Консультация для педагогов "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через все виды детской деятельности"
консультация
Материал консультации поможет воспитателям в реализации духовно- нравственного воспитания дошкольников через все виды детской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме:
«Духовно- нравственное воспитание дошкольников через
все виды детской деятельности»
Старший воспитатель Мусиенко А.Э.
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»
Восточная мудрость
Духовно - нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В настоящее время существует несколько документов, которые отражают отношение государства к системе духовно-нравственных ценностей.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента России 31 декабря 2015 г., № 683)
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996-р)
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87. п.1)
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 года.
Более подробно мы остановимся на ФГОС ДО.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования «Воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Главные звенья в воспитании духовно – нравственной личности:
- Семья
- Воспитатель
- ДОУ
- Социум
- Природа
- Труд
- Искусство
На первом месте по духовно- нравственному воспитанию стоит семья. Очень важно в первую очередь научиться работать, взаимодействовать с родителями воспитанников. Давайте рассмотрим, что такое духовное, а что подразумевается под нравственным воспитанием.
Духовное и нравственное воспитание
Ш.А. Амонашвили говорит о духовном воспитании следующее:
«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина и др.) согласны с тем, что: «Нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.), и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формирование культуры поведения (нравственных умений и привычек)».
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.
Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.
Реализация духовно- нравственного воспитания дошкольников проходит через все виды детской деятельности.
Виды детской деятельности:
- Познавательно- исследовательская деятельность
- Музыкальная деятельность
- Изобразительная деятельность
- Коммуникативная деятельность
- Игровая деятельность
- Двигательная- деятельность
- Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
- Конструирование, ручной труд
- Восприятие художественной литературы
Познавательно- исследовательская деятельность
Формирование начал патриотизма и гражданственности.
Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
Воспитание уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей.
Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт.
Воспитание уважительного отношения к труду.
Музыкальная деятельность
Развиваем музыкальные способности детей, слух, чувство ритма
Знакомим детей с культурным и национальным наследием нашей страны (национальный костюм, народные традиции, фольклор)
Знакомим детей с игрой на народных инструментах
Играем в различные игры под музыку, учим потешки, заклички и т.д.
Знакомим детей с героическим прошлым нашей страны, поём песни военных лет
Слушаем и поём детские песни советских композиторов, знакомим детей с произведениями русских композиторов, используем их во всех видах деятельности.
Восприятие художественной литературы
Расширяем представления детей о родной стране России, о родном городе Санкт-Петербурге.
Знакомим детей с Российской геральдикой, с государственными праздниками, с историей России и нашего города, с русскими богатырями, героями и событиями Великой Отечественной войны, с национальными костюмами народов России.
Углубляем представления детей об окружающем мире, о родной природе: животном и растительном мире.
Закрепляем знания детей о художественных жанрах.
Знакомим детей с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, с российскими спортсменами и другими профессиями.
Знакомим с малыми фольклорными формами.
Пробуждаем в детях морально-этические чувства.
Углубляем представления детей о пожарной безопасности.
Закрепляем знания детей о правилах дорожного движения.
Расширяем представления детей о здоровом образе жизни.
Изобразительная деятельность
Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, представлений о малой родине – городе Санкт-Петербурге.
Развитие патриотических чувств в процессе изобразительной деятельности рассматривания произведений искусства.
Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи, города Санкт- Петербурга, государственной символики России.
Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому, н настоящему (открытка победителю, открытки к 23 февраля, 9 мая).
Знакомство с русской живописью, народными промыслами.
Коммуникативная деятельность
Формируем у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Создаем условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развиваем социальный и эмоциональный интеллект детей, отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формируем культуру общения.
Формируем уважительное отношение к своей семье и к сообществу в коллективе детей и взрослых, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Двигательная активность
Знакомство с играми России. Воспитываем толерантность, взаимовыручку, взаимопомощь, поддержку, желание выполнять правила игры в соответствии с условиями.
Знакомство с русским фольклором: введение в праздники героев русских народных сказок, инсценировки с использованием русского народного устного творчества, внедрение русских народных игр.
Гендерное воспитание. Использование более сложных задач для мальчиков и более простых для девочек
Знакомство с базой Олимпийского образования посредством внедрения олимпийских идеалов, ориентиров, с историями успеха спортсменов, их достижений.
Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, желание трудиться.
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить его до конца, стремление сделать его хорошо.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Воспитание культурного, опрятного человека, умеющего вести себя за столом, дома, в обществе, в общественных местах.
Игровая деятельность
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Формирование умения соблюдать правила совместной игры.
Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Воспитание волевых качеств и выполнение установленных норм поведения.
Воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, городу.
Расширение представлений детей о России, родном городе, природе родного края и культурном наследии своего народа.
Развитие интереса к русским традициям и ремёслам.
Таким образом, мы видим, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста реализуется через все виды детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...
Развитие речи дошкольников через разные виды детской деятельности.
В соответствии с ФГОС речевое развитие является одной из пяти образовательных областей и предполагает владение речью как средством общения, развитие грамматически правильной монологической и диалогиче...
Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...
Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...
Информация на тему: «Формирование нравственных качеств дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего в...
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через разнообразные виды детской деятельности»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...
Развитие творческих способностей у дошкольников через продуктивные виды детской деятельности
ull;В каждом ребёнке есть солнце, только дайте ему светить....