Семина-практикум "Образовательное пространство ДОУ и семьи"
материал

Губарева Ирина Викторвна

Семина-практикум "Образовательное пространство ДОУ и семьи".

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 102» Семинар подготовил: Старший воспитатель Губарева И.В. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»

Слайд 2

. Нормативно правовые документы регламентирующие деятельность ДОУ по взаимодействию с родителями Конституция РФ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Слайд 3

. Цели и направления взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Вовлечение семьи в единое образовательное пространство Создание условий для благополучного климата взаимодействия с родителями Установление доверительных, партнерских отношений с родителями

Слайд 4

. Трудности в организации общения с родителями Непонимание родителями важности режима детского сада Отсутствие единства требований в семье и детском саду Сложности в общении с молодыми родителями Сложности в общении с родителями из неблагополучных семей Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Слайд 5

. « Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции. Речь педагога – очень важный элемент в работе .» В.А. Сухомлинский

Слайд 6

Традиционные формы Нетрадиционные формы Родительские собрания Тесты Групповые консультации «Почтовый ящик» (родители могут помещать волнующие их вопросы) Конференции Совместные досуги, праздники Индивидуальные консультации Брифинг Беседы Консультации с применением мультимедийной установки Наглядные (папки-передвижки, стенды, выставки и.т.д ) Тренинги Тематические занятия с родителями

Слайд 8

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Слайд 9

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Слайд 10

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 11

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Слайд 12

МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИИ «Письменный ответ» «Слово эстафета» «Блиц опрос» «Чудесный ларец» «Рисунок дня» «Работа в круге» «Анонимный совет» «Слово дня» «Цепочка пожеланий» «Незаконченное предложение» «Солнышко» «Дерево» «Ладошка» «Сердце» «Букет настроения» «Кораблик» «Жест дня»



Предварительный просмотр:

Текст к презентации

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара: «Образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи». На данный момент эта тема является одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Хотелось бы, чтобы то время которое мы проведем вместе, оказалось для вас продуктивным, ну и конечно интересным. 

Давайте вспомним правовую основу взаимодействия ДОУ с родителями.

СЛАЙД 2

Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

СЛАЙД 3

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт.

   Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка;

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

А сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы.

Давайте представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят.

Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А, вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое встречается часто. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. 

СЛАЙД 4

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Ведущая роль в организации общения принадлежит, конечно педагогам. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

СЛАЙД 5

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции. Речь педагога – очень важный элемент в работе.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»

ЭТО ПРИВЕТСТВИЕ, ИМЯ И УЛЫБКА

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы должны сами демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то что ему дорого, поэтому самый лучший комплимент для наших родителей – это добрые слова об их ребенке.

Немаловажным моментом является и невербальное общение: позы, движение, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса.

От того, каким образом сообщается информация нашим родителям о его ребенке – будет зависеть успешность взаимодоверия.

Упражнение «Интонации»

А сейчас уважаемые коллеги, я попрошу выйти ко мне 5человек.  Коллеги у вас на карточках написаны фразы и  интонации к ним. Вам будет нужно их произнести.

Карточки с различными интонациями

Обсуждение: Можно сделать вывод, что с какой интонацией мы произносим фразы, мы либо располагаем к себе человека либо наоборот можем создать конфликтную ситуацию.

Чтобы речь положительно воздействовала, нужно выбирать фразы а также следить за тем с какой интонацией говорим.  

Основной целью взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Формы работы с родителями принято делить на традиционные и нетрадиционные.  

Упражнение

Уважаемые коллеги, на столе разложены формы традиционные и нетрадиционные, вам нужно правильно их соотнести.

  2 Чел.

  Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Родительские собрания

Тесты

Групповые консультации

«Почтовый ящик» (родители могут помещать волнующие их вопросы)

Конференции

Совместные досуги, праздники

Индивидуальные консультации

Брифинг

Беседы

Консультации с применением мультимедийной установки

Наглядные (папки-передвижки, стенды, выставки и.т.д)

Тренинги

Тематические занятия с родителями

Давайте теперь сравним по схеме классификаций которые нам предлагает наш современник кандидат наук действующий преподаватель Московского педагогического государственного университета Татьяна Викторовна Кротова.

СЛАЙД 6

Спасибо а теперь давайте подробно все разберем.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

  • коллективные        –        родительские        собрания,        групповые консультации, конференции;
  • индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
  • наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

СЛАЙД 7

Сегодня мы поговорим больше о нетрадиционных формах работы с родителями. Сейчас особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направленны на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Татьяна Викторовна Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (они представлены в таблице).

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные формы Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей (Брифинг-это короткое оперативное выступление перед публикой по актуальной теме).

Наглядно-информационные формы Информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

СЛАЙД 8

Более подробно сегодня рассмотрим такую форму работы с семьей как «Нетрадиционные родительские собрания», а также познакомимся с их методами активизации родителей на таких собраниях.

«Педагогическая лаборатория» 

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. 

В начале года родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки в общей форме, а для каждого родителя индивидуальные памятки. Личности детей на собрании обсуждать запрещается.

«Читательская конференция» 

Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

«Аукцион»

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех лет, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум» 

На собрании могут выступать не только педагоги, но и родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты.

«Душевный разговор» 

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. 

«Мастер – класс» 

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести мастер-класс, на котором они должны будут поделиться своим опытом. В конце собрания подводиться итог.  Родители дают практические советы и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского опыта».

   СЛАЙД 9

Ведущий:

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей:

  • «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
  • «Коллективная запись».  Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даётся информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга прописывают и определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение.
  • «Рефлексия».Обычно используется на завершающем этапе родительского собрания. Метод обратной связи помогает определить уровень значимости и осознания родителями предложенной на собрании информации. Воспитатель  предлагает поделиться своими впечатлениями о прошедшем собрании.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Виды рефлексии:

  1. Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  2.  Рефлексия деятельности  на занятии, тренинге, собрании;

3. Рефлексия содержания  материала.

Приведу конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.

А некоторые из них мы с вами попробуем.

Слайд 11

  1.  Прием  называется «Письменный ответ» у вас в файлах есть листики на которых есть вопросы, предлагаю вам анонимно на них ответить

Раздаю участникам семинара анкеты и предлагаю заполнить.

  • Что вам особенно понравилось?
  • Что хотелось бы сделать иначе?
  • Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?
  • Какие открытия сделали вы для себя в процессе семинара?
  • Что вас удивило?
  • Что оказалось полезным лично для вас?

Есть множество методов очень простых и интересных, давайте продолжим дальше. Например:

«Слово   эстафета»

Родители должны продолжать начатое ведущим предложение ("Мой ребенок будет более спокойным, если я+"). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

«Блиц-опрос»

Воспитатель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

«Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

«Работа в круге»

Все встают или рассаживаются в круг и высказывают своемнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные ведущим. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал зародительским собранием со стороны..." и др.

«Анонимный совет» Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

 «Слово дня»

Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному родительскому собранию (либо любому мероприятию.)

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

Воспитатель родителям зачитывает предложение, родители должны его продолжить.

  • сегодня я узнал (а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Дерево»

Участники записывают свое мнение о собрании на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

«Ладошка»

Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Например:

  • Большой палец – для меня важно и интересно;
  • Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
  • Средний – для меня было недостаточно;
  • Безымянный палец – мое настроение;
  • Мизинец – мои предложения.

Прием рефлексии «Сердце»  помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров и т.д. участники делают сердечки (или иные фигуры) с благодарностями группе. Уходя, каждый вывешивает свое сердечко на доску. Хорошо, если у ведущего получится сохранить эти сердечки до следующей встречи: их можно оставить на доске или собрать, а потом заново вывесить.

Прием рефлексии “Букет настроения” Участникам раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце собрания говорим: “ Если вам понравилось собрание, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой”. Можно предложить более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый-тревожное,  напряженное;

черный - упадок, уныние.

 «Жест дня» Сидя или стоя, родители (участники) демонстрируют свое отношение к результатам собрания (мероприятия) соответствующей мимикой или жестом.

«Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.).

Уважаемые коллеги а сейчас предлагаю вам, ответить для «Чудесного ларца» что бы вы хотели взять с собой в будущее из сегодняшнего семинара.  

 ПАМЯТКИ  

Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать родительские собрания интересными и запоминающимися. Итог…



Предварительный просмотр:

Рефлексия в ДОУ с родителями воспитанников

 «Острое блюдо»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

«Слово   эстафета»

Родители должны продолжать начатое ведущим предложение ("Мой ребенок будет более спокойным, если я+"). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

 «Письменный ответ»

  • Что вам особенно понравилось?
  •  Что хотелось бы сделать иначе?
  • Как изменилось ваше отношение к самим себе?
  • Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?
  • Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?
  • Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
  • Что вас удивило?
  • Что оказалось полезным лично для вас?

«Жест дня»

Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

 «Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

«Слово дня»

Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

«Система координат»

На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат–это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.

«Блиц-опрос»

Воспитатель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

 «Анонимный совет»

Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

«Анкетирование родителей»

Необходимо дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

«Венок знаний» (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.).

Участники родительского собрания, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей группы. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

«Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.).

Ведущий  предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

«Оценка по карточкам»

Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части то, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.

«Письмо»

Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению.

В письме он рассказывает о проделанной  работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Можно предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует.

«Работа в круге»

Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы,

подготовленные ведущим. Это может быть свободная форма высказывания или

выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др.

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Одним словом»

Участникам необходимо выбрать 3 слова, которые наиболее точно передают их состояние на собрании:

  • Раздражение
  • Злость
  • Радость
  • Равнодушие.
  • Удовлетворение
  • Вдохновение
  • Скука.
  • Тревога.
  • Покой.
  • Уверенность
  • Неуверенность.
  • Наслаждение.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал (а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Прием рефлексии «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На собрании было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе собрания, я получил(а) ответы.

 Прием рефлексии «Дерево»

Участники записывают свое мнение о собрании на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Прием рефлексии " Пятерочка "

Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • Большой палец – для меня важно и интересно;
  • Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
  • Средний – для меня было недостаточно;
  • Безымянный палец – мое настроение;
  • Мизинец – мои предложения.

Прием рефлексии " Ладошка "

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

- Большой – для меня это важно … / неважно …

- Указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

- Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…                                        - Мизинец – хочу для себя выяснить …

Прием рефлексии Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

Прием рефлексии Пусть каждый участник начнет фразу, которая заканчивается так: "... и поэтому сегодня я стал чуточку сильнее".

Прием рефлексии “Если бы я был...”

Задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”:

  • Исправил...
  • Сделал...
  • Добавил...
  • Похвалил…

Прием рефлексии “Светофор”

Участники сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких занятий (собраний), поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – собрание не понравилось, скучно.

Прием рефлексии «В ресторане»

Ведущий предлагает участника представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь повар ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

  • - Я съел бы еще этого...
  • - Больше всего мне понравилось...
  • - Я почти переварил...
  • - Я переел...
  • - Пожалуйста, добавьте…

Прием рефлексии “Букет настроения”.

Участникам раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце собрания говорим: “ Если вам понравилось собрание, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой”. Можно предложить более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый-тревожное, напряженное;

        черный - упадок, уныние.

Прием рефлексии «Кораблик»

-Какое настроение у вас после собрания? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если собрание понравилось – алый парус, если на душе «тоска зеленая-зеленый парус, если собрание никак не тронуло – черный парус.

Прием рефлексии , построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце собрания участникам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения (можно выбрать одно по желанию)

  • Варианты:
  • "На сегодняшнем собрании я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "На этом уроке меня порадовало…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После собрания мне захотелось…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

Прием рефлексии «Химс» 
Хорошо… 
•Интересно… 
•Мешало… 
• Возьму с собой… 

Прием рефлексии «Градусник» (термометр)

Используя такой символ можно определить состояние  эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.



Предварительный просмотр:

Рефлексия в ДОУ с родителями воспитанников

 «Острое блюдо»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

«Слово   эстафета»

Родители должны продолжать начатое ведущим предложение ("Мой ребенок будет более спокойным, если я+"). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

 «Письменный ответ»

  • Что вам особенно понравилось?
  •  Что хотелось бы сделать иначе?
  • Как изменилось ваше отношение к самим себе?
  • Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?
  • Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?
  • Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
  • Что вас удивило?
  • Что оказалось полезным лично для вас?

«Жест дня»

Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

 «Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

«Слово дня»

Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

«Система координат»

На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат–это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.

«Блиц-опрос»

Воспитатель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

 «Анонимный совет»

Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

«Анкетирование родителей»

Необходимо дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

«Венок знаний» (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.).

Участники родительского собрания, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей группы. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

«Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.).

Ведущий  предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

«Оценка по карточкам»

Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части то, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.

«Письмо»

Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению.

В письме он рассказывает о проделанной  работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Можно предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует.

«Работа в круге»

Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы,

подготовленные ведущим. Это может быть свободная форма высказывания или

выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др.

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Одним словом»

Участникам необходимо выбрать 3 слова, которые наиболее точно передают их состояние на собрании:

  • Раздражение
  • Злость
  • Радость
  • Равнодушие.
  • Удовлетворение
  • Вдохновение
  • Скука.
  • Тревога.
  • Покой.
  • Уверенность
  • Неуверенность.
  • Наслаждение.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал (а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Прием рефлексии «Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.
  • На собрании было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе собрания, я получил(а) ответы.

 Прием рефлексии «Дерево»

Участники записывают свое мнение о собрании на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Прием рефлексии " Пятерочка "

Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • Большой палец – для меня важно и интересно;
  • Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
  • Средний – для меня было недостаточно;
  • Безымянный палец – мое настроение;
  • Мизинец – мои предложения.

Прием рефлексии " Ладошка "

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

- Большой – для меня это важно … / неважно …

- Указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

- Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…                                        - Мизинец – хочу для себя выяснить …

Прием рефлексии Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

Прием рефлексии Пусть каждый участник начнет фразу, которая заканчивается так: "... и поэтому сегодня я стал чуточку сильнее".

Прием рефлексии “Если бы я был...”

Задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”:

  • Исправил...
  • Сделал...
  • Добавил...
  • Похвалил…

Прием рефлексии “Светофор”

Участники сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких занятий (собраний), поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – собрание не понравилось, скучно.

Прием рефлексии «В ресторане»

Ведущий предлагает участника представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь повар ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

  • - Я съел бы еще этого...
  • - Больше всего мне понравилось...
  • - Я почти переварил...
  • - Я переел...
  • - Пожалуйста, добавьте…

Прием рефлексии “Букет настроения”.

Участникам раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце собрания говорим: “ Если вам понравилось собрание, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой”. Можно предложить более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий.

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый-тревожное, напряженное;

        черный - упадок, уныние.

Прием рефлексии «Кораблик»

-Какое настроение у вас после собрания? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если собрание понравилось – алый парус, если на душе «тоска зеленая-зеленый парус, если собрание никак не тронуло – черный парус.

Прием рефлексии , построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце собрания участникам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения (можно выбрать одно по желанию)

  • Варианты:
  • "На сегодняшнем собрании я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "На этом уроке меня порадовало…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После собрания мне захотелось…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

Прием рефлексии «Химс» 
Хорошо… 
•Интересно… 
•Мешало… 
• Возьму с собой… 

Прием рефлексии «Градусник» (термометр)

Используя такой символ можно определить состояние  эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»  Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ: "РЕБЕНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ И СЕМЬИ"

В статье излагается опыт взаимодействия с семьями воспитанников с общим недоразвитием речи, а также этапы работы, проводимой с ними....

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОУ и СЕМЬИ.

Опыт работы по вовлечению  родителей  в единое  образовательное пространство  ДОУ и СЕМЬИ....

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

Условия и направления деятельности ДОУ в решении проблем организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд наци...