Доклад: "Обобщение, представление и распространение педагогического опыта воспитателя ДОУ"
статья

Домнина Анна Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

Тема выступления:

«Обобщение, представление и распространение педагогического опыта воспитателей ДОУ»

 

 

 

Воспитатель: Домнина А.Е.

 

 

 

 

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат. Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования.

Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Опыт - итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.

Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.

Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе.

Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:

  1. Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.

  2. Для саморазвития и самоутверждения.

  3. Для личного успеха в профессиональном конкурсе.

  4. Для успешной сдачи квалификационной аттестации.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:

1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

Наиболее высоко будет оценен педагогический опыт,

в котором согласованы:

  • тема,

  • цель,

  • задачи опыта,

  • суть опыта

  • и его результативность

 

Формы обобщения и распространения:

1. Практический: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

 

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д., в том числе сети Internet.

 

Формы распространения ПО:

  1. Семинар-практикум,

  2. Педагогическая мастерская, тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия),

  3. Мастер-класс, открытые занятия,

  4. Творческий отчёт, доклад,

  5. Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, журналах, брошюры и т.п.)

  6. Общественная презентация опыта,

  7. Научно-практические конференции,

  8. Педагогический совет, наставничество

  9. Заседания методического объединения,

  10. Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Конкурс методических разработок» и др.), конференция, научно-практический семинар, авторский сайт, блог, брошюры, видеоматериалы (фильм методической направленности), круглый стол, пакет документов (методические рекомендации), портфолио с приложениями.

  11. Рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами,

  12. Отчёт об опытно – экспериментальной работе

  13. Персональный сайт педагога. Сетевые сообщества дают возможность для создания сайта или странички Интернет-портала, размещения разработанных материалов, где статьи и публикации проходят строгий отбор, проверку на антиплагиате.

Интернет-ресурс педагогического работника должен отражать:

1. Информацию об авторе и его педагогической деятельности:

- должность, место работы, образование, квалификация;

- краткая биография;

- электронный портфолио: достижения, награды, публикации;

- фотографии, статьи, видео об авторе;

- достижения воспитанников: участие в конкурсах, проектах, результаты

олимпиад.

2. Методический аспект профессиональной педагогической деятельности:

- учебно-методические материалы;

- образцы проектных (исследовательских) работ, фотоотчетов по итогам ООД или образовательной деятельности.

3. Интерактивные формы общения и обратной связи

- контактная информация, e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие имеются;

- форум, чат или блог;

- гостевая книга, отзывы посетителей;

- опросы для различных категорий участников образовательного процесса;

- новостная лента.

Таким образом, трансляция педагогического опыта педагога в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.

 

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;

  • приложение к работе - до 10 страниц;

  • страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;

  • со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать, как статью без выделения структурных частей;

  • шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;

  • параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;

  • текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;

  • материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;

  • делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];

  • литература оформляется согласно Инструкции по оформлению публикаций. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.

 

Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей работы коллегам. Начинается это с выступлений на педагогическом совете или методическом объединении. Затем личные профессиональные достижения педагог оформляет в виде портфолио. В последующем с его опытом работы знакомится аттестационная комиссия или жюри конкурса, в котором педагог участвует.

Качественно представить свой педагогический опыт не так просто, этому надо учиться. Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на уровень обобщения своего опыта. Любой педагогический опыт, который имеет положительные результаты, представляет ценность, и воспитатели должны делиться своими наработками с коллегами. Трансляция опыта в любой форме будет способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса среди коллег, откроет перспективы для развития.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческ...

Способы представления и распространения педагогического опыта

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, р...

Консультация для воспитателей "Обобщение, представление и распространение педагогического опыта в ДОО"

В консультации представлен материал для педагогов детского сада об обобщении и распространении педагогического опыта в ДОО...