Доклад
материал
«Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе дошкольного отделения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад. | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация Талдомского городского округа Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение Николо -Кропоткинская основная общеобразовательная школа
141915 Московская область, Талдомский район, с. Николо-Кропотки, д.98.
___________________________________________________________________________________________
Доклад на тему:
«Особенности организации учебно-воспитательной работы
в разновозрастной группе дошкольного отделения»
Подготовила:
старший воспитатель
МОУ Николо-Кропоткинской ООШ
(дошкольного отделения)
Доронина Елена Александровна.
2021г.
Детский сад — первое образовательное учреждение на пути развития ребенка от 1,6 до 7 лет. Вместе с семьей, детский сад участвует в воспитании малыша. Воспитатели, как вторые родители, закладывают все самые важные черты характера человека.
Умения, приобретенные в этом возрасте, остаются на всю жизнь. В детском саду ребенок получает первый социальный опыт. Дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
Одной из основных задач воспитателей является – наполнение повседневной жизни группы интересными делами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
В нашем дошкольном отделении школы функционируют две группы:
В младшей разновозрастной группе – две подгруппы 2-3 года, 3-4 года, (где детей 2года – 3 человека, 3 года- 6 человек, 4 года – 1 человек)= 10 человек
В старшей разновозрастной группе- 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, (где детей 4-5 лет – 4 человека, 5-6 лет -9 человек, 6-7 лет- 4 человека).
Я считаю, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал.
Преимущества разновозрастных групп:
- В разновозрастной группе младшие дети развиваются быстрее, ориентируясь на успехи старших детей.
- Старшие дети в разновозрастной группе учатся ответственности, помогая младшим.
- Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
- Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство становится благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.
Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умение соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Воспитателю необходимо сформировать адекватные отношения между детьми:
- где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал.
- где старший стремится защитить и помочь младшему,
- где младший не боится подойти к старшему,
- где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то получится завтра.
- где воспитатель внимателен к каждому ребенку,
- где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты.
Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы. Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:
- знать программы возрастных групп;
- уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
- обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Для работы в такой группе в первую очередь нужно создать благоприятные условия для режимных моментов:
- столы и стулья подготовить согласно росту детей (правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста);
- рассадка детей по возрасту и росту: младшие дети сидят ближе к воспитателю и соответственно ближе к доске;
- соблюдается время проведения занятий и их последовательность (воспитатель организует проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы).
При непосредственном проведении занятий, дети, которые младше по возрасту, заканчивают занятие раньше и идут в игровой уголок. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшими детьми предусматривается более подробный анализ результатов деятельности.
При проведении занятий воспитателю необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание , а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
После завершения работы с детьми младшего возраста, организуется перерыв для детей всей группы. Хочется отметить, что физкультминутки во время занятий делают все дети.
При проведении занятий по лепке, аппликации, конструированию , воспитатели для младших детей задание готовят полегче, для более старших детей- сложнее.
При проведении занятий по познавательному развитию и не только, воспитатели часто используют метод квест – игры, что интересно не только старшим детям, но и младшим. Дети с удовольствием разгадывают кроссворды, карты, головоломки и следуют указаниям воспитателя.
С помощью квест-игры решаются следующий задачи:
- научить детей планировать свою деятельность и прогнозировать результат;
- научить детей работать в коллективе;
- развивать целеустремленность и стремление к победе;
- создать оптимальную и комфортную рабочую среду;
- развить физические качества, творческие способности, жизненные позиции детей.
Для обеспечения активности и работоспособности детей во всех подгруппах, воспитатели избегают длинных бесед, многословных объяснений, находят правильные темп и ритм любой деятельности. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе. Создавая развивающую среду группы, воспитатели учитывали особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Гараж», «Салон красоты», «Уголок конструирования», «Кухня», «Семья», для развития творческих способностей «Творческая мастерская».
Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.
При определении режима дня для детей трех- четырех возрастов за основу берем режим среднего возраста и с учетом режима для остальных детей вносим некоторые изменения в длительность режимных процессов.
Когда воспитатель руководит большинством группы, младший воспитатель находится с меньшинством.
Установленный режим обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей- режим обновляется.
Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми. Педагоги берут общую тему с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети всех возрастов, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель, прежде всего заботится об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...