Занятие «Национальное жилище тувинцев»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чулдум Чаяна Дадар-ооловна

:        «Национальное жилище тувинцев»                                                                                                                                                                                Образовательная область: «Познавательное развитие»

·       Интеграция видов деятельности: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.                                                                    

·       Вид занятия: интегрированное.

·       Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

·       Возраст детей: средняя группа.

·       Цель: формировать у детей чувства любви к малой родине, и необходимости соблюдать традиции и обычаи народа.

·       Задачи:

Образовательные:

1.    Познакомить детей с бытом, культурой, обычаями, тувинского народа.

2. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать речь, воображение эстетический вкус детей, творческие способности на основе традиций народа, развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать желание и интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

1.    Воспитывать любовь к малой родине.

2.    Воспитывать аккуратность.

 Методы и приёмы:

Наглядный (показ слайдов), словесный (беседа, объяснение, вопросы, художественное слово), практический (выполнение заданий), игровой.                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Детский сад  «Малышок» пгт Каа-Хем, Кызылского кожууна республики Тыва

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА                                                                                   Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»

«В гостях у дедушки.»                                                                               В старшей группе                      

                                                                                                                 Подготовила:

                                                         Кымысова О.Н., воспитатель

Пгт. Каа-Хем 2020г.

 

Тема НОД:        «В гостях у дедушки.»                                                                                                                                                                                Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Интеграция видов деятельности: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.                                                                    
  • Вид занятия: интегрированное.
  • Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
  • Возраст детей: старшая группа.
  • Цель: формирование представлений об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представления о воде, её свойствах, использовании, назначении, необходимости в жизни человека и живых организмов.
  2. Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
  3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1.Развивать желание и интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредствам экспериментальной деятельности.

3. Развивать экологическую культуру.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
  2. Воспитывать стремление у детей сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

 Методы и приёмы:

Наглядный (показ слайдов, фиксация результатов на доске), словесный (беседа, объяснение, вопросы, художественное слово), практический (выполнение заданий), частично-поисковый  (сравнивание, обобщение), игровой .                                                                                                                                                                                                                                                                         

Оборудование:

Демонстрационное: презентация , экран, ноутбук, обозначения правил поведения, большой ,прозрачный сосуд для наблюдения за мусором, ёмкость со льдом.

 Раздаточный:  на каждого ребёнка: пробирки, бутылочки, маленькие стаканчики, средние стаканчики, ситечки, салфетки , тарелочки с набором мусора( пакетики , фантики, камушки, гвоздики…) , общие: контейнер с кофе

(для придания запаха и цвета),  контейнер с нарезанным луком (для придания неприятного запаха) , баночка с настоянной луковой шелухой (для демонстрации застоявшейся воды), халаты , шапочки              

Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать,  проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения  общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и само регуляции в ходе экспериментирования

                                                                                                                                                                                             Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды. 
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой. 
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды» С.Н. Путилиной.
Чтение сказки «Путешествие Капельки» И. Ревю.
Просмотр презентаций на тему: «Кому нужна вода».

Словарная работа: Бесцветная, прозрачная, растворяет, опыт.

Ход:

I Мотивационный этап:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Воспитатель: Ребята нам кто-то звонит по скайпу.  

Ю- «Здравствуйте, ребята меня зовут Юра »! На речке, возле которой  живёт мой дедушка, стало происходить что-то странное!  Раньше я в ней купался, а теперь я приехал на каникулы к деду и могу ходить по реке, и появился странный запах. Помогите пожалуйста разобраться. А чтобы вам было понятнее. Я отправлю фотографии.

Воспитатель: Ребята, поможем?

Д:  да

Воспитатель: А что для этого нужно сделать?

Д: Нужно знать какой должна быть вода, и определить её свойства.

В: А где мы можем это сделать?

Д:  В лаборатории.

В: А что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. 
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем пойти в лабораторию в этой одежде?

Д: нет

В: А для чего в лаборатории нужна специальная одежда? Дети: …… 

II Содержательный этап

Воспитатель: Посмотрите, это что за таблица, как выдумаете?

 Да, прежде чем приступить к исследованию, вспомним правила поведения в лаборатории. 
Дети: - Не шуметь - этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой. 
- Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. 
- Нужно слушаться старшего.
- Внимательно следить за результатом опыта.

В.-  Теперь давайте подойдем  к первому рабочему столу. Как вы думаете, что стоит на столе?

Д-Стакан с водой.

В-Правильно. Какую форму вода сейчас имеет?

Д- Форму стакана.

В- А если мы её выльем в большой стакан, какую Форму будет иметь вода?

Д- Форму большого стакана.

В- Значит вода имеет свою форму?

Д- Нет.

В- А почему?

Д- Потому что она жидкая, и принимает форму того предмета в котором она находится.

В-Правильно.

Вывод: Вода не имеет своей формы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воду в сите мы можем носить?

Д- нет

В-А давайте проверим. (выливаем остатки воды из стакана в решето.)

В- Что мы сделали?

Д- Вылили воду в сито.

В - Вода осталась в сите?

Д - Она вылилась через маленькие дырочки.

В- Действительно, в таком состоянии мы воду в решете носить не можем.

Но я вам сейчас докажу что всё-таки мы можем воду носить в сите.

В: Как вы думаете, в каком состоянии должна быть вода, чтобы её можно было нести в сите?

Д- Твёрдом

В - Лёд — это вода, а почему она тогда не льётся?

Д- Потому-что она превратилась из -за холода в лёд, замёрзла. А лёд он твёрдый.

В- Значит вода может быть твёрдой?

Д- Вода может быть твёрдой, когда замёрзнет.

В- Давайте посмотрим на фотографию которую прислал Юра.

В-Что мы видим на ней?

Д - На фотографии мы видим замёрзшую реку. Река покрыта льдом.

В- Да дети речка замёрзла.

В - Дети, а вы помните какую ещё задачу перед нами ставил Юра?

Д- Юра спрашивал ещё, почему появился запах?

В- Давайте пройдём с вами к другому столу.

В- Что вы видите на столе?

Дети: Стакан с водой.
Воспитатель:  Как вы считаете, есть ли у воды запах?  Как можно узнать?
Дети: Понюхать. У воды нет запаха.

Воспитатель: Правильно у чистой  воды нет запаха.

Значит речка, возле которой живёт Юра, приобрела запах и это не нормально.

В – На столе стоят тарелочки с разними продуктами, которые имеют запах.
(кофе, лимон, лук) давайте добавим их в стакан с водой и понюхаем. Пахнет сейчас вода?

Д- да, у воды появился запах.

В-Какой можно сделать вывод?

Д-Вывод: Вода приобретает запах того вещества, которое попало в воду.

Воспитатель: Господа ученые, мы выяснили, что запаха у воды нет, вода может приобрести запах от тех веществ которые в неё попадут.

В-Давайте рассмотрим следующую фотографии, которую послал нам Юра.

Что на ней изображено? 


Дети: Речка, а на ней плавает различный мусор.
Воспитатель: Откуда мусор оказался в речке?
Дети: Люди выбросили в речку. 

- А почему он никуда не исчезает?
Воспитатель: Мы с вами ученые, поэтому проведем опыт и узнаем точно. Подойдите к следующему столу. Что вы видите в ведре?

Д- Ничего, просто чистая вода.

В- Давайте поместим в воду сахар и понаблюдаем что произойдёт с ним.

Д – Сахар растворился.

В- Какой вывод?

Д- Вода может растворять.

В- А теперь каждый из вас опустит мусор в воду и попробуем его растворить, перемешивая. (Кусочки пластилина, Гвозди, кусочки пластика, Кусочки пакета, фантики.)

В- Что происходит? Мусор растворился?
Дети: Нет, мусор не растворяется, какой-то  оседает на дно, а какой-то плавает на поверхности и  вода становится мутная.

Воспитатель- Какой вывод?

Д-Значит мусор никуда не исчезает, а только накапливается.

В – А интересно, от мусора может появится запах?

 Неделю назад я поместила эти предметы в баночку залила водой и оставила. Посмотрим, что же получилось.

Д- Запах очень неприятный.

В-Какой вывод мы можем сделать?

Д- Нельзя мусор скидывать в воду он накапливается и от этого появляется неприятный запах.

В – Как вы думаете, мы ответили на вопросы Юры? Давайте у него спросим.

(звонок по скайпу)

В- Юра, мы смогли ответить на твои вопросы, послушай.

Д- Юра, ты смог ходить по речке потому-что речка замёрзла и покрылась льдом.

А запах появился от того что в ней скопилось очень много мусора.

. Ю - Теперь, как только растает лёд на речке, мы вместе с дедушкой и другими жителями деревни, постараемся очистить нашу реку от мусора. Спасибо вам большое.

В благодарность я вам отправляю медали учёных, они вам будут напоминать о ваших хороших делах. До свиданья.

Д- До свиданья! (Воспитатель одевает медали).

В-Мы справились. Мы молодци!!!Ну а теперь нам нужно переодеться и покинуть лабораторию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Национальный костюм мордвы"

В этом материале описываются традиции мордвы,их одежда и как она называется.в конспекте есть вопросы для закрепления о Мордовии....

"Юрта -жилище тувинцев"

занятие по познавательному развитию в средней группе...

Круглый стол «Юрта – священное жилище тувинцев». (Кидис ог – тыва кижинин ыдыктыг оран – савазы )

Делегейде 6 дип бар. Оларнын эн-не улуу – Азия. Азиянын таптыг – ла дал ортузунда бичии чуртту Тыва дээр. Тываларнын торээн чуртту ол.Тыванын девискээри оске чурттарга бодаарга улуг эвес. Ынчалза – да...

"Юрта - жилище тувинцев"

Юрта - это национальное традиционное жилье тувинцев....

Логопедический конспект на тему: Юрта-национальное жилище тувинцев (тувинско-русский билингвизм)

Юрта-национальное жилище тувинцев. На пути к родной тувинской культуре. ...