Консультация для педагогов ДОУ "Игра в жизни дошкольника"
консультация
Консультация для педагогов ДОУ "Игра в жизни дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов по игровой деятельности | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52»
Консультация
для педагогов ДОУ на тему:
«Игра в жизни дошкольника».
Подготовила: Ваганова А.В.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.
Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если взрослый организует ее разумно, он получает возможность влиять на детей. В играх дети отражают определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей. Но за всем этим еще не стоят реальные черты и качества личности самого ребенка. Например, выполняя в игре роль, требующую от него проявления доброжелательности и заботливости, в жизни этот ребенок может быть иногда эгоистичным и грубым. Вот почему так важно педагогическое руководство играми, обеспечивающее их максимальный эффект учета индивидуального подхода в обучении.
Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры.
Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.
Дети ставят задачу – построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, – не строить темные дома. Все дома должны быть светлые и радостные. Закончить игру дети решили праздником «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии недостаточно для такой игры, нужен и определенный жизненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Счастья» и как можно провести праздник в этом городе.
Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т.д. Главное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.
Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при определении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя в позицию тактичного, вдумчивого руководителя, а затем и участника самой игры.
Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.
Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней).
Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал). При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.
Роль взрослого в игре:
· Побуждает к игре.
· Тактически руководит игрой.
· Развивает фантазию детей.
· Сохраняет самодеятельность детей.
Давайте поразмышляем вместе.
Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность. Исходя из этого, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у ребенка тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали мало общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Задача взрослых – создавать ту самую среду, которая поможет ему успешно развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии с возрастом ребенка. Для дошкольника естественной, ведущей деятельностью, определяющей его дальнейшее развитие, является игра!
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание, игровые действия, роли, правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель или родитель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу, личностные ценности.
Сюжетно-ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого-нибудь» или «во что-нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3 – 4 лет. Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.
Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:
- Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
- Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
- Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
- Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. ЗА И ПРОТИВ".
Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить тему «Ребенок и компьютер». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. ...
Консультация для педагогов "Здоровый образ жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"
Заботимся о физическом и психологическом благополучии детей...
Консультация для педагогов «Игра в жизни дошкольника»
Консультация для педагогов «Игра в жизни дошкольника» Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Детская игра - ...
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»Зубаилова Гулеймат Темирбулатовна Задачи:1. Заботится о физическом и психическ...
Консультация для педагогов Здоровый образ жизни дошкольников
Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи...
Консультация для педагогов Здоровый образ жизни дошкольников
Консультация для педагогов Здоровый образ жизни дошкольников...
Консультация для педагогов "Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"
Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ...