опыт работы
материал
опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»»
Мучкапского района Тамбовской области
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию
по программе «Тропинки добра»,
разработанной воспитателем
Ярморкиной Верой Ивановной.
- 2022 г. –
Пояснительная записка
Прекрасен, многообразен и богат мир природы. Но интенсивная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому важно постоянно заботится об ее охране. И чтобы каждый осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с детства прививать любовь и уважение к природе. Считаю данное направление приоритетным и поэтому в течение многих лет уделяю большое внимание экологическому воспитанию дошкольников. Основой для работы стали такие программы и методические пособия, как: С.Н. Николаева «Юный эколог»; А.И. Иванова «Живая экология; Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас»; С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; экологические занятия с детьми авторов Л.Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л.А. Обуховой; экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М Бондаренко; научно - методические издания «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» (издательство «Воспитание дошкольника»); «Дошкольная педагогика» ( издательство «Детство – ПРЕСС) и др.). Предлагаемые программы ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с природой. Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры уже является младший дошкольный возраст (2-3 года).
Работа по экологии невозможна без создания развивающей среды. Продуманная организация и оборудование «Экологического пространства» дает возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:
- проводить и фиксировать многоразовые, систематические наблюдения объектов природы;
- обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, делать умозаключение, анализировать;
- осуществлять различные виды деятельности: уход за комнатными и садовыми растениями, проводить опыты, игры – экспериментирования, собирать природный материал и др.
- Отражать впечатления природы в разных формах игровой и художественной деятельности (рисование, изоэкология, драматизация и др.)
Экологическое воспитание является той точкой, в которой сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое, поэтому оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности. Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором и реализуется одновременно несколько видов деятельности. При организации совместной деятельности ребенок - педагог, ребенок – педагог - родители использую такие педагогические технологии, как: метод проектов, здоровьесберегающие технологии, метод проблемного обучения, технологии информационного обучения, технологии игрового обучения, кейс - технологии, технологии музейной педагогики. Использую такие педагогические принципы, как доступность, системность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, сезонность. Подача познавательного материала и организация деятельности осуществляется с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства. Художественное слово, сказочные персонажи, куклы, игрушки, различные виды игр. В начале учебного года составляется примерное планирование, оно дополняется и может меняться в течении всего учебного года.
Экологическое воспитание следует вести ненавязчиво, без обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью детей. Доминирующей эмоцией ребенка является радость от общения с окружающим миром, со взрослыми, сверстниками, радость от процесса познания, от ощущения собственной значимости в мире.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Образовательные задачи:
- формировать обобщенные представления о признаках природных явлений и объектов, устанавливать простейшие связи между ними;
- приобщать детей к выращиванию и уходу за растениями в экологической комнате, на клумбе;
- закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
- учить различать деревья, растения, насекомых, животных, птиц.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным.);
- воспитывать любовь к природе, родному краю и умение правильно и безопасно вести себя в природе.
Для эффективности реализации Программы сформированы следующие блоки: экологический центр; экологические праздники, развлечения; экологические прогулки; экологические маршруты; изоэкология; экспериментально – опытная деятельность; проекты, акции, выставки.
В качестве девиза и оформления материала использовали следующие строки: «Нас много, ребята, везде, где живём, деревья посадим, сады разведём. Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду!»
1.Экологический центр
Задачи:
1. Дать представления детей об уходе за комнатными растениями, закрепить знания об основных потребностях растений (полив, рыхление, удаление пыли с листьев, подкормка, пересадка). Воспитывать желание ухаживать за ними.
2. Постепенно знакомить детей с названиями различных комнатных растений, учить сравнивать растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности листьев и др.
3. Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с растениями, веществами, а также интерес к экспериментальной деятельности.
4. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, познавательный интерес.
Экологический центр – это предметно - развивающая среда, которая используется для экологического воспитания дошкольников. Данное помещение - место ознакомления и ухода за комнатными растениями, поэтому мы посадили цветы, дети стали ухаживать и наблюдать за ними. Постепенно комната пополнялась новыми растениями. Цветы приносили все: дети, родители, воспитатели, сотрудники детского сада и жители поселка. Было очень приятно, что каждый внес вклад в доброе дело, и помещение превратилось в зимний сад! Был создан каталог растений с описанием каждого цветка (родина, особенности ухода, месторасположение). Дети продолжали ухаживать за растениями. В их обязанность входил: полив, опрыскивание, рыхление, сбор сухих листьев и было видно, что обязанность эта была детям в радость. Незаметно и ненавязчиво дети запоминали названия комнатных растений, порой трудного произношения. Они даже спорили между собой, кто пойдет сегодня, а кто завтра. Было видно, что детям нравиться проводить время в экологическом центре, тем более что это время проходит с пользой. Так пришла новая идея - организовать в экологическом центре, учебную зону - место, куда бы дети приходили не только ухаживать за растениями, но и заниматься опытно - экспериментальной деятельностью, изоэкологией, просто отдыхать, слушая рассказы и сказки о природе. С каждым годом пополняется методический и наглядно - дидактический материал, приобретается литература, сажаются новые цветы, улучшается предметно - развивающая среда и материальная база (сделан ремонт, поменяли мебель). Здесь организованы:
- уголок леса (имитация небольшой части леса, где находятся пни, корни, шишки, мхи, лесных растений, игрушки (лесные звери.))
- Центр «Вода – песок» со всем необходимым для игр и опытов с водой и песком.
- Центр «Любознайка», также предназначен для проведения опытов и экспериментов. Здесь находятся 3 покрывала разных цветов (зеленый, голубой, желтый) со звездами и колпачки со звездами разных цветов (зеленый, голубой, желтый). Каталог опытов и многое другое для проведения опытов.
- Коллекции: камни, природный материал, гербарии, ракушки.
- Выставка «Природа кладовая творчества». Выставка систематически пополняется и обновляется.
- Уголок «Огород круглый год» предназначен для посадки рассады цветов, овощных культур.
- Фотовыставка «Природа – кудесница. Фотовыставка ежегодно обновляется, меняются фотографии и темы фотовыставки.
- Центр творчества «Мастерская Лесовичка». Здесь находится природный материал и все связанное с творчеством.
- Центр красоты. Место для проведения мини – выставок, в том числе экологической направленности творческих работ детей, работ мастеров – умельцев и сувениров. Здесь проводятся совместные занятия с детьми младших групп, а также развлечения и фольклорные праздники экологической направленности. Деятельность в экологическом центре не только решает задачи экологического воспитания, но и положительно, благотворно влияет на психику и настроение детей, тем самым укрепляя их здоровье.
2.Мероприятия (праздники, развлечения) экологической направленности
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, познавательный интерес, выразительность речи.
2. Формировать художественно - речевые исполнительские умения и поощрять инициативы детей в участии праздниках, бережное отношение к природе посредством практической деятельности.
Праздник – это ожидание чуда и исполнения самых заветных желаний, надежда на предстоящую удивительную радость. Праздников дети ждут с нетерпением: готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. При проведении праздников задействуются все дети. Ведь для них это первые шаги к творчеству, самостоятельности, самоутверждению. В нашем детском саду кроме традиционных праздников (8-е марта, новый год, выпускной) в которых тоже используются элементы экологии, проходят праздники, развлечения экологической направленности и народные праздники по временам года.
Осень: «Осень золотая», «Осенняя ярмарка», «Хлебушек насущный, нива нам неси…», «Капуста - барыня», «Покров - праздничек приходит…» праздники проводятся совместно со школьниками и традиционно заканчиваются просмотром выставок осенней тематики: «Удивительное рядом», «Осень золотая» и др., которые организуются накануне и постепенно пополняются поделками детей, родителей, воспитателей, школьников.
Зима: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам», «Поможем птицам», «Масленица широкая», «Зимние забавы» и др.
Весна: «Путешествие в волшебный лес» (развлечение со стариком- Лесовичком), «Май – время дорогое всей семье нет покоя», «Сороки – встреча весны», «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную» и др.
Лето: традиционные развлечения на прогулке «Здравствуй, лето красное», «В гостях у солнышка», «Наши друзья – лекарственные растения». Экологические праздники чаще всего являются результатом проектов. Участвуя в развлечениях и народных праздниках экологической направленности, дети не только веселятся, радуются и получают положительный заряд эмоций, но и в интересной, доступной, увлекательной форме получают сведения о живой и неживой природе. Таким образом, постепенно у ребят формируется положительное отношение к природе и окружающему миру. Фольклорные формы, которые широко используются в мероприятиях, вызывают у детей эмоциональный отклик и лучше позволяют усвоить то, что человек – это часть природы - матушки и ее надо любить и считаться с ней. («Капуста - барыня», «Покров - праздничек приходит)
3.Экологические прогулки
Задачи:
1. Расширять представления детей о животном и растительном мире. Учить различать деревья и растения по листьям, ветвям, цветам и плодам.
2. Знакомить со способами выращивания и ухода за культурными растениями.
3. Развивать умение наблюдать, анализировать и сравнивать природные объекты.
4. Уточнять и расширять знания детей о последовательности сезонных изменениях (увеличение продолжительности дня и наоборот; повышение температуры воздуха и наоборот; изменение в жизни животных и насекомых и др.)
5. Закреплять и расширять знания об атмосферных явлениях.
6. Развивать и укреплять двигательную активность и здоровье детей.
Наиболее эффективный способ знакомства с окружающей природой - наблюдение во время прогулок. Ведь большую часть времени дети проводят на улице, особенно в теплое время года. У нас красивый, большой, благоустроенный участок и детям в прямом смысле слова есть, где разгуляться. На участке растут разнообразные виды деревьев и кустарников, есть все необходимое оборудование для игр, развлечений и занятий спортом. У нас четыре клумбы, мы постарались, посадить цветы так, чтобы цветение было непрерывным, тем самым поддерживая интерес детей к цветнику.
Дети с раннего возраста задают вопросы: «Где? Почему? Когда?» и т.д., постепенно дети взрослеют, меняется их представления о природных явлениях в неживой и живой природе, расширяются и уточняются понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Наблюдения за природой с детьми старшего дошкольного возраста, носят более систематический и длительный характер, во время прогулок можно загадать загадки о наблюдаемом объекте (насекомое, атмосферное явление, растение и др.). Зачитываются народные приметы, пословицы и поговорки. Дети старшей группы ведут календарь природы, где стрелочками фиксируют смену времени года, месяца, атмосферные явления.
Для повышения интереса детей к наблюдению за окружающей природой, мы совместно с детьми выбрали «хозяина тропинки» - сказочного старичка -Лесовичка. Это игрушка, которая выносится на прогулку, если планируется наблюдение. Наблюдение-беседа проходит в игровой форме. Дети внимательно рассматривают объект, например, березу, отмечают изменения, делают выводы: почему изменилось? (листья у березы пожелтели и начали опадать, почему? Потому что, наступила осень, стало холоднее). Каждый ребенок по желанию высказывает свою точку зрения. Обязательно присутствует художественное слово, проводятся игры. В этот же день в группе во второй половине дня проходят познавательные беседы на тему: «А знаете ли вы, что береза…» и т.д. Дети также по желанию лепят, рисуют, наблюдаемый объект. Экскурсия по тропинке может проводиться 1 раз в неделю, 1 раз в две недели, а может несколько раз в неделю (в теплое время года). Во время экскурсий по экологической тропинке мы наблюдаем за деревьями и растениями, которые растут на нашем участке, за другими объектами тропинки. Ежедневно на прогулках мы следим за состоянием погоды, атмосферными явлениями, сезонными изменениями в природе, за жизнью насекомых и животных, которых мы можем увидеть на участке и за его пределами, а также экспериментируем с песком, водой и др. Обязательны подвижные игры и любая двигательная деятельность как главная часть прогулки.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация прогулок, наблюдений, подвижных игр решает не только задачи физкультурно-оздоровительного характера, но и задачи экологического воспитания, организация деятельности детей на экологической тропинке позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий в игровой форме. (совместная деятельность на прогулке «Покормите птиц зимой»)
4.Экологические маршруты
Задачи:
1.Формировать у детей правильное безопасное поведение в природе
2. Продолжать расширять представления детей о животном и растительном мире.
3.Развивать умение наблюдать, анализировать и сравнивать природные объекты.
4. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Наша экологическая тропа – это маршрут прогулок, экскурсий. Общая протяженность маршрута не должна превышать 1-1,5 км. Маршрут прокладывается там, где есть, что показать детям и где есть возможность сделать остановку (удобное место для наблюдения и отдыха). Наша тропа состоит не только из природных объектов (луг, парк), но и из сооружений, созданных человеком (котельная, водонапорная башня). Также присутствуют отрицательные объекты – площадки для мусора, свалки в неприспособленных местах, вытоптанные места, разбросанный мусор после отдыха в парке. Экскурсия на природу требует тщательной подготовки (одежда по сезону, предварительная беседа о поведении на природе, техника безопасности). При проведении одной экскурсии мы можем наблюдать несколько объектов, это также зависит от желания детей, поставленных целей, времени года и погодных условий. Во время стоянки дети внимательно наблюдают и обследуют выбранное место. Обязательно присутствует художественное слово, например, находясь на лугу можно загадать загадки о луговых цветах и предложить найти тут же отгадку. Обязательно проводятся подвижные игры по желанию детей и желательно по теме экскурсии (пруд - «Щука и караси», «Водяной»; роща, парк - «Березонька - выручай», «К названному дереву беги» и др.). В конце экскурсии дети собирают природный материал, который используют на занятиях по изоэкологии. Прощаясь с парком, отмечаем, что мы увидели нового, интересного, что запомнилось и понравилось. В группе в этот день проводится беседа, по желанию дети рисуют, лепят, то, что им понравилось и запомнилось больше всего. Дети подготовительной группы получают на дом интересное задание, продиктовать дома родителям небольшой рассказ на тему: «Как мы были путешественниками».
Экскурсии, походы укрепляют здоровье детей, обогащают двигательный опыт, наполняют ум и сердце детей знаниями о природе, учат ценить и любить ее.
5.ИЗОэкология
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную творческую активность, интерес к ручному труду. Создавать положительный эмоциональный настрой и воспитывать эстетические чувства.
Изоэкология - это конструирование из природного материала (листья, семена, соломка, травы, ракушки, камни, а также печатание природным материалом. Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, и пусть детские поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения. Занятия по изоэкологии – это всегда комплексные занятия, темы могут быть любые, главное, чтобы была связь с природой. Например, тема: «Путешествие в парк». Дети «отправляются путешествовать» в парк, там они встречают своего давнего друга, старика – Лесовика. Лесовичок загадывает загадки. Дети повторяют вместе с хранителем леса, правила поведения в природе. Потом они все вместе играют и Лесовик , радуясь встречи, дарит детям шишки от белочки. Получив в дар шишки, дети с радостью принимаются за дело – мастерят различные поделки. Свои работы дети с гордостью несут на выставку «Природа - кладовая творчества», которая существует уже несколько лет. В конце учебного года дети по желанию могут забрать поделки, тем самым порадовав родителей своими успехами. Используя изоэкологию на своих занятиях, понимаешь, что работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе.
6.Экспериментально - опытная деятельность
Задачи:
1.Формировать представления о предметах, веществах, растениях, объектах неживой природы: их свойствах, качествах, взаимосвязи.
2. Формировать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать, анализировать, делать выводы и открытия.
3. Создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию.
Экспериментально - опытная деятельность является важнейшим звеном в экологическом воспитании дошкольников. Оно особенно важно при формировании основ экологических и естественно - научных понятий, ведь очень важны знания, добытые самостоятельно, путем опытов, ведь они сильнее закрепляются и становятся прочными. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами и различной средой. В процессе экспериментирования повышается умственная активность ребенка - он думает, мыслит, узнает сам! В процессе опыта возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Ребенок просто познает мир в доступной ему форме.
Экспериментирования, проводится с детьми, начиная с 2-3 летнего возраста. Это - несложные опыты с водой, воздухом, почвой, песком, глиной, объектами неживой природы, растениями. Опыты, которые могут использоваться в быту (свойство воды растворять сахар, соль, использование вееров и др.) Для детей старшего возраста опыты усложняются, для них создан каталог опытов, который им доступен и понятен. Карточки изображены схематично, красочно, предварительно изучаются и проговариваются все схемы опытов. Ребенок может взять карточку и сам или с помощью взрослого провести эксперимент.
Занятия - экспериментирования, игры - экспериментирования проходят в увлекательной и интересной форме на прогулке, в группе (мл. гр.), в экологической комнате, где есть все необходимые материалы, приспособления.
7. Проекты, акции, выставки
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
- Формировать партнерские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
- Развивать любовь, уважение, интерес к родному краю. Формировать представление об экологических проблемах поселка родного края.
- У нас в детском саду регулярно проводятся акции, выставки, проекты экологической направленности.
Выставки
Традиционно в нашем детском саду проходят выставки экологической направленности. Перед проведением мероприятия проводиться ознакомительная работа с родителями и детьми по теме выставки. Когда начинаешь работу, не все родители откликаются сразу, но стоит принести на выставку несколько творческих работ, фотографий, родители проявляют заинтересованность и становятся активными. Выставки проводятся чаще всего с участием родителей и педагогов, но также проводим мини - выставки детских творческих работ. Темы разнообразны и интересны, это фотовыставки: «Водоемы родного края», «Времена года», «Природа - чудесница», «Удивительное рядом», «Осень – чудная пора», «Лето- красное», «Наши любимые животные» и др. Обычно выставки проводятся после проекта и являются его итоговым мероприятием. Творческие выставки это поделки из природного материала: «Удивительная шишка», «Ожившие пни», « Лесной сувенир», «Овощной хоровод», «Нет листвы осенней краше», «Золотая осень» и др., рисунки экологической направленности «Берегите природу», « Водоемы родного края», «Удивительный лес» и др., сувениры и творческие работы мастеров - умельцев по таким темам: « Золотая соломинка», «Чудеса из дерева», «Ивовые кружева», « В гостях у морского царя» и др. Организация выставок значима для детей и родителей. Они познавательны, информативны и интересны. Обычно выставки радуют своим разнообразием, красотой, яркостью, все работы интересны и неповторимы. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, ответственность, эстетический и художественный вкус. И пусть поделку сделает мама или папа, а малыш, только немного поучаствует в ее создании, но все равно это участие принесет ребенку огромную радость и гордость от проделанной работы. Творческие работы детей участвуют в конкурсах различного уровня и получают достойные награды. (смотреть фото выставок выше, ссылка «Экологический центр)
Акции
Экологические акции это одно из эффективных средств решения задач экологического воспитания дошкольников. Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.
Это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранения окружающей среды, экономном и разумном использовании природных ресурсов. В нашем детском саду традиционно проходят такие совместные акции: «С каждого по зернышку», «Берегите птиц», «Каждому скворцу по дворцу», «Получай скворец – свой дворец!», «Берегите парк», «Посади дерево», «Расти росток- цвети цветок», «Берегите воду» и др. В акциях участвуют все: родители, дети, воспитатели, сотрудники детского сада иногда и жители поселка. Не всегда родители проявляют интерес к акциям, но постепенно взрослые, видя с каким интересом и воодушевлением их дети, рассказывают о том или ином мероприятии, втягиваются и помогают педагогам и детям. Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Проекты
Технология проектного обучения, проектной деятельности (метод проектов) – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Тематика проектов разнообразна, но особенно целесообразно использовать данный метод по экологическому воспитанию дошкольников.
По роду деятельности проекты могут быть:
- творческими;
- исследовательскими;
- познавательными;
- информационными и др.
Мы чаще всего проводим комплексные проекты (познавательно - творческие, информационно - познавательные)
Проекты чаще всего возникают стихийно, внезапно. Проект возникает во время прогулки, экскурсии или в других ситуациях, когда дети задают вопросы. («Почему акула кусается? Как рождается дельфин? Что такое актиния и морская звезда?», (проект «В гостях у морского царя») или «Почему листья желтеют осенью?», (проект «Нет листвы осенней краше») и др.) или педагог преподносит проблему так, чтобы ребенок заинтересовался темой проекта, и детям захотелось ее решить с помощью взрослого или самостоятельно (проект «Удивительный лес», творческий проект «В гостях у морского царя», «Мир птиц», непосредственно- образовательная деятельность «Полезные овощи»).
Метод проектов позволяет развивать общие способности детей: познавательные, речевые, коммуникативные. Знания, умения, навыки при ознакомлении какой - либо темы экологического проекта, приобретаются осознанно в ходе работы над личностной и общественно- значимой проблемой, быстро присваиваются, запоминаются и закрепляются ребенком, превращаясь в его активный запас знаний, слов и практический опыт и также легко переносятся на другие виды деятельности. Родители являются активными участниками экологических проектов. Совместная проектная деятельность способствует укреплению сотрудничества педагогов учреждения и родителей в образовательном процессе по экологическому воспитанию. Также хочется отметить, что при проведении проектов проходит активное взаимодействие с Домом культуры и библиотекой, с ДДТ «Калейдоскоп». Мы с дошкольниками посещаем мероприятия, подготовленные сотрудниками по теме проектов.
Заключение
Подводя итоги работы по экологическому воспитанию, хочется отметить, что данная работа ведется не зря. Дети с большим интересом наблюдают за природой, ухаживают за растениями, птицами, экспериментируют, мастерят поделки из природного материала. Они уже не бросят бездумно бумажку на траву, не сломают веточку, не разрушат муравейник, дети знают правила поведения в природе и понимают, как ее беречь. У ребят формируется активная позиция и сильное желание изменить и улучшить окружающий мир вокруг себя. Взрослые дают детям почувствовать, что на первый взгляд от незначительных действий зависит, какой будет наша природа, и мир который нас окружает. Малыши уже сейчас учатся быть ответственными и заботливыми. Ведь все начинается с малого, и казалось бы, незначительного, а формируется в большой пласт, который и называется экологическим воспитанием дошкольников.
У нас много интересных планов и проектов, которые мы будем реализовывать в будущем. Рассматриваем возможность создание экологического мини - музея.
Педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают методический материал и публикуют разработки по экологическому воспитанию на педагогических сайтах и в научно - методических журналах по дошкольному воспитанию. В будущем планируется работа по метеоплощадке, которая установлена в этом году на участке. В данный момент подбирается методический материал, дополняется оборудование, разрабатывается выносной календарь природы. Также планируется дополнить маршруты на экологической тропинке и экологической тропе, обновить и разработать паспорта, карты - схемы.
Хочется надеяться и верить, что любовь к природе, к родному краю останется в сердцах наших детей на всегда, и поможет им жить в гармонии с окружающим миром!
Список используемой литературы
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б Жизнь вокруг нас. Учебно-методическое пособие - Ярославль: академия развития: 2013. - 112с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Изд.: ТЦ Учитель,2019. -190с.
- Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. - Изд.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2020. – 240 с.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2022. – 128 с.
- Джим Майлс. Большая энциклопедия для дошкольника. - Издательство «Олма-пресс». 2015. - 945 с.
- Драгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада. - Изд. : Просвещение . 2021. - 80с.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Изд.: Учитель, 2021. -202 с.
- Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников..- М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - Изд.: ТЦ Сфера, 2020. - 128 с.
- Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (старшая группа).- Изд.: Корифей. 2017.- 96с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве - М.: Просвещение, 2012. -144с.
- Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет. - Издательство: Олма - пресс. 2016.- 112с.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. Развивающие сказки . - Изд.: Гном и д, 2011.- 64с.
- Шишкина В.А, Дедулевич М.Н Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003. -112с.
- Научно-методические журналы: «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...