироги».

Подготовительная группа
В подготовительной группе детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.

Два карася

Текст

Движения

Под мельницей,
Под вертельницей
Подрались два карася.
Вот и сказка вся.

(Повтор 4 раза)

Дети в парах выполняют «вертушку».
Останавливаются и выполняют перекрестные хлопки.
Один ребенок в паре остается на месте, другой-переходит к следующему партнеру.

Барашеньки-крутороженьки

Текст

Движения

Барашеньки-крутороженьки
По горам ходили,
По долам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед
И поехал в огород.

Дети сначала идут хороводным шагом по кругу, затем переходят на дробный шаг.
Останавливаются и изображают игру на скрипке.
Дети сходятся в центр круга, оставив в центре круга заранее выбранного Ваню.
Дети пружинят ногами, изображая езду на лошади и в конце строки прыжком поворачиваются спиной к центру круга.
Дети разбегаются. Ваня их ловит.

Лады-ладушки

Текст

Движения

Лады-лады-ладушки,
Пеку я всем оладушки.
Оладушки горячи-
Не хотят сидеть в печи.
Оладушки румяные,
С маслом, со сметаною.

Хлопки слева-справа и 3 хлопка перед собой.
Руки на поясе в кулачке и дробный шаг на месте.
«Распашонка»

Кузнец

Текст

Движения

Идет Кузьма
Из кузницы.
Несет Кузьма
Два молота.
Для всех людей
Накует гвоздей.

Дети стоят по кругу и поочередно выставляют ноги на пятку и приставляют ноги с притопом.

Через речку

Текст

Движения

Положили через речку
То-то узкую дощечку.
Кот пойдет-повалится,
Кошка-в воду свалится,
Петушок-споткнется,
Утка-кувыркнется.
Только мышка пошла-
Всех мышат перевела.

Дети идут по кругу хороводным шагом.
Поворачиваются лицом к центру круга, кладут руки на пояс и выполняю по кругу приставной шаг с «пружинкой».
Заранее выбранная мышка пробегает в «ворота» и проводит за собой всю цепочку детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потешки, попевки

Консультация для родителей.Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной форме обучать его....