Конспект развлечения во второй младшей группе "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия (младшая группа)
Знакомство детей с предметами русского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_mini.docx | 696.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 "Сэсэг" 670023,
г.Улан-Удэ, ул.Мерецкова 3, тел/факс 22-54-77
Конспект НОД во второй младшей группе
"Знакомство с русской избой"
Воспитатель: Цыденова Э.В.
Улан-Удэ
2022
Цель: знакомство с предметами русского быта.
Задачи:
- Познакомить детей с жилищем русской семьи, с предметами старины;
- Расширить и обогатить словарный запас детей (печь, дрова, чугунок, ухват, веретено и т.д.)
- Развивать связную речь детей;
- Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
Предварительная работа:
- Рассматривание сюжетных картинок народного быта
- Чтение русских народных сказок
- Мини-экскурсия в музей народного быта
Оборудование
Макет русской печи, предметы народного быта (веретено, чугун, посуда деревянная, деревянные ложки, самовар)
Ход занятия:
В: Ребята, мы собрались здесь с вами сегодня, чтобы поговорить о жизни наших предков, которые жили в деревнях. Окунуться в традиции русского народа, которые хранятся с давних времен и передаются из поколения в поколение. Ну, а чтоб лучше прочувствовать эти традиции, жизнь и быт старины, я предлагаю вам посетить наш Мини музей «Русская изба».
В: А расскажу я о русской избе, где жили русские люди много лет назад. Избу строили из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Строили люди сами себе избы, а соседи помогали. Принято делить избу на 2 части: передняя- там, где спали, отдыхали и другая, где хранилась домашняя утварь.
В: как вы думаете ребята, что было главным в избе?
Д: печка
В: центральным местом в избе считалась печь.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
В: печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать и греться. В печи пекли хлеб, готовили пищу. Для этого использовали рогатый ухват, для того чтобы вытащить горячий чугунок с супом или кашей.
В: в старину люди много сочиняли. Это были сказки, песни, частушки и загадки:
Вы можете отгадывать загадки? Сейчас мы это проверим:
- В избе-изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
- Стоит бычок, подбоченившись бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар)
- Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает (ухват).
- Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу сварит (чугунок).
Ребята, хорошо вы загадки отгадываете. Как мы уже говорили, люди много делали своими руками. В то время, когда мужчины много работали, а женщины занимались домашним хозяйством – пекли хлеб, пироги и кормили своих мужей и детей. Посмотрите за какими животными ухаживали.
Также в старину много пели и играли на инструментах. Деревянные ложки тоже народный инструмент. Давайте на них поиграем (игра на ложках).
На этом наша экскурсия подошла к концу. Но мы, как люди гостеприимные, стараемся хранить традиции старины, и поэтому я предлагаю вам узнать у своих родителей и бабушек и дедушек спросить какие предметы старины у вас есть дома.
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 "Сэсэг" 670023,
г.Улан-Удэ, ул.Мерецкова 3, тел/факс 22-54-77
Конспект НОД во второй младшей группе
«Русская печь»
Воспитатель: Цыденова Э.В.
Улан-Удэ
2022
Цель: Познакомить с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, глиняная посуда, ухват, самовар.); расширять кругозор; прививать любовь к русской народной культуре; поднятие эмоционального тонуса детей.
Предварительная работа: разучивание русских потешек, чтение русских народных сказок.
Материал:
куклы би-ба-бо (бабушка), печка и ухват, глиняный горшочек.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к бабушке (ребята располагаются в музее).
Би-ба-бо: - Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь. Горница у нас небольшая, да красивая какая! В горнице много интересных и незнакомых вам до селе вещей. (показывает на печь).
Би-ба-бо: Кто знает, что это за предмет в нашей избе? (дети: печка)
Би-ба-бо: правильно! А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь, для чего она нужна, что она приносила в дом (тепло и уют,? (готовили кушать, грели воду, топили избу) Правильно, в ней готовили пищу, варили кашу, в специальной глиняной посуде, а чтобы не обжечься, горячую еду доставали ухватом (рассматриваем предметы, дети повторяют названия) , а еще на печке спали и пекли очень вкусные пироги).
Воспитатель: А мы с ребятами тоже умеем пироги печь!
Пальчиковая игра : «Я пеку-пеку, пеку»:
Я пеку-пеку, пеку всем друзьям по пирогу (лепим пироги)
Пирожок для мышки, для заиньки малышки,
Для лягушки пирожок, мишка съешь и ты дружок,
Пирожок тебе лиса (загибают пальчики)
Очень вкусная игра! (разгибают все пальчики).
(би-ба-бо хвалят детей; воспитатель предлагает ребятам налепить вкусного печенья).
(Кто-то сильно чихает за печкой»
Би-ба-бо: Кузенька, это ты?
Кузя домовой: выходит из-за печки
Я малютка домовой,
Пригласи меня домой-
Я порядок наведу,
Не пущу я в дом беду.
Я за печкою живу,
С ребятишками дружу,
Я хозяйке помогаю
И гостей я развлекаю.
Би-ба-бо: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.
Кузя домовой: Услышал я, что вы ведёте речи.
О доброй и уютной нашей русской печи.
А в каких сказках встречается русская печь?
Кузя: Есть у меня для вас загадки. Кто отгадку скажет – пусть её покажет.
Загадки.
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок.
(веник)
На веревке пальцы, держат одеяльце.
(прищепки)
По сеням так и сяк, а в избушку никак.
(дверь)
Поля стеклянные, межи деревянные.
(окна и рамы)
Черный конь скачет в огонь.
(кочерга)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)
На стене висит, болтается, за него всяк хватается
(полотенце)
Новая посуда, а вся в дырах.
(решето)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет клетки кладет.
(лапти)
Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
(ложка)
Стоит кошка - четыре ножки, что это?
(скамейка)
Согнут в дугу - летом на лугу,
Зимой - на крюку.
(серп)
Кузя: Вот и мне пора за печку.
И сверчок поет где –то рядышком.
Как тепло с тобой, печка – матушка!
Домовёнок уходит за печку.
Би-ба-бо: рефлексия
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 "Сэсэг" 670023,
г.Улан-Удэ, ул.Мерецкова 3, тел/факс 22-54-77
Конспект НОД во второй младшей группе
«Хозяйкины помощники»
Воспитатель: Цыденова Э.В.
Улан-Удэ
2023
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, лавки);
- познакомить с предметами кухонной утвари: ухват, чугунок, горшок, сито, крынка, ложки, самовар;
- обогатить словарный запас детей;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка: Проходите, гости дорогие, в мою избу. В старину, ребята, дом на Руси так назывался – изба. Я хозяйка этой избы, проходите, присаживайтесь на лавки. Стульев то не было, и сидели, и спали, и мастерили, и рукодельничали на лавках. Вот посмотрите на мое рукоделие – и одеяло, и рушник, и скатерка, и половички – все своими руками хозяйки делают – прядут, ткут, шьют, вяжут, вышивают.
Дел у меня, ребята, в избе много – нужно и еду готовить, и чистоту поддерживать, и постирать. А чтобы сподручно было, есть у меня помощники – утварь разная.
Воду беру чистую, студеную из колодца, он тут недалеко стоит. А чтобы носить ее, есть приспособление деревянное – коромысло, (показ изображения) кладу его на плечо и несу два ведра сразу, так то оно легче, чем в руках.
А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, батарей ведь нет?
Ответы детей.
Хозяйка: Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Без нее изба - не изба. Печь - это сердце дома, главная моя помощница. Строится она из кирпича, сверху обмазывается глиной и белится.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, барыня.
Ты свари, обогрей, испеки,
Освети, полечи и спаси.
В дом добра принеси.
Печь и греет, и кормит, и спят на ней малые детки да старики, и одежду на ней сушат, и грибы-ягоды, и даже моются в печи и стирают. Как встану поутру, первым делом печь растапливаю. Знаете, ребята, чем печь топится?
Ответы детей.
Хозяйка: Да, топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
Готовлю я в русской печи щи, кашу, пеку хлеб, пироги. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».
А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? Кастрюль ведь раньше не было, готовили вот в таких чугунках. Этот помощник тоже незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, прочный, может выдержать любой огонь. А есть еще брат его – глиняный горшок. В горшках и еду варили, и хранили в них крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до двух ведер воды.
А молоко, чтобы не кисло, хранят вот в таких глиняный крынках.
Ребята, а чугунок или горшок горячий как из печи достать, знаете?
Ответы детей.
Хозяйка: Здесь тоже нужен помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. А если прямо из горшка, знаете чем? Ложками деревянными. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, даже в гости со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Хозяйка: А вот еще об одном своем помощнике загадаю вам загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…
Ответы детей.
Хозяйка: Да, ребята, это самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами, баранками, да сушками.
Продуктивная деятельность:
Хозяйка: Пока печка топится, приглашаю вас за стол баранки постряпать, для нас и наших гостей. Тесто я уже замесила, и тут без помощника не обошлось, посмотрите-ка: новая посудина, а вся в дырках. Это сито. Ситом сеяли муку, и тогда тесто получалось пышным и мягким. Только давайте-ка мы с вами перед работой пальчики разомнем. Слышала я, знаете вы пальчиковую гимнастику про Катюшиных помощников?
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Мышка подбирает крошки под столом.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Курочка рябая пол крылом метёт.
Катя варит кашу для зверят своих
Кашки наварила, с ложки кормит их.
Хозяйка присаживается вмести с детьми, рассказывает и показывает приемы работы с соленым тестом: 1) раздает детям по кусочку теста; 2) показывает, как разминается тесто пальчиками; 3) как тесто раскатывается между ладоней, прямыми движениями вперёд-назад, до получения желаемой формы столбика; 4) показывает, как соединяются кончики столбика для получения калача), приговаривает:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!
С пылу, с жару из печи!
Все румяны, горячи!
Хозяйка: - Какие вы молодцы, какие у вас замечательные сушки да баранки получились! Поставим их в печь, пусть пекутся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе "Знакомство с русской избой"
Прознакомить детей с условиями жизни и бытом людей в древние времена....
конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Знакомство с русской избой"
Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой". В ходе занятия у детей формируются представления о избе крестьянской семьи, о предметах быта, о кухонных принадлежностях. Занятие...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с русской избой."
Этот конспект поможет педагогам познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска);познакомить некоторым...
Беседа во второй младшей группе "Знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой"
Знакомство с народной игрушкой...
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с русской избой»
Данный конспект разработан в рамках внедрения и апробации программы "Быт русской избы". Может быть использован педагогами ДОУ для знакомства детей с бытом и традициями русского народа...
Конспект НОД по фольклору в средней группе "Знакомство с русской избой"
Конспект занятия...