Памятка по организации сюжетно-ролевой игры
консультация

Кудрявцева Ирина Борисовна

В помощь педагогу рекомендации по оганизации сюжетно-ролевой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по организации сюжетной игры

в детском саду

1.Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

  1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен уметь играть вместе с детьми.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику
  4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры

2. Организация сюжетной игры в группе раннего возраста

Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Последовательность развертывания совместной игры с детьми раннего возраста

  1. Воспитатель привлекает ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками, стимулирует его продолжение, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого
  2. Воспитатель привлекает ребенка к осуществлению условного  действия с заместителями и воображаемыми предметами
  3. Ориентирует ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулирует словесное обозначение игровых действий

3.  Организация сюжетной игры в группе младшего возраста

Задача педагога – построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым.

Показатели успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни:

- развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей

-  парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли

-  ролевое обращение

-  короткий диалог

Последовательность развертывания совместной игры с детьми младшего  возраста

  1. Воспитатель берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль
  2. Подключается к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль
  3.  Уступает роль другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, замыкает их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия

 

4. Организация сюжетной игры в группе среднего возраста

Задача воспитателя -  переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять  свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Последовательность развертывания совместной игры с детьми среднего  возраста

  1. У ребенка основная роль в сюжете, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры
  2. Воспитатель учит детей менять первоначально принятую роль в ходе развертывания игры

Условия для того, чтобы ребенок смог  соотнести свою роль с разными другими ролями, а также имел возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

5. Организация сюжетной игры в старшей и подготовительной группах

Сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты — необязательность, свобода выбора действий.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми меняется в следующей последовательности:         

  1. Совместное вспоминание, пересказ известной сказки
  2.  Преобразование известной сказки (изменение  главного героя, его задачи,  волшебного средства)
  3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов
  4. Соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием, где участникам предлагаются разноконтекстные  роли  в  форме «телефонных разговоров» персонажей
  5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий

Изменение самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников под влиянием систематического   формирования у них новых игровых умений

  1. Придумываются новые разнообразные интересные игры.
  2. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер
  3. События и роли относятся к самым разным смысловым сферам
  4. Часто используется смена ролей при  включении в сюжет новых персонажей
  5. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, дети намечают дальнейшее направление сюжета
  6. Формируются умения прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, что приводит к уменьшению конфликтов в  игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по организации сюжетно-ролевой игры

Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: са...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации....

Памятка по организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками

Как организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду и какие особенности нужно учитывать при ее организации....